Упражнения фигурное вождение. Учебные упражнения по вождению. Порядок начисления баллов на этапах

В данной статье мы рассмотрим основы вождения или точнее технику вождения автомобиля. Основы – это базовые навыки, без которых не получится овладеть искусством вождения.

Многие инструкторы и даже директора некоторых автошкол считают, что занятия на автодроме вообще не нужны в программе обучения.

Поэтому очень часто прямо на первом занятие инструктора стараются выезжать в город, в результате учащийся получает огромный стресс.

Такой радикальный подход к обучению приводит к двум вещам:

Первое - Страх, неуверенность в себе, сомнения в своих способностях и желание прекратить обучение.
Второе – С таким подходом к обучению невозможно развить необходимые навыки, и освоить технику управления автомобилем.

Вы спросите, а как же уроки в автошколе на автодроме?

Автодром, точнее эти крохотные участки асфальта, которые называют автодромами, используются для отработки пяти тестовых упражнений , а не фигурного вождения.

А фигурное вождение – это и есть ключевой момент в подготовке основам вождения, тот фундамент, без которого научиться управлять автомобилем практически невозможно.

А теперь читайте Внимательно!
В обычных автошколах вообще отсутствует фигурное вождение, его там нет, не было и когда будет, никто не знает.

Вот так…

Вы наверно желаете спросить. А как же те пять упражнений на площадке?
А вот это очень важный вопрос и вот почему...

Потому что все эти пять упражнений являются тестовыми, то есть по ним сдают экзамены и проверяют наличие необходимых навыков, а не обучают основам вождения (базовым навыкам).

А базовые навыки прекрасно развиваются при выполнении различных фигур, потому что фигурное вождение это основа основ профессиональной подготовки всех технических видов спорта (авто, мото и т.д.). И развить базовые навыки (технику вождения) без фигурного вождения практически не возможно.

Сейчас Вы узнаете самый короткий путь, который приведет Вас к вашей цели, то есть возможности овладеть навыками профессионального управления автомобилем.


Итак,
Основы вождения (техника вождения), что в него входит, и какие навыки необходимо развить.

Посадка за рулем.
Начнем с главного с посадки за рулем. Если посмотреть на посадку начинающих водителей вы заметите, кто-то сидит близко к рулю, обычно такой водитель желает видеть капот своего автомобиля, чтобы лучше видеть направление движения, или сидит дальше и управляет автомобилем одной рукой.

В обоих случаях, это грубая ошибка и при возникновении критической ситуации, оба водителя не успеют совершить необходимые действия рулем и педалями, и все это из-за неправильной посадки.

И еще один важный момент. Где должна находиться ваша левая нога, когда вы едете? Часто начинающие водители, те, кто управляет автомобилем с механической КП, держат ее постоянно на педали сцепления.

А где она на самом деле должна быть? Почему именно там? И какие важные действия должна выполнять?

На эти вопросы нам не разу не ответили правильно, учащиеся, которые пришли к нам заниматься после обычной автошколы.

Внимание!
Если у Вас неправильная посадка вы не сможете эффективно управлять автомобилем.

Посадка за рулем


Техника вращения руля.

Существует много способов вращения руля, как правило, все они пришли из автоспорта, к сожалению, в большинстве автошкол до сих пор начинающих обучают одному единственному и, на мой взгляд, неэффективному способу, так называемый «силовой способ» вращения руля. Таким способом, как правило, вращают руль на грузовых автомобилях, автобусах, тракторах, но этот способ не подходит для современных легковых автомобилей.
А происходит это потому, что инструктора в автошколах работали водителями на грузовиках, автобусах, и настолько привыкли так вращать руль, что этому учат и своих учеников в автошколе.

На сегодняшний день для управляя современным автомобилем, я рекомендую освоить два основных способа, которые позволят Вам научиться, на 100% контролировать траекторию автомобиля при маневрах различной сложности.


И вот эти три способа:

  1. Скоростное вращение с перехватом
  2. Вращение Одной рукой с перекатом
  3. Вращение Одной рукой без переката


Вам необходимо научиться правильно выполнять эти два способа вращения руля, и знать в какой ситуации их возможно применить.
Вам необходимо на практике с использованием основного способа вращения с перехватом отработать два важных момента вход в поворот и выход из поворота, и все это важно освоить на поворотах с разными радиусами.

Еще раз повторю, это необходимо освоить на практике в реальных условиях.
Даже когда вы знаете, как выполнять необходимые действия, но не довели этот навык до автоматизма, в дальнейшем у Вас могут возникнуть проблемы.

Техника вращения руля

Внимание!

При обучении Вам сложно определить свои ошибки, поэтому необходим контроль над вашими действиями, и лучший вариант это хороший автоинструктор, который отметит ваши ошибки, чтобы вы могли их исправить.

Техника управления педалями.
Итак, педали сцепления, тормоза и газа. Для автомобиля с акпп педаль сцепления не актуальна, но вот две другие важны, поэтому, как и на механике необходимо развить необходимые навыки.

Какие это навыки?
Для работы сцеплением следующие:

  1. Плавно начать движение с места (выполняя правильно вы сможете легко сделать это на любой машине)
  2. Тронуться на горку (два варианта, с ручного тормоза и с педали тормоза,)
  3. Эффективно тронуться на льду (на какой передачи и как выполнить правильно?)
  4. Плавное переключение передач (У Вас машина дергается при каждом переключении передач или нет?)
  5. Переключение передач с двойным выжимом сцепления (когда и для зачем это необходимо уметь)
  6. Раскачивание автомобиля при помощи сцепления (где пригодится этот навык?)

Практически все ученики, которые пришли на наши занятия после автошколы, совершают ошибки в каждом из приведенных в списке навыков, но это несложно исправить, если поставить такую цель.

Техника управления сцеплением


Замедление автомобиля или искусство торможения.
Торможение не просто нажатие на педаль тормоза - это искусство. И чем лучше вы им владеете, тем выше ваши шансы сохранить не только нервы, но и может быть ваше здоровье и даже жизнь.

Многие начинающие водители считают - главное, чтобы тормоз был исправен, а остановиться помогут электронные системы типа ABS, ESP и т.д.

Однако, наличие электронных вспомогательных устройств (ABS, ESP и т.д.) не гарантирует Вам остановку в точно заданном месте, так как при их использовании есть как плюсы, так и минусы.

Внимание!

Вы должны осознавать, что любое срабатывание электронных устройств, говорит о том, что вы как водитель не смогли оценить ситуацию, принять правильное решение, и выполнить нужные действия. И поэтому Вам необходимо разобраться, в чем ваша ошибка, и что необходимо исправить в вашей технике торможения, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.

Итак,

Существует много способов остановить автомобиль, но использование проверенных и эффективных способов торможения это наилучшее решение.

Основные способы:

  • Плавное торможение
  • Прерывистое торможение
  • Ступенчатое торможение
  • Торможение двигателем
  • Комбинированное торможение


Вам необходимо освоить все эти способы торможения, чтобы остановить свой автомобиль двигающийся на скорости, в сложных погодных и дорожных условиях.

Техника торможения

Секреты управления педалью газа.

Говоря о педали газа многие, могут спросить. А разве педалью газа надо учиться пользоваться?

Что значит, для Вас дать газу? Для многих это значит разогнать автомобиль,

Но есть и другие вопросы.
Как изменяется работа педалью газа в зависимости от погодных и дорожных условий?
Как необходимо работать педалью газа, на повороте?
На входе в поворот? На дуге поворота? На выходе из поворота?
Как управляют педалью газа при преодолении затяжных подъемов?
Как необходимо работать педалью газа на продолжительных спусках?
Как нужно работать педалью газа при переключении передач, чтобы машина не дергалась при каждом переключении?

Педаль газа с ней все очень просто, когда знаешь,
Где? Как? Почему? Зачем? И почему не наоборот?

Знание ответов на эти вопросы позволяет не создавать себе проблем.


Коробка передач (Механическая КП и Автоматическая КП)

Несколько слов о начальных навыках использования механической коробки передач (МКП)
Часто начинающие включают не ту передачу, которую хотели включить или им бывает сложно быстро найти нужную передачу.

А у Вас есть такие сложности при включении передач в коробке?

Если да, то есть простое решение, перестаньте искать и воспользуйтесь подсказками самой коробки и это не наклейка на ручке со схемой переключения. Это техническая особенность устройства коробки, понимание которой избавит Вас от перебирания всех передач, и поможет сразу включить нужную передачу.

Ответ на этот вопрос Вы сможете найти, подписавшись на бесплатную рассылку «Азбука водительского мастерства»

А вот еще некоторые вопросы:
Как управлять МКПП при прохождении поворотов?
На каких оборотах двигателя необходимо переключать передачи при плавном или интенсивном разгоне автомобиля?
А если Вы снижаете скорость, то на каких оборотах двигателя необходимо переключать передачи последовательно вниз для каждой передачи 5,4,3,2,1?

Ответы на эти и многие другие вопросы Вы найдете:
В уроке ""

Что необходимо знать при вождении автомобиля с АКП.
С автоматической коробкой все просто включил D, едет вперед, включил R, едет назад, что еще надо для счастья начинающему водителю?
Счастье владельца автомобиля с АКП - это никогда не видеть счет на ремонт автоматической коробки. А для этого очень важно изучить где? когда? и как? используются все остальные передачи в вашей АКПП. Подробнее в статье " "

Ответы на вопросы: где? когда? и как? используются все передачи в автоматической коробке на вашем автомобиле Вы найдете в статьях на сайте.

Наконец мы добрались до того, что позволит Вам собрать все навыки (выше сказанные) в одно целое и сотворит чудо над вашей координацией.

Ваши руки, ноги, глаза и даже мысли объединятся, и будут слаженно работать ради главной цели, полного контроля над автомобилем. Но достигается это только полным контролем над собой и своими действиями!

И для решения этой задачи лучше всего подходит фигурное вождение.

Фигурное вождение – это наилучший способ отработать технику вращения руля в поворотах разного угла и радиуса, научиться объезжать различные препятствия, почувствовать габариты автомобиля. А также освоить базовые навыки использования зеркал, довести до совершенства работу педалями, научиться определять расстояния и многое другое.

Главный секрет такой эффективности заключается в том, чтобы все упражнения были построены последовательно от простого к сложному, и тогда за 3-4 занятия, возможно, достичь необходимого результата и приобрести основные (базовые) навыки.

Для достижения такого результата, мы используем более 30 упражнений (в обычной автошколе их всего пять и все они для сдачи, а не для...), подробнее читайте в статье «Как сдать вождение »).

А теперь, перейдем к упражнениям.
В освоении техники управления фигурное вождение является ключевым для изучения и тренировки основных маневров.
Что же такое основные маневры – это перестроение, повороты разного радиуса, объезд препятствий, развороты и все это необходимо уметь делать как передним, так и задним ходом.

В процессе обучения фигурное вождение позволяет приобрести следующие навыки – это распределение внимания, чувство габаритов, принятия решения, вращения руля, скорость действий педалями и многое другое.
И чтобы развить эти навыки необходимо тренироваться различных фигурах (овал, квадрат, простая и смещенная змейки, и т.д.). Все фигуры позволяют Вам за очень короткое время освоить технику вождения на хорошем уровне.

В этих тренировках есть еще один важный момент, отрабатывая фигуры, вы сразу развиваете нужные действия практически в том же виде, в каком вы их будете использовать в реальных условиях движения.

Несколько слов об объезде препятствий.
Много различных препятствий встречается нам на пути, но для того, чтобы все эти препятствия научиться объезжать, Вам необходимо научиться строить траекторию объезда. И когда Вы сможете это сделать, то не важно, каким автомобилем вы будете управлять малолитражкой или джипом.

Конечно, существуют определенные приемы выполнения этих действий, которые необходимо Вам знать. Знание приемов поможет Вам уверенно совершать объезд различных препятствий без страха, суеты и даже не нервничать.

Вот это все представляет основы вождения или если сказать точнее технику вождения автомобиля, которая закладывает очень хороший фундамент для дальнейшего совершенствования вашего мастерства на следующем этапе подготовки, и он называется «Тактика вождения».

Успехов Вам в совершенствовании водительского мастерства!

Сергей Савченко

P.S. Узнать больше о секретах мастерства вождения, а также о технике и тактике управления автомобилем Вы сможете из книги «Вождение автомобиля»

1. Упражнение «Змейка задним ходом» задним Условное обозначение:

Размеры фигуры:

Пенализация:

2. Упражнение «Бокс» – прямоугольник, имитирующий въезд в гараж, ограниченный стойками с трех сторон, с открытой узкой стороной. Участник должен, двигаясь задним ходом, поставить автомобиль так, чтобы в момент последней фиксации проекция хотя бы одной из его деталей не выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль.



Условные обозначения:

Д – длина бокса

Ш – ширина бокса

Размеры фигуры:

Для автомобилей группы «мини» Ш=1,90 Д=4,50

Для автомобилей группы «миди» Ш=2,16 Д=5,00

Для автомобилей группы «макси» Ш=2,40 Д=6,20

Пенализация:

Касание каждого ограничителя – 10 очков;

Неполный заезд – 30 очков.

3. Упражнение «Змейка передним ходом» состоит из пяти ограничителей в виде стоек, установленных по прямой линии с одинаковым интервалом, которые образуют четыре проезда. Участник должен передним ходом проехать последовательно все проезды, при этом въезд в первый створ осуществляется таким образом, чтобы первая стойка находилась справа от автомобиля. Условное обозначение: Д – расстояние между стойками.

Размеры фигуры:

Для автомобилей группы «мини» Д=5,20

Для автомобилей группы «миди» Д=5,80

Для автомобилей группы «макси» Д=6,60

Пенализация:

Касание каждого ограничителя - 10 очков;

Пропуск каждого проезда – 30 очков.

4. Упражнение «Крест передним ходом» является упрощенным аналогом фигуры «круг» и имеет размеры этой фигуры с сохранением правил ее прохождения. Фигура «Крест» состоит из восьми ограничителей, расположенных на условных окружностях таким образом, что они попарно образуют четверо ворот. При выполнении упражнения участник должен провести автомобиль передним ходом по кругу по часовой стрелке через шесть ворот. Въездными воротами считаются ближние к старту левые ворота.

Условные обозначения:

R – радиус внешнего круга.

r – радиус внутреннего круга.

Размеры фигуры:

Для автомобилей группы «мини» R=6,30 r=3,40

Для автомобилей группы «миди» R=6,40 r=3,20

Для автомобилей группы «макси» R=6,70 r=3,10

Пенализация:

– неполный выезд из створа ворот – 30 очков.

5. Упражнение «Парковка» – прямоугольник, ограниченный стойками с трех сторон и с открытой стороной, обозначенной линией шириной 3 см, начерченной на поверхности площадки. Боковые стойки устанавливаются через 1 метр от начала выполнения фигуры. Участник должен через открытую сторону фигуры поставить свой автомобиль так, чтобы в момент последней остановки (фиксации) ни одна из его деталей не выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль. Въезд на «Парковку» выполняют правой стороной автомобиля, двигаясь задним ходом.




обозначения:

Д – длина фигуры.

Ш – ширина фигуры.

– движение передним ходом.

– движение задним ходом.

Размеры фигуры:

Для автомобилей группы «мини» Ш=1,90 Д=5,60

Для автомобилей группы «миди» Ш=2,20 Д=6,20

Для автомобилей группы «макси» Ш=2,50 Д=7,10

Пенализация:

– касание каждого ограничителя – 10 очков;

– неполный заезд – 30 очков.

6. Упражнение «Габаритные ворота» – две пары ограничителей в виде стоек с поворотными консолями, установленными горизонтальной частью (консолями) на высоте наибольшей ширины автомобиля. Участник должен проехать внутри фигуры, не задев ограничителей.



Условные обозначения:

Д – длина фигуры.

Ш – ширина фигуры.

Размеры фигуры:

Для автомобилей группы «мини» Ш=1,65 Д=2,40

Для автомобилей группы «миди» Ш=1,85 Д=2,40

Для автомобилей группы «макси» Ш=2,00 Д=2,40

Пенализация:

– касание каждого ограничителя – 10 очков.

Проезд ворот выполняется передним ходом!

7. Упражнение «СТОП-линия» – участник должен остановить автомобиль таким образом, чтобы оба передних колеса были в контакте с финишной линией. Длина финишной линии – 3 метра, ширина – 15 см. Временем финиша является полная остановка автомобиля.

Пенализация:

– отсутствие контакта хотя бы одного колеса с финишной линией – 20 очков;

– возобновление движения без разрешения судьи – 10 очков.


Приложение № 3

Ректор ____________________

(ВУЗ)

______________________Ф.И.О.

______________________

Дата М.П.

З А Я В К А

на участие в республиканском конкурсе среди студентов «Автосессия – 2012» от команды _______________________________________________

(ВУЗ)

Девиз команды ___________________________________________________________________________________

Приложить копии документов всех участников команды:

Паспорт участников (фото, прописка),

Пенсионное страховое свидетельство.

Подписи всех участников команды:

______________________/____________________________/

______________________/____________________________/

Министерство просвещения ПМР

ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»

СОГЛАСОВАНО:

Зав. метод. отделом РПТ

Т.С. Штырбул

2014 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР

И.Ю. Парфентьева

2014 г

ДОКЛАД

на тему: «Элементы фигурного вождения».

Выполнил: Кирстя П.В.,

преподаватель специальных дисциплин I кв. категории.

Рассмотрен и одобрен

на заседании ЦМК

преподавателей и мастеров

«Водитель транспортных средств»

Протокол № 6 от 28.01.2014 г. Председатель ЦМК

П.В.Кирстя

г. Рыбница, 2014 г.

Содержание:

Введение

1 Змейка или фигурное вождение.

2 Разворот в ограниченном пространстве.

3 Параллельная парковка.

4 Постановка авто в «бокс» или габаритный дворик.

5 Трогание на подъем (эстакада).

6 Советы тем, кто только начинает водить

Заключение

Введение


Эта тема очень важна при обучении и сдаче практического экзамена при получении водительского удостоверения. Прежде всего, я должен открыть общеизвестную тайну, что любые экзамены «возбуждают» особенно когда уж так хочется завладеть водительским удостоверением как можно быстрее. Шлейф возбужденной психомоторики будит преследовать Вас на каждой новой попытке сдачи экзамена. Вы должны быть к этому готовы, по крайне мере к тому, что попытка будет ни одна. А значит запоминайте! Все, что вам покажется странным или более того, постарайтесь принять как должное. Весь идиотизм заключается в том, что от Вас будут хотеть следующего.

Довольно четко показать свои навыки пользоваться органами управления. Для этого:

На каждом из пяти упражнений (на площадке) существует линия «Старта» и линия «Стоп». Перед которыми, в обязательном порядке, следует остановить авто, не пересекая линии, выключить передачу и зафиксировать его стояночным тормозом. Весь процесс обучения отводится на оттачивание мастерства по выполнению основных элементов, а «валятся» люди на элементарном - пересечении линии «Стоп». И единственное, что я слышу после этого: "Ой, а я забыла!".

Р-а-с-с-л-а-б-ь-т-е-с-ь! И не ждите заветной «корочки».

Ничего не ждите от экзамена, просто сосредоточенно покажите - чему Вы научились!

Итак - площадка. Основные пять элементов.

1. Змейка или фигурное вождение.

Задача: аккуратно проехать, не сбивая элементов разметочного оборудования между вешками.
Цель: научиться чувствовать габариты автомобиля (в жизни вы будете маневрировать в живых кварталах и на узких улицах) - верьте на слово, пригодиться!

2. Разворот в ограниченном пространстве.

Это габаритный квадрат 8 на 8 метра.

Задача: развернуть транспортное средство на 180 градусов. При этом, оставаясь в границах элемента.

Цель: научиться чувствовать передний и задний габарит транспортного средства, а также маневрировать задним ходом.

3. Параллельная парковка.

Элемент «мудрый». Не всякий учитель научит вас этому сразу.

Дело все в том, что наверно это единственный элемент, который потребует от Вас истинного понимания и чувства, а не тупого заучивания. Для городских условий, а особенно для Москвы этот элемент архи важен - парковаться нужно уметь быстро и легко (тогда и жить будет легко).

Задача: поставить автомобиль параллельно проезжей части к тротуару, между двумя другими автомобилями (вешками).
Цель: научиться чувствовать каждый габарит автомобиля по кругу, и маневрировать задним ходом.

4. Постановка авто в «бокс» или габаритный дворик.

Задача: поставить автомобиль в габаритный дворик задним ходом.
Цель: научиться маневрировать задним ходом.

Элемент простой, но извечная мука понять, в какую сторону поворачивать руль, не будет Вам давать покоя долго.

5. Трогание на подъем (эстакада).

Его ошибочно называют <эстакадой>. На самом деле эстакада ни при чем. Важно умение тронуться с места на подъём без отката назад. Вспомните, практически вся Москва, как говориться на холмах и тысячи перекрестков Москвы находятся в таких местах, где приходиться трогаться на подъем.

И вот зажегся зеленый свет, машина на подъеме, и Вы гонимые светофорным «синдромом» неловкими движениями пытаетесь тронуться. А сзади Вас подпер «мерс», а его бампер и фары стоят столько, сколько Ваша машина (хотя конечно, каждому своё).

Будем учиться!

1. Поставьте автомобиль на подъём.

2. Придерживая сцепление и тормоз, выключите передачу и зафиксируйте автомобиль стояночным тормозом «ручником»

3. Плавно отпуская ТОРМОЗ, проконтролируйте, зафиксирован ли автомобиль в действительности.

4. Сцепление в пол.

5. Включаем первую передачу.

6. Добавляем оборотов (примерно до средних).

7. Плавно отпускаем сцепление до появления легкой вибрации и небольшой потери оборотов двигателя.

8. В этом месте жестко придерживайте педаль сцепления (слушайте двигатель, слушайте машину).

9. Педаль газа держим стабильно.

10. Правой рукой отпускаем ручной тормоз.

Машина мягко тронется (если не бросите сцепление).

На самом деле это лишь один, на мой взгляд, самый легкий способ тронуться с места на подъем. Он долог, хотя надежен.

Профессиональному водителю не требуется фиксировать машину ручником, он чутко чувствует и умело действует одной волшебной педалью сцепления, он может не только легко тронуться на подъём, но и свободно удерживать автомобиль на месте. 1 2 3 4 - вот и всё

Система ШТАФНЫХ баллов

«ТРОГАНЬЕ НА ПОДЁМ»

«РАЗВОРОТ»

Нужно помнить, что 100 баллов экзамен не сдан - До свидание, до следующего раза!

Сумма балов за средние и мелкие нарушения суммируется!

К экзаменам в ГАИ на получение водительского удостоверения «В» допускаются лица, возраст которых достиг 18 лет.

Экзамены принимаются только у лиц, имеющих постоянную или временную прописку, вид на жительство в ПМР.

В МРЭО ГАИ необходимо предоставить следующие документы:

1. Заявление, заполненную экзаменационную карточку водителя и свидетельство о прохождении обучения по программе водителей транспортных средств соответствующих категории.

2. Справку мед. учреждения установленного образца о годности к управлению.

3. Квитанции сбербанка об уплате пошлин за экзамены и водительское удостоверение.

4. Паспорт.

5. Свидетельство об окончании курсов подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.

6. Ксерокопий следующих документов: паспорта, свидетельства, мед. справки.

Квалификационные экзамены состоят из трех частей:

Теоретического и двух этапов практического экзамена.

Первый этап на площадке, второй этап - на испытательном

маршруте в условиях реального дорожного движения.

Совет: в каждом МРЭО ГАИ висят схемы испытательных маршрутов. Постарайтесь за день до экзамена запомнить схему, и обойти маршруты пешком. Во время прогулки запоминайте знаки, разметку и т.д.

Каждая из трех частей экзамена оценивается независимо друг от друга по схеме «СДАЛ» - «НЕ СДАЛ».

В случае если кандидат получил отрицательную оценку за какую - либо из частей экзамена, пересдача раннее сданных частей экзамена не требуется.

Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене считается действительной в течение 3-х месяцев. По истечении указанного срока, кандидат должен сдать теоретический экзамен. Не сданный теоретический экзамен, автоматически отодвигает сдачу практических. Положительная оценка на первом этапе (площадка) тоже Действительна в течение трех месяцев. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не раннее, чем через 5 рабочих дней со дня проведения экзамена.

6. Советы тем, кто только начинает водить

1. Торможение следует заканчивать до начала поворота.
На повороте тормозить нельзя. Торможение на повороте ведет к потере боковой устойчивости. Движение с высокой скоростью на повороте заканчивается заносом или опрокидыванием. После входа в поворот, плавным нажатием на газ, начните разгон.

2. Эффективность торможения падает при мокрых тормозных колодках.
Опытные водители перед крупной лужей слегка выжимают педаль тормоза и преодолевают ее, слегка притормаживая. Прижатые к тормозным барабанам или дискам колодки не промокают. Преодолев лужу, после мойки автомобиля, во время ливня, проверяйте действие тормозов. Просушите накладки легким нажатием тормозной педали во время движения на невысокой скорости.

3. Прерывистое торможение выполняется для предотвращения заноса.
Сильно нажмите на педаль тормоза, и сразу же отпустите ее. Если колеса и заблокируются на грани юза, то все равно успеют раскрутиться и восстановить сцепление с дорогой, тем самым, замедляя занос. Затем снова нажмите на тормоз, но уже слабее, и снова отпустите, и так несколько раз, пока не снизится скорость.

4. Тормозной путь на обледенелой дороге увеличивается в 10 раз.
На скользкой дороге нужно применять комбинированное торможение. Торможение осуществляется двигателем, а тормозом лишь притормаживают.

5. В случае возникновения заноса, поверните руль в сторону заноса.
Прекращая занос передних колес в одном направлении, машину начинает заносить в другом. Надо прореагировать резким поворотом руля в обратную сторону и погасить вторичный занос. Для предупреждения обратного заноса лучше не ждать пока полностью прекратиться неуправляемое движение задней части машины, а убедившись, что его эффект от поворота руля есть, вращать его в обратном направлении. Опережая новый занос в другую сторону.
Если не реагировать на занос вовремя, автомобиль может занести, раскрутить на скользкой дороге и даже перевернуть.

6. Перед рытвиной, трамвайными путями или железнодорожными рельсами нужно тормозить заранее, а при проезде препятствия отпускать тормоз.
При торможении нагружается передняя подвеска автомобиля, и удар колес о препятствие будет намного сильнее. Зачастую перед ухабом специально прибавляют газ, чтобы разгрузить переднюю подвеску. Лучше, проехать препятствие, не сбавляя скорость, чем преодолевать его в момент торможения.

Особенности езды по скользкой дороге.

6. Как определить насколько дорога скользкая?
На второй передаче при минимальной скорости на мгновение дайте полный газ. Если колеса проскальзывают, значит, при движении нужна особая осторожность. Места частого торможения вблизи перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта бывают особенно скользкими. Особенно опасны мосты и низины возле незамерзших водоемов, где поднимающийся туман создает на асфальте ледяную корку. При приближении опасных участков необходимо заранее сбросить скорость прерывистым торможением.

Если вы заблаговременно не заметили выбоины, то безопаснее проехать, не сбавляя скорости, и не совершать резких маневров и торможений.

Скользкой дорога бывает не только в холодное время года. Во время дождя асфальт становиться скользким, особенно свежеуложенный. В сырую погоду грунтовая дорога или грязь, попавшая на асфальт с проселка, превращается в каток. Утренняя роса или туман могут намочить поверхность дороги. Также создают опасность опавшие листья.

7. Подъёмы и спуски на скользкой дороге лучше преодолевать на пониженных передачах, не переключая передачи, не сбавляя и не увеличивая газ.
В гололед, при подъезде к началу склона, необходимо перейти на выбранную передачу и двигаться с минимально возможными оборотами двигателя. Необходимо избегать резких движений рулем. Небольшие подъемы можно преодолевать с разгона. При скольжении назад разверните машину наискось к дороге, по возможности используйте камень, бревно или естественные препятствия.

8. При трогании с места на скользкой дороге лучше включать вторую передачу.

9. В критических ситуациях в гололед иногда лучше съехать с дороги.
Чтобы избежать лобового столкновения или наезда на пешехода, иногда лучше съехать в кювет или на газон. Необходимо сворачивать с дороги при минимально возможной скорости и под достаточно большим углом -30 -40 градусов, что исключает возможность опрокидывания. При съезде с дороги следует опасаться деревьев, столбов, других препятствий. Кустарник и сугробы, напротив, смягчают удар и помогают погасить скорость движения.

Движение в дождь и туман.

10. Движение в начале дождя и в низинах, затянутых туманом, опасно.
Слой пыли и грязи, еще не смытый дождем или намоченный туманом, образует скользкую пленку.

11. В сильный дождь нельзя двигаться со скоростью выше 60 км/ч.

Это правило действует для любых участков дороги, покрытых слоем воды: протяженные лужи, потоки воды и т.д. При движении на высокой скорости по дороге, залитой водой, может возникнуть эффект водоскольжения. Перед колесами автомобиля собирается водяной вал, колеса замедляют движение и скользят по валу, в результате чего машина может потерять управление. (водяной клин)

12. В сильный туман нельзя совершать обгон, резкие маневры, буксировать машину на тросе (фале), ездить по трамвайным путям.
В тумане хорошо пристроиться за большим автомобилем, который рассеивает туман, при этом нельзя забывать о безопасной дистанции. При видимости до 10 км скорость не должна превышать 5 км/ч. Плотный туман может искажать цвета светофора. Желтый цвет становится красноватым, зеленый - желтоватым.

13. Свет стандартных фар в туман, ливень, снегопад, ухудшает видимость, создавая перед автомобилем <световую стену>.

Улучшает обзор противотуманные фары. При видимости более 100 м следует пользоваться дальним светом вместе с противотуманными фарами. При средней видимости необходимо включать ближний свет в сочетании с противотуманными фарами. При очень низкой видимости следует пользоваться только противотуманными фарами. При любых ограничениях видимости необходимо включить габаритные огни.

Обгон, перестроение, разъезд.

14. Столкновение при разгоне чаще всего происходят с попутными автомобилями.
Связано это с тем, что автомобили движутся с минимальной дистанцией при высокой скорости.

ПРИ ОБГОНЕ Вы должны быть уверены, что не создадите помехи встречной машине. Также необходимо принять во внимание, что водитель обгоняемой машины может не заметить ваших сигналов обгона, резко вильнуть, объезжая препятствие.

15. Недопустимо замедлять движение во время обгона при появлении встречного автомобиля.
Для предотвращения аварийной ситуации необходимо отреагировать быстро и правильно: подать сигнал обгоняемому автомобилю и свернуть на свою половину дороги.

16. После обгона можно перестраиваться в правую полосу на участке трассы длиной не менее 20 м. перед обгоняемым автомобилем.
Вы можете <подрезать> обгоняемый автомобиль, создав аварийную ситуацию. Как правило, расстояние считается безопасным, когда машина видна в зеркале заднего вида.

17. Особую осторожность следует соблюдать при встречном разъезде ночью и в условиях ограниченной видимости.
Прижимайтесь как можно правее. Навстречу может ехать машина с негабаритным грузом или прицепом, сельскохозяйственная техника, занимающая две полосы движения. Помните: с одной фарой ездят не только мотоциклы, но и автомобили с неисправными фарами.

18. Опасайтесь ослепления фарами. Никогда не ослепляйте встречных водителей.
При ослеплении необходимо снизить скорость, остановиться и подождать пока не восстановится зрение. Помните, что ослепление усиливается при грязном лобовом стекле.

При разъезде в темное время примерно за 100-150 м переключите дальний свет на ближний. Менять свет необходимо при обгоне, выезде из дворов, и переулков, на поворотах.

19. Обгон велосипедистов.
При обгоне велосипедистов выдерживайте расстояние справа не менее 1 м. Во время обгона постоянно контролируйте ситуацию в зеркала заднего вида. Ни в коем случае не совершайте резких маневров перед велосипедистом. Не следует предупреждать велосипедиста о вашем приближении звуковым сигналом - можно напугать его. При обгоне в темное время включите дальний свет, этим вы поможете велосипедисту лучше ориентироваться на дороге.

20. Обгон на перекрестках.
Необходимо помнить, что в отличие от дороги, на перекрестке, при движении в одном направлении, машины, производящие левый поворот необходимо пропускать. Производить обгон поворачивающей налево машины можно только справа.

21. Всегда будьте готовы к непредсказуемому развитию событий.
Нет никаких гарантий, что водитель обгоняемой или встречной машины поступит согласно
или человеческой логике.

Не редки случаи, когда водитель внезапно, не подавая сигналов, сворачивает налево на неприметный проселок или к придорожной палатке.

22. При проезде нерегулируемого перекрестка сначала посмотрите налево, направо - налево и вновь направо.
Транспорт, приближающийся слева, первым пересечет вам путь. Повторный взгляд влево и особенно вправо нужен, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка. Следите за сигналами, подаваемыми другими автомобилями. Нередко действия водителей и сигналы, подаваемые ими, бывают различны.

23. Пешеход.
На нерегулируемом пешеходном перекрестке пешеход всегда пользуется преимуществом перед транспортным средством.

Всегда помните, что пешеход - это почти водитель, но пока еще без машины. Как и у водителя, у него могут возникнуть неожиданные трудности при переходе через дорогу. Он может споткнуться или поскользнуться. Особое внимание требуется при проезде остановок общественного транспорта.

При угрозе наезда на человека необходимо любым способом предотвратить непоправимое. Жизнь и здоровье человека дороже вашего автомобиля.

24. Внимательно следите за пешеходами, идущими по краю тротуара или дороги.
Нужно ожидать, что человек внезапно начнет переходить улицу. Среди пешеходов могут оказаться слабовидящие, плохослышащие или люди занятые своими мыслями.

Особое внимание следует обратить на детей, играющих у дороги, вблизи станций метро, остановок пригородных поездов, учебных заведений.

25. Бездорожье, проселки.
Собираясь на рыбалку, охоту или дачу, позаботьтесь об инвентаре для преодоления труднопроходимых участков дороги.

В машине необходимо иметь лопату, топор, длинный трос, пару прочных досок для подкладывания под колеса, желательно противобуксовочные коврики. Если вам приходиться регулярно преодолевать труднопроходимые дороги, желательно, приобрести цепи, а если позволяет конструкция автомобиля - лебедку.

26. По мягкому грунту лучше ехать на низкой передаче, очень плавно управляя педалью газа, крепко удерживая руль.

27. Машина должна двигаться через препятствие плавно, без резких поворотов и переключений передач.
При наезде на препятствие слегка нажмите на газ, преодолев его, сбросьте газ, и плавно притормозите.

28. Канавы, рвы, насыпи необходимо переезжать на низких передачах под углом, близким к прямому.
При преодолении препятствий под острым углом вы рискуете опрокинуться. Также возможен перекос кузова, может сломаться рама, рессора.

29. По раскисшей колее лучше всего двигаться на высокой передаче и малом газу.

30. Глубокую колею лучше пропустить между колес.

31. Небольшие сугробы и снежные заносы преодолевают с хода.
Если с первой попытки преодолеть сугроб не удалось, не буксуйте, дайте задний ход и повторите попытку.

32. Если ваш автомобиль застрял в снегу, не буксуйте.
Под колесами могут образоваться обледенелые лунки. Остановитесь - разгребите снег под колесами, расчистите колею до проходимого участка.

33. Следует соблюдать особую осторожность при движении по гравию или щебню.
Скорость в 50 км/ч - предельная для движению по гравию. При большей скорости колеса могут потерять сцепление с дорогой, и автомобиль может перевернуться. Особенно опасна сырая гравийная дорога.

Кроме того, из-под колес впереди идущей, попутной и встречной машины с огромной скоростью вылетают камни.

34. Боковой ветер.
Сильный боковой ветер - это реальная опасность даже на сухой дороге, зимой опасность многократно увеличивается.

Под действием бокового ветра недопустимо резкое торможение, нужно плавно повернуть колеса в противоположную сторону. Старайтесь ехать так, чтобы между вашей машиной и препятствием, к которому вас может снести, оставалось как можно больше места. Помните: встречный автомобиль может понести в вашу сторону, обгоняемый автомобиль, также, может быть снесен ветром.

Любой груз, размещенный на крыше, увеличивает <парусность> автомобиля.

35. Соблюдай дистанцию.
В городе при скорости 60 км/ч достаточна дистанция в 20 м. На шоссе при скорости 90км/ч - 40м.

При скорости 60 км/ч автомобиль за секунду проходит 16,7 м, при 90 км/ч – 25м. Тормозной путь при скорости 90 км/ч - в два раза больше, чем при 60 км/ч.

41. На скользкой дороге шипованные покрышки снижают тормозной путь на 25-40%.

42. На скользкой дороге необходимо тормозить сразу, как только загорелись стоп-сигналы впереди идущего автомобиля.

43. Нежелательно выбирать неоправданно большую дистанцию.
Вы провоцируете водителей на обгон и перестроения, а пешеходов - на переход улицы перед вашей машиной.

Весь многолетний опыт не передашь, да и незачем голову забивать всё придёт с практикой, и опыт – «сын ошибок трудных» и умение!!!

Истинна номер один.
Как только вы, хоть и впервые, уселись в кресло водителя- вы, простите, - не женщина, не директор, не бухгалтер, вы - никто, и звать вас - никак.

Объяснять надо? Объясняю. Знаете, чего хочет пешеход? Он хочет остаться живым, хотя бы сегодня. И поэтому ему все равно, кто вы - тот, кто управляет полуторатонным блином. Он вам верит, и ему неведомо, что вы можете не справиться с автомобилем. Вы - субъект права, и не более.

Истина номер два.
Каждое устройство живет по своим законам. И ему, этому устройству, по барабану, есть ли вы вообще на белом свете, или вас нет. Любой дивайс - или устройство - был, есть и будет существовать по своим законам и правилам, и только. Все ваши мысли на этот счет никому не интересны. А задача ваша - эти правила и законы узнать, понять и принять. Нет? Значит, надо отойти подальше от этого устройства. Умный поймет - или уже понимает, - что автомобиль создан не для вас, а для себя самого. Это вы будете выполнять его прихоти, а не наоборот.

Истина номер три.
Каждый из вас приходит учиться, чтобы решить две задачи. Первая - добиться того, чтобы ваши действия за рулем были безопасными для окружающих. Вторая - добиться того, чтобы ваши действия были безопасными для Вас и ваших пассажиров. Итак, вывод: вы идете к двум безопасностям. И это нормально для здравомыслящего человека. Но и все-таки это бред. Если вы пойдете к этим двум безопасностям, вы к ним никогда не придете, и вот почему.

Дело в том, что существует еще одна безопасность, она важнее, она - основа основ. Без нее ничего другого не будет. Это техническая безопасность автомобиля. Пойдете к ней - две первые сами придут, свалятся как снег на голову. Обратите внимание, я сказал техническая, а не физическая безопасность автомобиля.

Как это понимать? Это и легко, и трудно. Техническая безопасность - это ваше умение владеть автомобилем каждый пройденный миллиметр, не делая автомобилю «больно».

Динамика движения.
Скажите, о чем вы думаете, когда идете, скажем, на работу? Все-все всё, я понял, не надо перечислять - все это не то: и не выключенный утюг, и что начальник сейчас вывернет вас мехом внутрь, и что сказать сегодня ночью жене, ведь придете вы только в три ночи. Нет, это все сверху. А реальность другая, и думаете вы на самом деле о тяге.

Смотрите одинаково ли вы идете 1) по сухому асфальту, 2) по гололеду, 3) в гору, 4) с горы: Чувствуете разницу? В этом всем суть. Ваш мозг все время думает о тяге, и вы ее контролируете, меняете. В этом сложном процессе задействовано много систем: гироскоп - ваш вестибулярный аппарат, - зрение, осязание и т.п.

Было время, когда вы не могли контролировать тягу и изучали ее посредством физической боли. В детской кроватке вы со всей дури дали себе погремушкой в глаз - силу не рассчитали. Потом ходить учились - ноги не слушались, они тягу изучали, они к ней привыкали, мышцы учились тягу регулировать, искать середину между слабой тягой и избыточной тягой. Отрегулировали и только тогда пошли. На автомобиле вы ездить умеете, вернее, ваше тело умеет. Не умеет только мозг и психика.

Ваше тело знает законы динамики и движения, а вы, в общем и целом, не знаете и не можете их применить вне вашего тела, а жаль. Никакого автомобиля не существует, это фикция, обман, а существует только физическое тело, подчиненное единым законам - и все.

Как проходить повороты?

Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что действительно знают.

Как проходить повороты?

Решите уравнение: (х - у) с = d. Я, конечно не математик, но, по-моему, его решить нереально. Как можно решить уравнение, где все переменные неизвестны? Все задают этот вопрос: <Как проходить повороты?>. Отвечаю - не знаю. Я не знаю, о чем вы меня спрашиваете. Этот вопрос настолько некорректный, что ответить на него я не могу, потому что мне не ведомо, с какой скоростью вы подъезжаете к маневрированью, что за поворот: короткий или длинный, под каким углом вы в него входите, мне неведомо, какое время года на улице, мне неизвестно состояние дорожного полотна, мне неизвестно состоянии вашей машины и резины. Как я могу что-то говорить на эту тему, не зная, насколько автомобиль загружен. Наконец, я не знаю, каков ландшафт в месте поворота: в гору вы едете, или с горы. Вы миллион раз проедете по одному и тому же маршруту, из дома на работу и обратно, и я вас уверяю, что ни разу (подчеркиваю: ни разу!) вы не повторитесь. Всегда будет все разное: и углы входа в повороты, и разная скорость входа, и разное состояние покрытия, и даже видимость - и та будет разная. Просто потому что осень с крон деревьев листья скосит и обзор увеличится.

Так как же все-таки проходить поворот? И вот я, сижу и думаю, если объяснять правильно, объяснять физику движения любого тела по дуге, то вы читать не станете, потому что думаете, что есть у дяди волшебно слово, которое все объяснит. Нет у меня такого слова, зато есть всего две вещи, которые надо уяснить: первое - что такое центробежная сила, и второе - что такое курсовая устойчивость автомобиля, я бы даже сказал так, что такое курсовая неустойчивость автомобиля. То есть человек просто обязан вбить себе в голову, что автомобиль еле стоит на дороге, или что это очень неустойчивое устройство. <Неустойчивое> - следует понимать буквально. На самом деле неустойчиво любое тело, и это понятно: а) тело стремится к центру земли под действием закона всемирного тяготения и б) тело стремится <устроиться> на наиболее широкую свою поверхность. Тело человека стремится лечь на спину. Вот, в принципе, что вы сейчас и делаете, читая эту книгу.

Итак, все тела стремятся всей плоскостью давить на опору. Посмотрите на автомобиль: сколько он имеет точек опоры? Какие они по отношению к самой площади и массе автомобиля? И на самом деле эта опора ничтожна, и ваша задача управлять автомобилем так, чтобы он всегда оставался на колесах, а не на крыше и не на боку. Если мы в этой книжке говорим всего лишь о перемещении автомобиля в пространстве, тот тут все просто.

Первое - научитесь визуально, издалека отличать короткие (опасные) и длинные повороты.

Второе - научитесь отличать изгиб от поворота, это важно.

Третье - очень внимательно прочитайте в правилах дорожного движения пункт 8.6.

Четвертое - начните бояться коротких правых поворотов. И еще бойтесь сильнее коротких правых, да и левых поворотов под гору.

Пятое - никогда не тормозите на дуге, да еще и без отрицательной тяги (т.е. с выключенной передачей).

И самое главное - практически любые повороты можно пройти на достаточно высоких скоростях, но при условии, что это будете делать не вы и при условии соблюдения правил параллельности и правосторонности. Или траектория должна быть такой, чтобы автомобиль двигался именно по повороту, а не до и не после. Снова читайте пункт 8.6 .

И еще один совет - постарайтесь научиться анализировать на уроках вождения, что вы делаете, воздействуя на органы управления, и как автомобиль реагирует на эти ваши действия.

Заключение

Все водители новички получив водительское удостоверение считают, что они уже стали настоящими водителями, всё знают и умеют. Но это далеко не так. Водитель приобретает опыт в процессе управления автомобилем на протяжении 3-5 лет, учиться на чужих и своих ошибках и только после этого опыта можно считать себя водителем.

А для водителей новичков важно помнить и выполнять следующие советы:

Первый совет – один из самых главных – признать себя неопытным водителем, несмотря на марку автомобиля. Это сложно сделать, но преодолеть психологический барьер просто необходимо. Будет правильно, если новенький на заднем стекле установит знак «У». Помнить надо и следующее: прицепленный знак не снимает ответственности с водителя, а лишь немного помогает относиться не так требовательно окружающим к совершенным ошибкам.

Продолжать учиться

Второй совет заключается в продолжении учиться даже, если водитель прошел обучение в автошколе или закончил автокурсы. Все эти учебные заведения дают общие навыки вождения. Водителю-новичку желательно лучше изучить свое транспортное средство. Надо, чтобы автомобиль стал продолжением водителя, который будет чувствовать габаритные размеры железного коня, его маневренность, рычаги управления. Необходимо набраться опыта вождения задним ходом, разворачивать машину, воспользоваться экстренным торможением. Такое знание автомобиля не будет лишним, а наоборот, станет полезным. И лучше всего познавать машину в местах, где практически нет или вообще нет людей.

Исключить пассажиров

Свои первые поездки без инструктора новому водителю рекомендуется совершать без пассажиров, так как они могут вызвать у водителя скованность или же желание показать свое «мастерство» вождения.

Не быть самоуверенным

Статистика утверждает, что после первого 5-7-километрового пробега вероятность попасть в аварию у новенького возрастает во много раз. Это происходит потому, что водитель стал менее осторожным и приобрел не опыт, а самоуверенность. Водитель, который начал успешно осваиваться на дорогах, начинает доказывать в первую очередь себе, что способен к «агрессивному» вождению, то есть подрезать, резко перестраиваться в другие ряды и т.д. Но чаще всего такой «лихой» водитель и бывает наказан.

Быть спокойным

Мы советуем новеньким за рулем быть всегда спокойным, не стоит нервничать и давать волю своим эмоциям. Но не надо путать спокойствие с расслабленностью. Просто не стоит обращать внимание на световые или звуковые сигналы водителей, которые пытаются обогнать или же просто показать свое превосходство над новичком, как-то зацепить самолюбие.

Нет упрямству за рулем

Очень часто на дорогах возникают споры между водителями при перестроении. Надо уступать друг другу и помнить – уступите Вы дорогу, уступят и Вам.

Многорядное движение

Малоопытному водителю не стоит вливаться в плотные транспортные потоки с многорядным движением. Но если пришлось двигаться по многорядной дороге, соблюдать дистанцию водителю просто необходимо. При повороте в несколько рядов, водители должны помнить о плавном перемещении автомобиля, без резких маневров. И всегда при поворотах надо пользоваться сигнальными указателями, которые сообщат окружающим о дальнейших действиях водителя.

Взаимоотношения пешеходами

Любой водитель бывает и пешеходом, поэтому знает взаимоотношения этих двух категорий людей. Многие игнорируют правила пешеходных переходов: водители – наземные, а пешеходы – подземные. Но стоит заметить, что в России культура водителей выше, чем культура пешеходов. Пешеходы зачастую недооценивают свои возможности и опасность транспорта. Они не понимают, что остановить движущий автомобиль мгновенно невозможно. Поэтому все, что упустили из виду пешеходы, водители обязаны все учесть. Лучше всего при опасности предупредить пешехода фарами или воспользоваться клаксоном, при этом начинать торможение. Не всегда пешеход заметит предупредительные знаки, он может быть лишен зрения, слуха или просто быть очень болен. Если произойдет наезд на пешехода, то доказать свою правоту и невиновность будет очень сложно.

Правила и порядок выполнения упражнений.

Условия пенализации.

Применение ремней безопасности обязательно.

На этапе «Фигурное вождение автомобиля» участнику предлагается выполнить комплекс из VII фигур, включающих в себя 11 упражнений (нумерация упражнений в данном описании условная, расстановку фигур см. в Приложениях 1.1 и 1.2):

I. Эстафета 1. «Эстафета (снять кольцо)»,

2. «Эстафета (повесить кольцо)»,

II. Змейка 3. «Змейка задним ходом»,

4. «Змейка передним ходом»,

III. Крест 5. «Крест задним ходом»,

6. «Крест передним ходом»,

IV. Бокс 7. «Бокс задним ходом»,

8. «Бокс передним ходом»,

V. Стоянка 9. «Стоянка»,

VI. Габаритный коридор 10. «Габаритный коридор»,

VII. Стоп-линия 11. «Стоп-линия».

Все упражнения выполняются в последовательности, определенной схемой прохождения трассы (Приложения 1.1. и 1.2.), в соответствии с п.6.9.2. настоящего регламента.

Описание упражнений:

1. Фигура «Эстафета» представляет собой стойку (эстафетная стойка) с горизонтальным кронштейном, расположенным на уровне оконного проема водителя. На кронштейне расположено кольцо. Это упражнение делится на 2 самостоятельных упражнения: 1 – «снять кольцо», 2 – «повесить кольцо» и выполняется без объезда эстафетной стойки – см. схему трассы (Приложение 1.1, 1.2). Упражнения «Эстафета» (снять кольцо) и «Эстафета» (повесить кольцо) выполняются передним ходом. При выполнении упражнения «Эстафета» (снять кольцо) участник должен снять кольцо с кронштейна и, выполнив ряд других упражнений в соответствии со схемой трассы, вновь повесить его на тот же кронштейн при выполнении упражнения «Эстафета» (повесить кольцо). При этом если при выполнении упражнения «Эстафета» (снять кольцо) кольцо отсутствует на кронштейне или водитель уронил кольцо во время его снятия при выполнении упражнения «Эстафета» (снять кольцо), водитель обязан сымитировать снятие или надевание кольца на кронштейн путем касания кронштейна рукой. Если же водитель уронил кольцо при попытке его повесить, то он без имитации переходит к выполнению других упражнений.



2. Фигура «Змейка» состоит из пяти ограничителей в виде стоек, установленных по прямой линии с одинаковыми интервалами, между которыми образуются четыре проезда. Участник должен проехать последовательно все проезды, полностью выехав за крайние ограничители. Фигура «Змейка» делится на 2 самостоятельных упражнения: 1 – «Змейка» (передним ходом), 2 – «Змейка» (задним ходом).

При этом согласно Приложению 1.1. при выполнении упражнений «Змейка» (передним ходом) и «Змейка» (задним ходом)

Согласно Приложению 1.2. при выполнении упражнения «Змейка» (передним ходом) первый и последний ограничители должны оказаться со стороны левого борта автомобиля, а при выполнении упражнения «Змейка» (задним ходом) первый и последний ограничители должны оказаться со стороны правого борта автомобиля.

3. Фигура «Крест» является упрощенным аналогом фигуры «Круг» и имеет размеры этой фигуры с сохранением правил ее прохождения. Фигура «Крест» состоит из восьми ограничителей в виде стоек, расположенных на условных окружностях таким образом, что они попарно образуют четверо ворот. Фигура «Крест» делится на 2 самостоятельных упражнения: 1 – «Крест» (передним ходом), 2 – «Крест» (задним ходом).

Согласно Приложениям 1.1. и 1.2. при выполнении упражнения «Крест» (передним ходом) участник должен провести автомобиль передним ходом по кругу по часовой стрелке через шесть ворот. При выполнении упражнения «Крест» (задним ходом) участник должен провести автомобиль задним ходом по кругу по часовой стрелке через пять ворот.

4. Фигура «Стоянка» – прямоугольник, обозначенный ограничителями в виде стоек с трех сторон и с открытой широкой въездной стороной, обозначенной на поверхности площадки линией шириной 3 сантиметра. Ширина этой линии откладывается наружу от теоретического размера фигуры. Боковые ограничители устанавливаются через 1 метр от начала выполнения упражнения.

Упражнение «Стоянка» (задним ходом) выполняется задним ходом правым бортом автомобиля и имитирует параллельную парковку автомобиля. Участник должен через открытую сторону фигуры поставить автомобиль в образовавшийся прямоугольник таким образом, чтобы в момент последней остановки (фиксации) автомобиля ни одна из его деталей (кроме зеркала) не выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль из фигуры, не задев ограничителей.

Размеры фигуры:

Для автомобилей группы «миди» Ш=2,20 Д=6,25

5. Фигура «Бокс» – прямоугольник, обозначенный ограничителями в виде стоек с трех сторон и с открытой узкой въездной стороной, обозначенной на поверхности площадки линией шириной 3 сантиметра. Ширина этой линии откладывается наружу от теоретического размера фигуры. Разметка параметров фигуры «Бокс» начинается с въездной стороны.

Упражнение имитирует въезд в гараж. Упражнение «Бокс» делится на 2 самостоятельных упражнения: 1 – «Бокс» (передним ходом), 2 – «Бокс» (задним ходом). Участник, двигаясь передним или задним ходом, должен установить автомобиль в фигуре таким образом, чтобы в момент его последней фиксации проекция хотя бы одной из его деталей не выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль из фигуры, не задев ограничителей.

Размеры фигуры:

Для автомобилей группы «миди» Ш=2,16 Д=5,00

6. Фигура «Габаритный коридор» состоит из двух пар ограничителей в виде стоек с поворотными консолями, установленными горизонтальной частью (консолями) на высоте наибольшей габаритной ширины автомобиля.

При выполнении упражнения «Габаритный коридор» (передним ходом) участник должен, двигаясь передним ходом, проехать через фигуру, не задев ограничителей.

Размеры фигуры:

Для автомобилей группы «миди» Ш=1,85 Д=2,42

7. Фигура «Стоп-линия» состоит из двух линий: первая линия (узкая) длиной 3 метра и шириной 3 сантиметра наносится на поверхность площадки. Через 1 метр после узкой линии по ходу движения автомобиля на поверхность площадки параллельно первой линии наносится вторая линия (широкая) длиной 3 метра и шириной 15 сантиметров (непосредственно стоп-линия). На двух концах широкой линии устанавливаются по одному ограничителю в виде стоек или конусов. Расстояние между узкой и широкой линиями является зоной запрещения остановки.

Согласно Приложениям 1.1. и 1.2. упражнение «Стоп-линия» (передним ходом) является заключительным, выполняется передним ходом. Участник должен, двигаясь безостановочно в зоне запрещения остановки, установить автомобиль на стоп-линии (широкой) таким образом, чтобы оба передних колеса находились в контакте с ней. Остановкой считается блокировка передних колес. Если после блокировки колес автомобиль за счет «юза» достиг стоп-линии и колеса имеют контакт с ней, упражнение считается выполненным. Временем финиша является тот момент, когда передние колеса автомобиля пересекают вертикальную плоскость, проходящую через узкую линию фигуры, ограничивающую зону запрещения остановки, на которой расположены лазерные датчики системы телеметрии, при условии, что участник находится в автомобиле. Участник после фиксации финиша продолжает вести автомобиль для выполнения упражнения «Стоп-линия». После остановки автомобиля водитель не должен убирать ногу с педали тормоза до разрешения судьи на финише.

Приложение 2

Порядок начисления баллов на этапах

ПДД Фигурное вождение автомобиля Сумма баллов Место
Место Баллы Место Баллы
1. 1. 1. 1.
2. 2. 2. 2.
3. 3. 3. 3.
4. 4. 4. 4.
5. 5. 5. 5.
6. 6. 6. 6.
7. 7. 7. 7.
8. 8. 8. 8.
9. 9. 9. 9.
10. 10. 10. 10.
11. 11. 11. 11.
12. 12. 12. 12.
13. 13. 13. 13.
14. 14. 14. 14.
15. 15. 15. 15.
16. 16. 16. 16.
17. 17. 17. 17.
18. 18. 18. 18.
19. 19. 19. 19.
20. 20. 20. 20.
21. 21. 21. 21.
22. 22. 22. 22.
23. 23. 23. 23.
24. 24. 24. 24.
25. 25. 25. 25.
26. 26. 26. 26.
27. 27. 27. 27.
28. 28. 28. 28.
29. 29. 29. 29.
30. 30. 30. 30.
31. 31. 31. 31.
32. 32. 32. 32.
33. 33. 33. 33.
34. 34. 34. 34.
35. 35. 35. 35.
36. 36. 36. 36.
37. 37. 37. 37.
38. 38. 38. 38.
39. 39. 39. 39.
40.* 40. 40. 40.

* и т.д. (количество мест зависит от количества команд и участников Соревнований).