Способы торможений. Торможения Торможение упором на лыжах

Торможение при спусках - это вынужденная мера для сниже­ния скорости. Обычно спортсмены-лыжники проходят трассу без торможений. К торможениям приходится прибегать в случае по­явления неожиданного препятствия, падения впереди идущего участника, помехи зрителей, из-за плохой подготовки трассы или при недостаточном уровне подготовленности спортсмена.

Торможение «плугом» (рис. 29) применяется на спусках раз­личной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко сильнейшие лыжники практически его не используют.

Торможение «плугом» выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.

Обучение торможению проводится по общепринятой схеме (рассказ - показ - объяснение), затем ученики выполняют имита­цию движений в этом способе тор­можения. Вначале на ровном месте школьники после показа и рассказа несколько раз принимают рабочую позу (положение «плуга») и выпол­няют пружинистые полуприседания.

Учитель проверяет правильность принятого положения. Затем на склоне средней крутизны школьни­ки поочередно выполняют тормо­жение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняют это положение до кон­ца спуска или до остановки.

Овладев равномерным торможе­нием, можно перейти к регулирова­нию силы торможения путем разве­дения или сведения пяток лыж. Да- р ис. 29. Торможение плугом

лее совершенствуют торможение на горе, размеченной ориенти­рами, которые обозначают часть склона, проходимого без тор­можения, место его начала, окончания или полной остановки. Изменяя эти расстояния, можно усложнить или облегчить задание в зависимости от подготовленности учащихся.

Затем школьники выполняют торможение уже по команде пре­подавателя.

Постепенно можно перейти к совершенствованию торможений на более крутых склонах и на спусках с меняющимся рельефом. У школьников при изучении этого способа торможения наиболее часто встречаются следующие ошибки: перекрещивание носков лыж; ведение лыж плоско, не на ребрах; неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения; недостаточное разведение пяток лыж; мало согнуты и не сведены колени и др.

Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положе­ние «плуга» на ровном месте. Далее торможение «плугом» повто­ряется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняю­щимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следу­ет обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении «плуга», особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга, -

Торможение упЬрюм (рис. 30) чаще применяется при спуске на­искось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сто­рону, носки удерживается вместе, лыжа закантована на внутрен­нее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усили­вает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный

перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, при­ведет к изменению направ­ления движения^ т.е. к пово­роту упором. Иногда этот способ называют торможе­нием «полуплугом».

Ученики, хорошо освоив­шие торможение «плугом», обычно легко овладевают тор­можением упором. При изу­чении этого способа необхо­димо предварительно про- имитировать движения стоя Рис. 30. Торможение плугом на месте, приняв несколько

раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречаю­щиеся при торможении упором , аналогичны ошибкам , встречаю­щимся при торможении «плугом». В дальнейшем школьники долж­ны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног).

Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) при­меняется, когда спорсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет рас­кантовки лыж.

Торможение выполняется следующим образом. При спуске на- искось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормо­зящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого тор­можения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения бо­ковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.

При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препят­ствия слишком мало, единственный способ предотвратить столк­новение - преднамеренное падение. Управляемое падение умень­шит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение. Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко «завалившись») назад в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого по­ложения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, раз­вернув лыжи, вниз по склону продолжить движение.

В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, не­обходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на про­гулке - при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.

Торможение лыжами применяют для регулирования скорости спуска и остановок за счет постановки лыж на канты под углом к направлению движения. Сила торможения зависит от величины угла, степени закантовки лыж и давления на снег. В зависимости от направления и условий спуска тормозить можно плугом или боковым соскальзыванием на прямых спусках, а также полуплугом (упором) или боковым соскальзыванием на косых. Рекомендуя те или иные способы торможения, мы, однако, не ограничиваем лыжников в возможности пользоваться ими по своему усмотрению.

Торможения, особенно на высоких скоростях, отнимают много сил. Поэтому они чаще всего кратковременны, и лыжник подбирает наиболее подходящее из них. Из всех приемов наиболее эффективны боковые соскальзывания на параллельных лыжах. Но они не всегда применимы. Поэтому рассмотрим разные способы торможения.

Торможение плугом . В плуге лыжи образуют угол с разведенными в стороны пятками. Биссектриса этого угла совпадает с направлением движения, что достигается на прямом спуске ровной загрузкой лыж. Плугом снег уплотняется, срезается и перемещается, повышая трение и вызывая торможение. Величина тормозящих сил определяется шириной плуга и степенью кантования лыж.

Чтобы облегчить постановку лыж в положение плуга, их разгружают с помощью подскока (рис. 35). Обычно постановка лыж на ребра соответствует углу плуга, но допустимы и варианты за счет боковых движений коленей и стоп. Поскольку удержание плуга требует большого напряжения мышц, рекомендуется по возможности стопу, голень и бедро сохранять в одной плоскости, перпендикулярной скользящей поверхности лыжи.

Рис. 35. Легкий подскок (разгрузка лыж) облегчает принятие плуга

Чтобы лучше удерживать положение плуга, туловище лыжника должно быть прямым, концы палок разведены в стороны. При сильном кантовании носки лыж стремятся разойтись, что уменьшает тормозящий эффект. При плоской постановке лыж, наоборот, носки сближаются легче, но торможение также уменьшается. Поэтому надо умело регулировать угол атаки (кантования), чтобы лыжи могли подминать под себя сдвигаемый снег и достигать в то же время максимального тормозящего эффекта.

Спускаясь в плуге, уменьшением давления и раскантовкой можно вернуть лыжам параллельное положение, но для более быстрого выхода из плуга целесообразно сделать подскок.

Освоение плуга полезно начинать с имитационных упражнений на ровном месте, разводя и сводя пятки лыж с каждым подскоком. При этом надо следить, чтобы ноги по возможности не занимали иксообразного положения, а сгибались и разгибались в коленях в направлении носков лыж.

Разучивая плуг в движении, следите за симметричностью следа и четкостью переходов из одного положения к другому (рис. 36). Заканчивая упражнение остановкой на склоне, следует энергично переносить вес тела на одну из лыж с боковым проскальзыванием пятки и разворотом ее поперек склона. Верхняя лыжа приставляется в параллельное положение.


Рис. 36. Неравномерность в загрузке и кантовании лыж в плуге приводит к соскальзыванию в сторону плосколежащей и менее загруженной лыжи

Торможение упором . В отличие от плуга на прямом спуске сопротивление движению в упоре оказывает только одна лыжа, поставленная под углом к направлению движения. Назовем ее упоровой лыжей: отодвигается ее пятка, она слегка выдвигается вперед и кантуется на внутреннее ребро. Другая лыжа, также слегка закантованная, неся большую часть веса лыжника, будет ведущей лыжей. С отодвиганием пятки упоровая лыжа получает дополнительную нагрузку и начинает срезать слой снега, стремясь в поворот, а ведущая лыжа в силу своей закантованности противодействует ей. Соотношение загрузки и кантования лыж зависит от необходимости создания того или иного тормозного усилия и состояния снега.

При упоре туловище находится в основном над ведущей лыжей и опорная нога согнута больше упоровой. Палки держат соответственно положению лыж (рис. 37).


Рис. 37. Торможение упором

Торможение упором в косом спуске отличается от торможения по линии ската и осуществляется обычно нижней лыжей. Здесь вес тела предварительно переносится на верхнюю по склону лыжу, чтобы создать противодействие нижней лыже, отводимой в упор. Для достижения желаемого эффекта торможения в определенных условиях ведущая лыжа может лежать плоско или даже быть закантованной на внутреннее ребро. Крутизна склона и направление спуска будут решающими факторами в этом случае.

На пологих склонах иногда бывает удобным тормозить и верхней лыжей. Поза лыжника и положение лыж при этом очень схожи с плугом на косом спуске.

В процессе совершенствования плуга и упора лыжник должен научиться, манипулируя своим весом и кантованием лыж, свободно переходить от одного способа торможения к другому, с учетом изменения условий спуска и минимальной утомляемости.

Имитация упоровых упражнений на месте помогает быстро их освоить. Сочетания с упругими сгибаниями-разгибаниями ног, упорами верхней и нижней лыжей подводят лыжника к следующему этапу - освоению поворотов на параллельных лыжах различными способами, в частности входом в поворот из плуга или упора.

Боковое соскальзывание . Торможение боковым соскальзыванием на параллельных лыжах применяется как в прямых спусках, так и в косых. Разучивать боковое соскальзывание лучше на относительно крутом склоне из положения траверса, достаточно опустить долинные ребра лыж, как начнется боковое движение вниз - его и называют боковым соскальзыванием в отличие от скольжения. В таких соскальзываниях отрабатывается чувство канта и загрузки лыж по их длине. В разделе взаимодействия лыж со снегом мы уже говорили о влиянии угла кантования и загрузки лыж на движение при боковом соскальзывании. Здесь будет уместно повторить: плосколежащая лыжа будет быстрее соскальзывать вниз загруженной частью, а закантованная - наоборот: загруженные носок или пятка будут сильнее тормозить, а разгруженные соскальзывать вниз. Только хорошо попрактиковавшись на месте, целесообразно переходить к отработке соскальзывания в движении.

Для того чтобы поставить лыжи поперек движения прямого спуска и заставить их, соскальзывая, тормозить, лыжник сгибанием-разгибанием ног облегчает их, придав вращение ногам и лыжам. Для более быстрого действия хорошему лыжнику достаточно одного сгибания - в миг облегчения его ноги вращают лыжи (или смещают пятки), а туловище компенсаторно поворачивается грудью от склона. Такой прием требует меньше места и времени, чем разгибание-сгибание (рис. 38).


Рис. 38. Переход из свободного спуска к торможению боковым соскальзыванием

С постановкой лыж поперек хода скольжение заменяется боковым соскальзыванием с торможением, что заставляет спортсмена занять соответствующее положение с боковым сгибанием; вначале загруженной оказывается больше верхняя лыжа, а затем нижняя. В момент остановки во избежание опрокидывания лыжник может опереться на нижнюю палку.

Для перехода к боковому соскальзыванию в косом спуске одновременно с более плоской постановкой лыж смещаются под склон их пятки, а туловище компенсаторно еще больше разворачивается грудью в долину. Чем больше смещение пяток и сильнее кантование, тем энергичнее торможение. Внимание лыжника сосредоточивается на загрузке лыж, чтобы не перейти от косого соскальзывания в поворот к склону или, наоборот, вниз под склон.

Стойка бокового соскальзывания очень близка к стойке косого спуска, она отличается лишь меньшей закантовкой лыж, которая резко возрастает в момент остановки.

Совершенство владения боковым соскальзыванием (рис. 39) демонстрирует на снимке один из корифеев горнолыжного спорта в недалеком прошлом Отмар Шнайдер (Австрия). Уменьшая кантование лыж в процессе поворота на параллельных лыжах, он регулирует кривизну дуги, чтобы в нужной точке и под нужным углом обойти древко.


Рис. 39. Раскантовка лыж в основной фазе поворота приводит к боковому соскальзыванию, как при спуске наискось

Спускаясь по бугристым склонам, изъезженным «туристами», мастер, применяя боковые соскальзывания вперемежку со скольжением, виртуозно преодолевает их. Совершенствование техники комбинирования поистине беспредельно. Так родилась одна из разновидностей фристайла - спуск по бугристому склону. Умение сочетать скольжение и боковое соскальзывание полезно всем спортсменам, а также судьям, участвующим в подготовке трасс.

Упражнения в косых и прямых соскальзываниях в сочетании со скольжением, боковые сбрасывания пяток с «врубанием» кантов и другие приемы требуют четкой работы коленных и голеностопных суставов. Вариантов здесь много. Горнолыжнику очень важно уметь дозировать поперечное смещение с продольным скольжением, научиться тонкому восприятию деформаций снега под лыжами. Так, если боковое соскальзывание происходит на сильно закантованных лыжах, то его целесообразно называть «жестким соскальзыванием», а если на лыжах, лежащих почти плоско, - «мягким соскальзыванием». В первом случае торможение будет ощутимым, во втором оно будет походить больше на заглаживание снега с меньшей потерей скорости.

Разучивая боковые соскальзывания, надо всегда помнить, что они являются вспомогательными приемами, облегчающими преодоление склонов в некоторых критических ситуациях, и делают более универсальным механизм поворотов на параллельных лыжах.

Хочу подчеркнуть, что на этом этапе освоения скольжения и соскальзываний особенно зримыми становятся способности и спортивная перспектива ученика. Умение скользить, чувство снега, дозированных нагрузок, равновесия - это элементы талантливости. Нельзя упускать возможности «нащупывать» легко усваиваемые учеником приемы, учитывать его личные качества: преобладание трусости над смелостью, пассивности над активностью, инертности над агрессивностью. Так подспудно закладывается фундамент дальнейшей специализации.

По тому, насколько смело лыжник переходит от скольжения к боковому соскальзыванию, энергично ставя лыжи поперек хода и наоборот, можно видеть, на что он способен. Однако это не значит, что надо сразу ставить крест на «слабых» - многие качества наживные, если развивать их, как говорится, с умом. Даже грани врожденной смелости расширяются - она растет по мере технического совершенствования.

Тренеру следует помнить и то, что сочетание элементов скольжения и соскальзывания будет постоянно встречаться при освоении поворотов на лыжах. К числу наиболее употребимых можно отнести переход от мягкого соскальзывания к резкой закантовке в предповоротах или при остановках в конце дуги. Освоение переходов от прямолинейных спусков к торможениям или поворотам приучит ощущать эффект действия инерционных сил, возникающих при этом: в торможениях - от снижения скорости, в поворотах - от центростремительного ускорения. Поэтому не следует засиживаться на упражнениях в торможении, а смело переходить к следующему этапу.

Торможение

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 86).

Рис. 86. Торможение полуплугом (односторонний упор)

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 87).


Рис. 87. Торможение плугом (двусторонний упор)

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху. а другая - внизу (рис. 88). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.


Рис. 88. Торможение с помощью палок

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 89).

Что вообще значит "в плуге"? На самом деле это значит, что вы приняли стойку, с помощью которой вы сможете контролировать скорость, с которой вы съезжаете на лыжах по склону, а также останавливаться.
Считается, что спуск в «плуге» выполнить технически не особо сложно, поэтому этот элемент отлично подходит для изучения начинающим.
Давайте попробуем выполнить стойку в «плуге» на месте.
Для этого надо понимать, как выглядит эта стойка и как в нее правильно встать на лыжах.

Как выглядит стойка “плуг” :

Соедините носки лыж вместе, пятки разведите в стороны. Оптимальное расстояние между носками лыж – 5-8 см;
- согните голеностопы и колени;
- наклоните туловище вперед;
- сделайте спину круглой;

- руки вытяните перед собой и немного согните в локтях;
- распределите массу тела равномерно на обе лыжи;
- лыжные палки направьте назад.

Вспомните! Кроме новой стойки "плуг" есть и основная стойка лыжника, с которой мы знакомились (колени согнуты, туловище наклонено вперед, руки перед собой)

Как перейти в стойку "плуг" на ровной поверхности


Вы можете принять эту стойку на месте несколькими приемами. Потренируйтесь делать каждый из них перед подъемом на склон.

1. Оставляем одну лыжу в сторону:
Стоя в основной стойке (согните колени, наклоните туловище вперед, руки держите перед собой – подробнее в ), отставьте одну лыжу в сторону, а вторую оставьте на прежнем месте. Таким образом вы примите стойку «плуг».
Совет: не расставляйте широко носки лыж. 5-8 см – это идеальное расстояние, которое должно быть между ними.

3. Расставляем лыжи в прыжке:
Расставляйте лыжи в прыжке. Подпрыгните на лыжах, одновременно расставляя пятки лыж и сводя их носки.
Совет: опять же, следите за тем, чтобы носки лыж не были расставлены широко. 5-8 см – это идеальное расстояние, которое должно быть между ними.

4. Разводим пятки:
Стоя в основной стойке, постепенно разгибайте колени и голеностопы, полностью выпрямляя ноги. Затем сгибайте их снова, одновременно надавливая на лыжи и разводя пятки. Таким образом вы примите стойку «плуг».

Учимся тормозить - спуск в «плуге» по прямой с торможением.

После того, как мы научились вставать в «плуг» на месте, уже можно тренироваться делать это в движении и остановиться в конце склона.

Для этого выберите пологий длинный склон с выкатом на ровную поверхность. В противном случае вы рискуете упасть, удариться или получить травму.

Поехали!

Поднимитесь на склон (как подняться на склон на лыжах и без – смотрите в );

- примите (согните колени, туловище наклоните вперед, руки вытяните перед собой);

- начните двигаться со склона вниз по прямой (спуск по прямой мы прошли на );
- приготовьтесь принять стойку «плуг»:
- выпрямите ноги, постепенно разогнув колени;

- согните ноги в коленях, увеличивая давление на лыжи, и разведите пятки лыж 
в стороны, образуя «плуг» (мы уже тренировались делать это упражнение на месте);
-Пюлиже к выкату приготовьтесь к торможению:
- перенесите вес тела на внутренние канты (постепенно надавите на лыжи с внутренней стороны). Таким образом вы затормозите.

Совет: если вдруг вы почувствовали, что после спуска в «плуге» у вас затекли ноги в ботинках – не пугайтесь. Для начинающих лыжников это нормально. :) 
 


Пробуем контролировать скорость во время спуска

С помощью разученной сегодня стойки в "плуге" вы можете регулировать свою скорость движения по склону:


- примите стойку «плуг» на склоне;

- начните движение вниз в стойке «плуг» – просто скатывайтесь вниз по склону;
- для контроля скорости постепенно разгибайте ноги и сгибайте их вновь, давя на внутренние канты лыжи изменяя расстояние между пятками лыж.
За счет этого вы будете увеличивать либо уменьшать скорость. Чем больше угол между пятками лыж, тем медленнее вы катитесь вниз, чем этот угол меньше, тем быстрее вы набираете скорость.

Останавливаемся на склоне в нужном месте


Часто на склоне во время катания возникает необходимость приехать в запланированное место. Например, подъехать к инструктору или знакомому, или просто затормозить у кафе. :) Учимся останавливаться в нужном месте на лыжах.

Установите для себя условную границу на склоне. Например, обозначьте ее лыжными палками. Поставьте себе задачу затормозить именно в этом месте.

Начинайте движение:

Поднимитесь на пологий склон;
- примите стойку «плуг»;

- распрямляйте и сгибайте колени, увеличивая давление на лыжи и расстояние между пятками лыж.
- медленно надавите на лыжи с их внутренней стороны (на внутренние канты) – чем сильнее вы будете надавливать на лыжи, тем быстрее они остановятся.

Важно: Одна из распространенных ошибок начинающих – это неправильное распределение веса на лыжи. Поэтому постоянно следите за тем, чтобы давать лыжам одинаковую нагрузку по всей их поверхности, т.е. за загруженностью лыж. Для этого старайтесь равномерно распределять массу тела.

Если у вас есть ощущение, что тормозит только одна лыжа, а вторая едет на канте (на краю) и просто "болтается" в воздухе, то скорее всего вы загружаете одну лыжу больше другой, она как-будто блокирует вам возможность перейти в "плуг" и из-за этого сложно тормозить.



Если у вас не получается распределять массу тела равномерно, и одна лыжа постоянно блокирует проезд, тогда вам очень пригодится следующее упражнение.

Проезды в «плуге» по диагонали 



Ту лыжу, которая постоянно блокирует вам проезд, т.е. не тормозит, а едет на канте, поставьте ниже по склону и принимайте стойку «плуг». Затем начинайте движение – вы будете ехать по-диагонали в основном на этой лыже.

Поднимитесь на склон;
- встаньте не прямо по направлению спуска, а по диагонали;
- Ту лыжу, которая постоянно блокирует вам проезд, т.е. не тормозит, а едет на канте, поставьте ниже по склону;
- примите стойку «плуг»;
- начните движение со склона в этой стойке, просто скатываясь вниз по склону;
- вы будете ехать по-диагонали в основном на проблемной лыже, таким образом привыкните правильно загружать "проблемную" ногу.

Итак, на этом уроке мы разучили новую стойку «плуг», научились контролировать скорость в этой стойке на прямом спуске и останавливаться с ее помощью.

В следующий раз мы научимся делать повороты в «плуге».

Пошаговая инструкция для второго урока

1. Примите стойку "плуг" на месте:

Встаньте в стойку "плуг" - соедините носки лыж вместе, пятки разведите в стороны, немного присядьте и наклоните таз вперед, лыжные палки смотрят назад.
Встать в стойку на месте можно отставив одну или сразу две лыжи в стороны, в прыжке. А также разводя пятки (полностью распрямляйте ноги, а затем сгибайте из снова, увеличивая давление на лыжи и разводя пятки)

2. Спускаемся вниз и тормозим
:
- Начните спуск в основной стойке (лыжи параллельны друг другу);
-во время движения примите стойку "плуг", разводя пятки в стороны;
-чтобы затормозить, перенесите вес тела на внутренние края лыж и вы постепенно остановитесь;
-попробуйте остановить в нужной вам точке.

3. Попробуйте контролировать скорость на спуске в стойке "плуг": чтобы ехать медленнее, перенесите вес тела на внутренние края лыж (как при торможении). Чтобы поехать быстрее - уменьшите давление на внутренние края.

4. Проезды в плуге по диагонали : встаньте боком к спуску. Если одна из лыж у вас во время торможения не тормозит, а едет на канте - поставьте ее ниже по склону. Скатывайтесь в стойке "плуг".

Возникли вопросы? Обращайтесь к эксперту! Евгений Моисеенко отвечает на них на

Хочешь заниматься с инструктором лично? Звони в горнолыжную школу Кометы 2606-380

Пропустили первый урок горнолыжной онлайн-школы?

В видео использована музыка:
Bliss N Eso feat. The Connections Zulu Choir — Bullet and a target;
Kevin Mccall — [****] You Pay Me

Виды торможений на лыжах .

Торможение при спусках - это вынужденная мера для снижения скорости. Обычно спортсмены-лыжники проходят трассу без торможений. К торможениям приходится прибегать в случае появления неожиданного препятствия, падения впереди идущего участника, помехи зрителей, из-за плохой подготовки трассы или при недостаточном уровне подготовленности спортсмена.

Торможение «плугом» применяется на спусках различной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко - сильнейшие лыжники практически его не используют.

Торможение «плугом» выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.

Обучение торможению проводится по общепринятой схеме (рассказ - показ - объяснение), затем ученики выполняют имитацию движений в этом способе торможения. Вначале на ровном месте школьники после показа и рассказа несколько раз принимают рабочую позу (положение «плуга») и выполняют пружинистые полуприседания. Учитель проверяет правильность принятого положения. Затем на склоне средней крутизны школьники поочередно выполняют торможение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняют это положение до конца спуска или до остановки.

Овладев равномерным торможением, можно перейти к регулированию силы торможения путем разведения или сведения пяток лыж. Далее совершенствуют торможение на горе, размеченной ориентирами, которые обозначают часть склона, проходимого без торможения, место его начала, окончания или полной остановки. Изменяя эти расстояния, можно усложнить или облегчить задание в зависимости от подготовленности учащихся.

Затем школьники выполняют торможение уже по команде прподавателя. Постепенно можно перейти к совершенствованию торможений на более крутых склонах и на спусках с меняющимся рельефом. У школьников при изучении этого способа торможения наиболее часто встречаются следующие ошибки : перекрещивание носков лыж; ведение лыж плоско, не на ребрах; неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения; недостаточное разведение пяток лыж; мало согнуты и не сведены колени и др.

Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положение «плуга» на ровном месте. Далее торможение «плугом» повторяется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняющимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следует обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении «плуга», особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга.

Торможение упором чаще применяется при спуске наискось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением «полуплугом».

Ученики, хорошо освоившие торможение «плугом», обычно легко овладевают торможением упором. При изучении этого способа необходимо предварительно проимитировать движения стоя на месте, приняв несколько раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречающиеся при торможении упором, аналогичны ошибкам, встречающимся при торможении «плугом». В дальнейшем школьники должны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног).

Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) применяется, когда спортсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет раскантовки лыж.

Торможение выполняется следующим образом. При спуске наискось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормозящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого торможения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения боковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.

При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препятствия слишком мало, единственный способ предотвратить столкновение - преднамеренное падение . Управляемое падение уменьшит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение. Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко «завалившись») назад в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого положения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, развернув лыжи, вниз по склону продолжить движение.

В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, необходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на прогулке - при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.