Семь уроков от брюса ли или как достичь совершенства в тренировках. «Путь опережающего кулака» Брюс Ли Джиткундо брюс ли

Стиль восточных боевых искусств Джит Кун был создан Брюсом Ли. Его название переводится как «путь опережающего кулака». На данный момент это достаточно популярный вид боевых искусств, его преподают почти во всем мире.

Брюс Ли предпочитал называть Джит Кун-До методом (ведения боя), а не стилем боевых искусств. По его мнению, этот метод можно использовать в любом другом виде единоборств. Первоначально он был предназначен для самообороны, например, в драке на улице. Техника боя Джит Кун-До включает в себя многие виды единоборств: Тай чи. Кунг-фу, Джиу-джитсу, филиппинский и английский бокс. Этот метод обобщает разные стили и техники, извлекает из каждого стиля самые стремительные и наиболее действенные удары. При этом у обучаемого формируется собственная философия, основывающаяся на стремлении к разумному (это роднит Джит Кун-До с Кунг-Фу). Используя элементы различных единоборств, Брюс Ли совершенствовал их, правильно сочетая и максимально упрощая некоторые из техник.

Создавая этот метод Брюс Ли считал, что в любом бое наиболее важны уверенность, совершенство навыков и точность расчета. При этом он старался свести к минимуму количество используемых движений и затрачиваемой энергии – Джит Кун-До предполагает правильное использование имеющейся физической силы без особых затрат времени на «накачивание». Тем самым методика Брюса Ли даже на самых ранних этапах постижения прекрасно противостоит любой бездумно применяемой грубой силе, что актуально при нападении на улице или во время массовой драки.

История Джит Кун-До :

Джит Кун-До получило распространение и популярность в мире благодаря известному последователю Брюса Ли – Дэну Иносанто. Он решил применять эту технику для усовершенствования освоенной им техники филиппинской школы восточных единоборств «Кали». Это единоборство представляет собой поединок с использованием одной или двух палок (прим. автора: такие палки обычно делались из бамбука – прочного и лёгкого материала), ножей или других попавшихся под руку предметов.

Также Дэн Иносанто взял название «Джит Кун-До» для своей школы единоборств, в память о великом мастере Брюсе Ли. Помимо этого есть другие школы, которые брали за основу приемы кунг-фу, каратэ, а также других стилей. В основу большинства таких школ легла техника под названием «Вин Чун» (это одна из наиболее применяемых техник Кунг-Фу). Ещё будучи маленьким мальчиком Брюс Ли занимался «Вин Чун», желание стать сильнее и уметь защищать себя и окружающих пришло Брюсу в голову после того как он себя замечательно показал в танцах. Природная грация и уверенность ему помогли за пару недель освоить тот комплекс тренировок, на который многие ученики тратят долгие месяцы, а некоторые не достигают его никогда.

По методике Джит Кун-До, принятой институтом Кунг-Фу, в обучение стилю Джит Кун-До входят 10 учебно-технических и 10 боевых комплексов. Помимо этого применяются различные тесты на скорость, частоту, форму и силу ударов, разбивание предметов, контактный спарринг с одним или несколькими противниками. В учебные технические комплексы были заложены основные виды атакующих ударов, защитных блоков, а также туда были включены различные способы передвижений, которые призваны показать, насколько готов человек к получению соответствующей квалификации. Если рассматривать глубже, то основа Джит Кун-До стоит в правильном движении, оно стоит в основе сильных атак и в правильной защите. Собирательным формам были даны названия различных представителей животного мира: собственно говоря, сами технические действия и их взаимосвязь в учебной форме похожи на движения соответствующих животных – и названия помогают ученикам учить и по обстановке применять тот или иной комплекс.

Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличае от многих других боевых искусств в Джит Кун До (ДКД) не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для ДКД. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность ДКД, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

Многие пытались описать ДКД как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг БрюсаЛи", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести ДКД к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция ДКД просто не может ревлизоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "пртив", осознав, что на самом деле на определенном уровне они не отличимы друг от друга. Понимание ДКД - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знанаие в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению ДКД, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают ДКД как составной стиль военного искусства из-за его многоплановоси и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров ДКД может напоминать тай-боксинг или винь-чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на ближней дистанции ДКД походит на северный китайский кун-фу или сават.

Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как ДКД не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно ДКД это и верно, и неверно.

Хороший практикующий боец ДКД руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и ДКД - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

Когда Брюс преподавал китайскую систему кун-фу (это было вскоре после его приезда в США), он применял общепринятые системы. Ли говорил, что тот, для кого важно количество учеников, мог бы пойти по пути создания школы или организации, но лично для себя он не видит в этом необходимости. В таких школах со все возрастающим количеством студентов были бы установлены жестко закркпленные своды обязательных правил, заменяющих индивидуальную работу со студентами. В результате большинство учащихся были бы загнаны в рамки строго определенной системы и уровень их мастерства слишком зависел бы от систематических тренировок.

Именно поэтому Ли считал целесообразным одновременное обучение немногих студентов. Такой метод требовал бы постоянного наблюдения за каждым студентом со стороны преподавателя, дабы не утратить связь "учитель - ученик". Как Ли часто говорил, "хороший учитель - словно стрелка, указывающая истину. Зная слабые места студента, учитель побуждает его к внешнему и внутреннему самоисследованию, чтобы в конце концов ученик мог достигнуть внутреннего совершенства".

Боевые искусства (впрочем, как и сама жизнь) существуют в потоке, в движении, постоянно изменяясь. Быть в русле этих изменений очень важно. И, в конечном счете, боец ДКД, говорящий, что ДКД - всего лишь боевое искусство, на самом деле не чувствует его внутренней сути. Он все еще боится войти в него, слиться с ним, пытаясь держаться за вызубренные образцы и приемы, он пленник собственной ограниченности. Такой человек не в состоянии осознать тот простой факт, что истина существует вне всех представлений или образцов. Поиск истины не может закончиться. "Джит Кун До - только имя, всего лишь лодка, на которой можно переплыть реку. На другом берегу она бесполезна, и не стоит нести ее дальше на собственной спине", - говорил Брюс.

В 1981 году ДКД преподавался только в трех местах: в филиппинской академии Кали в Торрансе, Калифорния, в Шарлотте, Северная Каролина (где Ларри Хартселл обучал нескольких избранных) и в Сиэтле, Вашингтон, под руководством Таки Кимуры. Наиболее полно ДКД изучается в Торрансе, в школе, которой руководим я и Ричард Бустилло. Преподавание ведется исходя из того,что изучающий ДКД должен получить опыт других боевых искусств. Например, в классах 1 и 2 фаз в Филиппинской Академии Кали, студенты изучают западный бокс и кик-боксинг Брюса Ли - юнь-фан.

Я глубоко убежден, что студенты должны не только усвоить технику, но и получить разнообразный опыт. Иными словами, боец каратэ, который никогда не боксировал, должен провести спарринг с боксером. Что он получит от этого опыта - зависит только от него. Согласно представлениям Брюса Ли, преподаватель не дает готовой истины, он только дает направление к истине, которую каждый студент должен найти сам.


Вот главная идея, которую Ли хотел передать своим ученикам: превыше всего то, что каждый ученик должен найти свой собственный путь к истине. Он никогда не стеснялся говорить: "Ваша истина - не моя истина, моя истина - не ваша".

У Брюса не было "общей методики", только ряд руководящих принципов, помогающих вести ученика к мастерству. Используя тренировочное снаряжение и систематический подход, ученик мог разрабатывать скорость, силу, координацию, синхронизацию, выносливость, работу ногами, отрабатывать дистанцию.

Но Джит Кун До не был для Брюса самоцелью. Это просто побочный результат его собственных занятий боевыми искусствами, его собственное средство для самораскрытия. ДКД был основой для роста его личного мастерства, его личным постижением внутренней свободы, позволяющим действовать единственным образом целесообразно и эффективно не только в бою, но и в жизни. Мы берем у жизни то, что полезно, отбрасываем бесполезное, формируя и обогащая свой неповторимый жизненный опыт. Брюс Ли всегда настраивал своих последователей на изучение дзю-до, дзю-дзюцу, айкидо, западного бокса, он советовал им исследовать китайские системы саморазвития, подобные винь-чуну, добавить к своему опыту элементы кали, эскрима, арнис, характерные особенности пенчак силат, тайского бокса, савата. Он хотел, чтобы ученик сам постигал преимущества и недостатки каждого метода.

Никакое искусство не может быть выше или ниже любого другого. Вот объективный опыт Джит Кун До: быть свободным от привязанностей, быть свободным в бою, чтобы использовать "отсутствие стиля" как стиль, "отсутствие пути" как путь, чтобы единственным ограничением стало отсутсвие любых ограничений. Не стиль, и не "не стиль" - это и есть Джит Кун До.

Говоря с точки зрения Дзэн, "в весеннем пейзаже не может быть что-то лучше или хуже. Одни цветущие ветви вырастают длинне, другие - короче".

Уникальная и эффективная система Джит Кун До (китайское — «путь опережающего кулака») была предложен в 1967 году мастером и популяризатором единоборств в кино Брюсом Ли. Данному стилю боевых искусств не характерны ни строгий свод правил, ни определенный набор технических приемов.

Сам основатель называл Джит Кун До (англ. Jeet Kune Do) не «стилем» боевых искусств, а именно «методом», так как, согласно философии Брюса Ли, этот метод можно применять в любом виде единоборств.

Видео: «Золотой дракон» — Джит Кун До, урок первый

По мнению Брюса Ли, Джит Кун До являлся вовсе не новым стилем каратэ или Кунг-фу и не видоизмененным старым, которому дали новое название. Свою задачу Брюс Ли видел лишь в том, чтобы освободить от слепой зависимости своих последователей от любого стиля, любых систем или образцов. Он решил создать этот метод после профессионального овладения Вин Чун, Джиу-джитсу, Кунг-фу и боксом, совместив в нём все элементы данных стилей. В Джит Кун До почти отсутствуют прямолинейные удары. При атаке удары наносятся только после совершения обманного движения или после контратаки.

Скорость ударов Брюса Ли не позволяла их снимать на камеру, поэтому во время съемок он намеренно бил медленнее

Брюс Ли (настоящее имя Ли Джан Фен) родился 27 ноября 1940 года в городе Сан-Франциско штата Калифорния в семье актрисы и оперного певца. Впервые снялся в фильме в возрасте трех месяцев. В 6 лет сыграл главную роль в фильме «Зарождение человечества». Большую часть жизни прожил в Гонконге. Окончил университет в Вашингтоне по специальности философия. Там же познакомился со своей будущей женой Линдой Эмери. В 1965 году у него родился сын. Создал собственную школу боевых искусств, где тренировал своих учеников, и которую впоследствии назвал «Джит Кун До». На протяжении всей своей жизни активно снимался в фильмах и к концу 1972 года стал звездой кинематографа. Основал собственную кинокомпанию и успел выпустить свою первую картину «Путь Дракона». Но всего за один месяц до выхода премьеры фильма Брюс Ли скоропостижно скончался в возрасте 32 лет от отека головного мозга.

Спарринг в Джит Кун До

В процессе преподавания в собственной школе Брюс Ли считал целесообразным одновременно обучать только нескольких студентов. Такой метод давал возможность постоянно наблюдать за каждым студентом, чтобы не утратить связи учителя с учеником и помочь развитию их внутренних способностей. Он также считал, что настоящий боец Джит Кун До это тот, кто понимает всю сущность данного метода, и только такие люди смогут постичь силу освобождения, становясь при этом зеркалом самопознания. Лучший практикующий боец всегда должен руководствоваться в бою только собственной интуицией. Согласно учениям Ли, боевой стиль никогда не должен быть схож с наукой, в которой существуют строгие законы и принципы, и они никогда не могут быть нарушены. Среди бойцов всегда имеются различия между их личностями, уровнями их тренированности, физической и духовной подготовки, способности ориентироваться в любой обстановке, а также их симпатиях и неприязнях.

Брюс Ли с маленьким сыном Брэндон Ли за 25 лет до его гибели

Джит Кун До вначале был предназначен для успешной самозащиты в уличных драках. В технике боя данного метода встречаются английский и филиппинский боксы, а также такие стили восточных единоборств, как Джиу-джитсу, Кунг-фу, Тай чи с обобщенным использованием всех техник, но со своей отдельной спецификой. К примеру, из поединка Кунг-фу Брюс Ли убрал все стандартные варианты ответов и контратак, а также «твёрдые» защитные стойки, но сохранил все блоки и перехваты, ударные техники, только с их упрощенным использованием.

Юные бойцы Джит Кун До на открытом чемпионате г. Тулы

У Брюса Ли не было общей методики преподавания, он использовал только руководящие принципы, которые помогали бы ему вести ученика к высшему уровню мастерства. Постоянно используя в ходе тренировок спортивное снаряжение и индивидуальный подход, ученик был способен разработать силу удара, скорость, координацию, а также работу ногами и сильную выносливость. Джит Кун До не был для Брюса конечной целью. Данный метод являлся побочным результатом его личных занятий боевыми искусствами и служил основой для роста уровня мастерства. В 80-х гг. Джит Кун До преподавали только в трех заведениях: в Филиппинской Академии в Кали штата Торранс, в Шарлоте штата Северная Каролина и в Сиэтле штата Вашингтон.

Сдача на пояс Джит Кун До в России, 2013 год

Наиболее полное обучение велось в Филиппинской Академии, где кроме изучения Джит Кун До, студенты также получали опыт и других боевых искусств: западный бокс, кикбоксинг, дзюдо и др. Сейчас этот метод популярен во всем мире благодаря ученику Брюса Ли Дэну Иносанто. Он является продолжателем идеи Брюса Ли в Академии единоборств Филиппин - Кали, где во время поединка применяются одна или две деревянные палки, нож или какой-нибудь другой предмет, который оказался под рукой. В других школах Джит Кун До филиппинские техники не используются, а применяют технику карате, Вин Чун, Кунг-фу и многих других стилей. В программу изучения метода Джит Кун До входит 10 учебных и столько же боевых комплексов, а также всевозможные тесты для определения и улучшения силы и частоты ударов, скорости, разбивание различных предметов, поединки с одним и несколькими соперниками.

Сам Брюс не называл Джит Кун-До «стилем» боевых единоборств, предпочитая называть его «методом», так как, согласно его философии, метод Джит Кун-До может быть использован в любом виде единоборств.

Как написано в книге жены Брюса, Линды Ли «Мужчина, которого знала только я», данный метод первоначально предназначался для успешной самозащиты в уличной драке. В техниках боя Джит Кун-До обхватываются многие стили восточных единоборств, такие как Кунг-фу , Тай чи , Джиу-джитсу , а так же английский и филиппинский боксы, с обобщением использования их техник, но со своей собственной философией.

Например, используя в Джит Кун-До элементы единоборства Кунг-фу , Брюс Ли убрал все классические «твёрдые» защитные стойки, классические же последовательности ответов и контратак , но сохранил тем не менее все ударные техники , блоки и перехваты, с упрощением их использования.

В книге Линды Ли процитирована фраза Брюса:

«Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому, в методе Джит Кун-До, я старался отразить принцип „выживания наиболее приспособленного“. Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели».

История Джит Кун-До

В настоящее время Джит Кун-До в мире известно, в основном, благодаря одному из последователей Брюса Ли - Дэну Иносанто, который применил эту концепцию для усовершенствования филипинской школы единоборств Кали . Кали представляет собой бой с использованием одной или двух деревянных палок, ножа либо другого подручного предмета.

Наряду с Джит Кун-До Дэна Иносанто, который зарезервировал за собой это название для своей школы, существуют также другие школы Джит Кун-До, не использующие филипинские техники, а предпочитающие практику Кунг-фу , Карате и других восточных стилей. Такие школы называются школами Джун Фан Джит Кун-До (Джун Фан - китайское имя Брюса Ли), в основе большинства из них лежит практика Вин Чун Кунг-Фу, вида восточных единоборств, которым Брюс Ли овладел одним из первых и, по его собственному признанию, которому он был обязан своей превосходной физической формой.

Согласно методике, принятой институтом Кунг-фу (г. Загреб , Югославия) в программу обучения стилю «Джит Кун-До» входит десять учебных технических комплексов (форм) и десять боевых, а также различные тесты на скорость, форму, частоту и силу ударов, разбивание предметов, контактные спарринги с одним и несколькими противниками. В учебных технических комплексах заложены базовые защитные и атакующие технические действия, основные принципы передвижений, подчеркивающие духовную и техническую подготовленность экзаменуемого на соответствующую квалификационную степень. Собирательным (по отношению к другим направлениям боевых искусств) формам, даны названия животных: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь. Технические действия, их взаимосвязь в учебной форме напоминают движения перечисленных животных.

Философия Джит Кун-До

По сути своего учения Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство; более того, он надеялся внушить нам истинное чувство взаимопонимания. Но взаимопонимание не может быть дано - оно должно быть найдено в сердце каждого человека. Реальная помощь, которую предлагает Брюс Ли, - это стимулирование способности помогать себе самостоятельно.

Знание и понимание - не одно и то же. Знание базируется на предыдущем опыте; понимание - на опыте настоящего. Любой, кто ищет возможности просто отождествиться с Брюсом Ли и системой Джит Кун-До, лишь обманывает себя. Истинной целью Брюса Ли при создании Джит Кун-До было желание, чтобы каждый вдохновившийся его опытом, сумел понять то, что понимал сам Брюс.

Брюс Ли старался представить методы Джит Кун-До, как отражение природы, Дао , как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. В качестве наглядного примера, Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе , который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, разжигает из лодки костер для ночлега. Суть этого рассказа в том, что необходимо использовать то, что уже однажды оказалось полезным, в другой форме для других целей.

Для того чтобы понять философию Брюса Ли, философию Джит Кун-До, было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Существует много версий. Действительный же смысл этого понятия - это соответствие и приспосабливаемость, т.е. умение приспосабливаться к окружению. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный. Брюс Ли старался проиллюстрировать эту философию в начальной сцене, которую он задумал для фильма «Игра со смертью », когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений.

Постепенно из философии Джит Кун-До возникает вопрос о природе взаимосвязи между «формой» и «свободой», которая выражается как способность приспосабливаться к жизни. Что такое форма? И что такое свобода? И как поддержание хорошей формы связано с возможностью быть свободным? Как это все связано с тренировками в боевом или любом другом искусстве и особенно с жизнью человека?

Поддержание формы относится ко многим вещам. Это эффективное выполнение приемов, экономия движения и осознание потока энергии, которая включает и разум, и чувства. И все это в текущих и изменяющихся условиях жизни.

  • Обладать хорошей Физической формой означает обладать способностью находить наиболее эффективные и оригинальные пути использования естественного потока энергии. Эта способность включает уравновешенность в состоянии покоя и движения, а также отсутствие ненужного напряжения во время использования тела, как целого, таким образом, что каждая часть координируется в хорошо синхронизированном действии и реакции. Сосредоточенно, устойчиво, в вертикальной стойке.
  • Хорошая Ментальная форма означает избавление от пустых переживаний, тревог и сомнений, а в момент появления их - переориентацию своего внимания на полезный процесс активного мышления или осознание физической формы .
  • Хорошая Эмоциональная форма означает способность чувствовать уверенность даже при отсутствии очевидных причин для этого, так чтобы это само служило причиной уверенности. Чтобы быть уверенным, нужны реальные усилия.

Все это являлось важнейшими принципами, с которыми Брюс Ли стремился прожить свою жизнь. Иногда он проигрывал, но нередко побеждал. Нам предлагается сделать аналогичный выбор. В любой момент можно потерять осознание формы, а затем, оправдывая себя, продолжать так жить. Мы можем плыть по течению жизни, воображая, что мы свободны, не имея ни малейшей надежды натолкнуться, хотя бы случайно, на истинный опыт. Но если мы настойчиво стремимся достичь осознания формы, тогда, в этот момент, мы свободны.

Свобода - это не то, чего можно ожидать, так же, как нельзя сегодня утолить голод, думая о пище, которую удастся съесть завтра. Свобода, которая появляется в результате самоосознанности, или присутствует, или нет. Мы не работаем для того, чтобы получить свободу, мы свободны.

Если присутствует внимание, разум свободен от рассеянности. Если эмоции свободны от страхов - не без страхов, но не привязаны к ним, - тогда они могут течь, как побуждающая энергия. Когда тело расслабленно и свободно от напряжения, оно чувствительно к эмоциям и энергии других и достаточно открыто для того, чтобы энергия могла свободно втекать в форму.

Брюс Ли впервые получил представление об этой возможности, когда был подростком и, по совету своего настаника Ипа Мэна , прервал усердные занятия и пошёл прогуляться к водам гонконгской гавани. Когда он наклонился над водой и погрузил пальцы в свое отражение, вода всколыхнулась в стороны. Секундой позже она вернулась и сомкнулась вокруг пальцев, идеально очертив форму руки.

Годами позже в эпизоде «Лонгстрит», который Ли помогал написать Стерлингу Силлифэнту, он постарался пробудить это же чувство у героя, советуя ему быть таким, как вода. «Когда наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Когда наливаешь воду в чайник, она становится чайником».

«Что может быть „более приспосабливающимся, чем вода“? Однако без удерживающей формы способность воды свободно течь и приспосабливаться становится бесполезной. Река без берегов - это просто наводнение, но текущая по руслу вода обладает значительной силой, которая может приводить в действие электрический генератор. Если разум достаточно сосредоточен для того, чтобы эффективно и с пониманием управлять формой тела, он открывает возможность прийти совершенно другой энергии».

«Злые люди хотят бороться, чтобы нанести противнику рану или убить его. Боевые искусства не отрицают такой возможности, но истинное внутреннее искусство замыкает эту злость и отчуждение само на себя таким образом, что возможность быть просто живым признаётся самим мастером. Многие не способны признать боевое искусство, как средство духовного выражения или внутренней работы. На Западе привыкли думать только о „победителях“ и „побеждённых“, без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни „победитель“, ни „побеждённый“ не будут жить вечно в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Противник - это не враг, это „Я“, но в другой форме. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, силе и слабости, своей жизни вообще. Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя».

«Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

  • Брюс Ли решил создать Джит Кун-До после профессионального овладения Кунг-фу , Джиу-джитсу и боксом , совмещая в нём по чуть-чуть из каждого перечисленных стилей, что перевоплотилось в невероятное чудо боевых искусств.
  • В стиле Джит Кун-До почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки. Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Джит Кун До" в других словарях:

    Эмблема Джит Кун До. Джит Кун До (截拳道, Jeet Kun Do, джиткхюндоу на кантонском наречии, Цзе цюань дао на путунхуа) стиль восточных боевых искусств, созданный Брюсом Ли. В переводе с китайского означает «путь опережающего кулака». По сей день этот … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ли (фамилия). Брюс Ли англ. Bruce Lee кит. 李振藩и кит. 李小龍 … Википедия

Джит Кун-До


Джит Кун-До - представляет собой метод эффективной самообороны, разработанный мастером восточных единоборств и всемирноизвестным киноактером Брюсом Ли.

В Джит Кун-До Брюс Ли включил наиболее эффективные приемы различных направлений единоборств, таких как Вин Чун, Тайцзицюань, Джиу-джитсу, Тхэквондо, Муай Тай, английский бокс, а также филиппинское боевое искусство - Биколано, представляющее собой усовершенствованный стиль китайского Кунг-фу.

Техника Джит Кун-До максимально унифицирована таким образом, чтобы максимально упростить переход от одного приема к другому.

Например, используемые в Джит Кун-До приемы Вин Чун лишились классических «твёрдых» защитных стоек, при этом сохранены базовые последовательности атакующих и контратакующих ударов, которые в стиле Брюса Ли выполняются в динамике, при минимальной затрате усилий и с упрощением ударной техники, блоков и перехватов.

Кроме того Джит Кун-До включал в себя собственную философию, суть которой можно выразить в принципе "выживает наиболее приспособленный ".

Сила Джит Кун-До , по мнению создателя стиля заключается в уверенности, отточенных навыках и точном расчёте, позволяющих без пустых движений и затрат лишней энергии достигнуть цели.

Брюс Ли считал, что Джит Кун До - Путь опережающего кулака, это «стиль без стиля», в основе которого лежат идеи и принципы Дао, Дзен-буддизм и учения Кришнамурти.

Брюс Ли говорил, что Джит Кун До - это Путь, ведущий к сердцу предмета .

Джит Кун До - Путь самопознания и самореализации через понимание себя, окружающего мира, через осознание древних даосских принципов и применения их на практике.

Брюс Ли считал, что:

"по настоящему вы начнете понимать себя только тогда, когда попытаетесь идти своим собственным путем! "

Кунг-фу Брюса Ли

Понять суть созданного Брюсом Ли стиля можно лишь поняв суть основы этого стиля, которым бесспорно является Кунг-фу.

По мнению Брюса Ли - Кунг-фу нельзя рассматривать, как набор физических упражнений, Кунг-фу - специфическое искусство выражения деятельности мозга посредством выполнения определенных техник.

Понять сущность Кунг-фу невозможно изучая боевую технику, как научную дисциплину посредством получения фактов фактов и их анализа.

Понять принцип Кунг-фу можно лишь спонтанно, в момент озарения, которое возникает в освобожденном от эмоций и желаний разуме.

Даосские философы и мастера Кунг-фу называют это явление "Дао-спонтанность ", через которое проявляется суть всех вещей и явлений, происходящих во Вселенной.

Базовый принцип Кунг-фу "Принцип мягкости ", позволяющий нейтрализовать усилия противника при минимальных затратах собственной энергии, открылся Брюсу только после нескольких лет упорных тренировок, о чем Брюс пишет в своей книге "Путь опережающего кулака":

Вспоминая слова великого учителя - Гранд-мастера Ип Мана о расслаблении, успокоении, необходимости забыть о себе и следовать за движениями противника, так, чтобы позволить разуму без колебаний и сомнений производить все контратакующие движения, Брюс осознал, что основой эффективного поединка является искусство расслабления в любой фазе боя.

Ип Ман говорил, что:

только следуя естественному ходу вещей и не вмешиваясь в него, можно сохранить себя.

Нельзя противопоставлять себя естественному течению событий, нельзя встречать проблемы "лоб в лоб", а следует взять их под контроль, двигаясь в соприкосновении с ними.

Основой принципа Джит Кун-До, стало понимание Брюса и выражение на практике того, что для получения контроля над своими действиями необходимо прежде всего научиться следовать своей природе, а не противиться ей.

Техники Кунг-фу настолько совершенны, что человеческой жизни недостаточно, чтобы до конца понять их, тем более освоить и применять на практике.

Но есть другой путь, и он заключается в том, чтобы проникнуться внутренним духом боевого искусства, принять его в свое сердце, так, чтобы оно стало частью тебя, а ты - его частью и тогда техника станет очевидной и естественной.

Но этот путь доступен только в том случае, если разум будет находиться в полной гармонии с окружающим миром.

Быть, как вода...

В своей книге "Путь опережающего кулака" Брюс Ли описывает то, как ему открылась суть Кунг-фу , ставшая впоследствии основой Джит Кун До:

После длительных и изнурительных тренировок и медитаций, Брюс отправился к морю, там он снова вспомнил свои тренировки и его захлестнуло чувство неудовлетворенности, которое вывело его из себя и из всех сил ударил рукой по воде.

Никакого урона воде нанесено не было. Затем ударил снова, сжал воду пальцами, путаясь схватить ее, удержать в сжатом кулаке, но это было невыполнимой задачей. В тот момент, по словам самого Брюса, он понял суть Кунг-фу.

Вода - составляет основу всего сущего на земле. Вода является самой мягкой субстанцией, которая может заполнить собой любую форму, при этом вода может пройти сквозь самую твердую субстанцию в мире.

"Нужно быть таким, как вода!"

В момент этого откровения над головой Брюса пролетела птица, отбросив тень на воду.

И в этот момент Брюса посетило еще одно озарение -

"эмоции и помыслы моего противника должны проноситься в моем сознании, как отражение птицы на воде "

Именно тогда, по словам самого Брюса он понял, что имел ввиду его великий учитель Ип Ман, говоря: "не пытайся контролировать свои действия, научись следовать своей природе, а не противиться ей ".

В этот момент, как говорил сам Брюс, он почувствовал единение с Дао , а заодно со своей природой.

В этот момент от ощутил состояние душевной гармонии - того состояния, в котором все то, что раньше вызывало противостояние, воссоединилось с ним, и в его сознании больше не стало места для конфликта, весь мир стал для него родным.

Основа Джит Кун-До

Суть движений Джит Кун-До Брюс Ли называл "текучей непрерывностью ".

Каждое движение, как только оно заканчивается - плавно переходит в другое, что является основой того, что движения воспринимаются, как более быстрые по сравнению с движениями других видов единоборств.

Особенно это важно при взаимодействии с противником, когда не следует прерывать или сопротивляться течению движений противника, не нужно останавливать его силу.

Вместо этого необходимо следовать за противником, направляя и дополняя его движения, тем самым просто помогаешь ему самому разрушать себя.

Еще одним важным аспектом практики Джит Кун-До, особенно на высших стадиях тренировок, является соединение воображения, или, как говорили мастера Кунг-фу древности - "движения духа " с каждым физическим движением, что позволяет довести практически до совершенства каждый выполняемых прием.

Тренировка Джит Кун-До

Основой тренировочного процесса, по мнению Брюса Ли, является приведение личности в состояние готовности к интенсивным нервным и мышечным нагрузкам таким образом, чтобы заставить весь организм работать гармонично.

Минимальная ежедневная тренировочная программа Брюса состояла из следующих упражнений:

1. Упражнения на растяжку (попеременные шпагаты).

2. Отжимания в упоре.

3. Бег на месте.

4. Вращение плеч.

5. Высокие удары ногами.

б. Глубокие сгибания коленей.

7. Боковые удары ногами.

8. Повороты в приседаниях - выпрямлениях.

9. Изгибы и вращения поясницы.

10. Удержание ног на весу и махи.

11. Наклоны вперед.

Основой техники Джит Кун-До Брюс Ли называл координацию, точность, мощь, выносливость и равновесие.


Координация

Обучение координации в Джит Кун-До представляет собой не просто тренировку мышц. Развитие координации - это практика предполагающая процесс формирования связей в нервной системе. При этом каждое выполненное действие усиливает установленные связи и делает следующее выполнение более легким и более подготовленным.

Точность

Развитие точности основывается на совершенствовании контроля над движениями своего тела. В конечном счете эти движения должны должны выполняться с минимальным приложением силы и напряжения, при неизменном достижении желаемого результата.

Для развития точности требуется выполнение значительного количества упражнений, выполняемых с максимальной аккуратностью, и лишь после полного освоения и шлифовки приема - следует добавлять в него силу и скорость.

Мощь

Увеличению мощи способствует четкость ударов, которые должны идти от туловища, в котором должно быть достаточно устойчивости, чтобы сохранять равновесие во время действия. При этом мощный боец, по мнению Брюса - это не сильный боец, а тот, кто может проявить свою силу быстро.

Мощь представляет собой силу, умноженную на скорость. Для увеличения мощи неизменно требуется научится делать быстрые движения, соединив в единое целое все отдельные движения, направив нервные импульсы к рабочим мышцам, при одновременном уменьшении импульсов, направленных на мышцы-антагонисты.

Выносливость

Развитие выносливости достигается путем тяжелых и продолжительных упражнений, превышающих нормальное физиологическое состояние, при этом значительные нагрузки должны накладываться и на дыхательную и на мышечную системы.

По мнению Брюса наилучшей формой воспитания выносливости является участие в боях, при этом нельзя уменьшать значимость иных форм тренировок выносливости, таких как бег и бой с тенью.

Равновесие

Секрет равновесия, по мнению Брюса, является в поддержании правильного положения тела, основой которого является правильная стойка.

Следует держать ноги прямо под туловищем, на среднем расстоянии друг от друга, вес должен быть либо распределен равномерно на обе ноги, либо (как в английском боксе) слегка подан вперед на ведущую.

Такая позиция позволяет достичь расслабления, скорости и легкости в движении, а также, при необходимости, колоссальной мощи.

При выборе позиции в стойке следует придерживаться следующих правил:

1. Понижать центр тяжести.

2. Держать базу на ширине плеч.

3. Держать вес на подушечках пальцев ног.

4. Колени держать чуть согнутыми, даже во время бега. Центр тяжести следует перемещать легкими и быстрыми движениями.

Гармоничное взаимодействие тела и духа

Важнейшим элементом Джит Кун-До Брюс Ли считал гармоничное взаимодействие тела и духа, для достижения которых мастер рекомендовал придерживаться следующих правил: