Популярные гонщики формулы 1. Морис Трентиньян, он же « Le Petoulet»

Ненависть за рулём. Самые известные гонщики-враги в Формуле-1

Вспоминаем случаи, когда борьба пилотов Формулы-1 перерастала в настоящую ненависть. Схватка Сенны и Проста – лишь один пример из многих!

Рассказав о самых главных случаях автоспортивной вражды за пределами Формулы-1, мы, конечно же, собрали для вас и подборку наиболее острых противостояний внутри Ф-1. Тут представлены и самые известные стычки всех времён, и те, чья популярность чуть ниже, но накал внутри дуэтов тоже был будь здоров!

1981. Алан Джонс vs Карлос Рёйтеманн

В команде «Уильямс» давняя традиция по неприменению командной тактики. И одним из её основоположников в 1981 году стал аргентинец Карлос Рёйтеманн . Годом ранее его напарник Алан Джонс стал чемпионом мира, и «Уильямс» попробовал было закрепить за австралийцем звание первого номера – не тут-то было!

Если в первой гонке чемпионата (Гран-при США Запад) Карлос пропустил вперёд Джонса, то на следующем этапе в Бразилии Рёйтеманн проигнорировал приказ из боксов и одержал победу. Отношения между гонщиками моментально испортились, а Алан в итоге и вовсе решил покинуть Формулу-1 в конце сезона. Рёйтеманн-то по сути был прав: к концу чемпионата он действительно опережал Джонса по очкам и даже лидировал в общем зачёте перед заключительной гонкой в Лас-Вегасе.

Увы, проблемы с коробкой передач не позволили аргентинцу набрать очков, и в такой ситуации Нельсону Пике из «Брэбэма» хватило пятого места, чтобы завоевать чемпионство. Ну а Рёйтеманну оставалось вздыхать, что вне зачёта Ф-1 осталась гонка в ЮАР: она прошла в момент жесточайшего спора большинства команд с ФИА, на «Кьялами» не приехали «Феррари» и другие заводские команды, а Рёйтеманн одержал победу. Очков за это первое место Карлосу вполне хватило бы для чемпионства, но – увы.

Когда Джонс покинул Формулу-1, Рёйтеманн спросил у Алана, не пора ли закопать топор войны. «Да - внутри твоей чёртовой спины, парень», - жёстко ответил Джонс. Несмотря на организацию спора с напарником, Рёйтеманн сохранил место в «Уильямсе» на сезон-1982, но, проведя всего две гонки, внезапно покинул Формулу-1. Официальная причина – начало Фолклендской войны между Аргентиной и Великобританией, но, говорят, Карлос просто охладел к Ф-1 и уже начал задумываться о политической карьере. Таким образом, к третьему Гран-при 1982 года в «Уильямсе» не осталось обоих дуэлянтов.

1982. Дидье Пирони vs Жиль Вильнёв

Историю Пирони и Вильнёва знают очень многие, но оставить её без внимания никак нельзя. Итак, в 1981 году Дидье стал новым напарником канадца в «Феррари», причём Жиль хорошо принял новичка. Речи о внутрикомандном противостоянии поначалу не шло, тем более что в 1981-м Жиль был явно впереди: две победы и седьмое место в личном зачёте против нуля подиумов и 13-й позиции Пирони.

Обменявшись боксёрскими ударами, Ален и Айртон успокоились, тем более что в 1991-м техника уже не позволяла Просту бороться за титул.

Однако к 1982-му Дидье прибавил и за счёт большей стабильности в гонках уже мог опережать Вильнёва. Знаменитый разрыв в отношениях двух пилотов «Скудерии» наступил на Гран-при Сан-Марино. Гонщики «Феррари» шли на победный дубль и получили указание из боксов замедлиться – и тут Пирони вдруг взял и обогнал Вильнёва, отобрав победу. Каноническая версия гласит, что после финиша разъярённый Жиль пообещал больше никогда в жизни не разговаривать с французом – а уже на следующем этапе в Зольдере погиб в квалификации, так что помириться пилоты просто не успели…

Однако есть мнение, что размах ссоры между Пирони и Вильнёвым был несколько преувеличен прессой – и стал легендой именно в свете гибели канадца. Кроме того, не всё так однозначно и с самим нарушением уговора со стороны Пирони. Дидье впоследствии утверждал, что они с Вильнёвом, а также представителями «Рено» Простом и Арну договорились друг с другом беречь топливо на первой половине дистанции и держать стартовые позиции, а уж во второй части гонки побиться друг с другом по-настоящему. Собственно, эта битва и произошла, а командный мостик «Феррари» отдавал указания, не зная, что на самом деле у гонщиков нет никаких проблем с расходом топлива. Как бы то ни было, скандал в Имоле стал классикой Формулы-1.

Феттель не первый и не последний

Феттель не стал первым нарушителем командной тактики – "Чемпионат.com" вспоминает, у кого ещё эго оказалось сильнее командных интересов.

1989-1993. vs

Так уж вышло, что Имола любила ссорить гонщиков. Именно здесь произошёл ещё один знаменитый разлад – на сей раз между Сенной и Простом. Ситуация 1989 года до боли напоминала ту, что сложилась в «Феррари» семью годами ранее: Айртон обогнал напарника, считавшего, что позиции временно закреплены.

Правда, если у «Феррари» скандал невольно спровоцировала сама команда, то тут пилоты обошлись без посторонней помощи. Перед стартом Сенна предложил, чтобы выигравший старт не был атакован оппонентом в первом повороте «Тоза». И действительно, француз не стал атаковать Сенну. Зато на рестарте Прост оказался впереди - и вот Айртон не сдержал слова, проведя успешную атаку в «Тозе».

Говорят, Льюис по радио обматерил Рона Денниса (тот аж отбросил наушники), сама команда этот факт опровергла.

Расстроенный Прост после финиша в частном разговоре поведал о договорённости и её нарушении знакомому журналисту, а тот взял и распространил информацию в прессе. Сенна опроверг сам факт уговора, однако босс «Мальборо» Джон Хоган подтвердил: обещание было дано. С этого момента в «Макларене» началась гражданская война.

Прост обвинял напарника в опасном пилотаже и фаворитизме со стороны «Хонды», Сенна контратаковал, намекая на помощь Алену со стороны президента ФИА француза Балестра. Итог все помнят – столкновение на Гран-при Японии 1989 года, когда Прост не стал пропускать Сенну. Айртон всё же выиграл гонку, но был дисквалифицирован за помощь маршалов и срезку трассы (второй повод уж точно был смехотворным). Год спустя Сенна оплатил сопернику той же монетой, ничтоже сумняшеся протаранив машину Проста на той же «Сузуке» и вернув титул.

Обменявшись этими боксёрскими ударами, Ален и Айртон успокоились, тем более что в 1991-м техника уже не позволяла Просту бороться за титул, а 1992-й француз и вовсе пропустил. Отношения бывших напарников пришли в норму - на момент гибели Сенны на Гран-при Сан-Марино 1994 года никаких проблем между великими гонщиками уже давно не было.

Догнать Проста и поднять «Минарди». Чего не успел сделать Сенна

1 мая 1994 года погиб Айртон Сенна. Чего ещё он мог добиться в Формуле-1, если бы не смертельная авария в дебюте Гран-при Сан-Марино?

2007-2008. vs

Когда перед сезоном-2007 публика гадала, не опростоволосится ли «Макларен», сходу сажая в свой болид новичка Хэмилтона, вряд ли кто мог предположить, как всё повернётся в реальности. На деле же Льюис сходу начал показывать скорость на уровне , чем нервировал последнего.

Первая искра вспыхнула в Монако, когда Хэмилтон начал намекать: команда не дала ему побороться с Алонсо за победу, применив запрещённые в то время приказы с пит-уолл. Стюарды, впрочем, нарушений не нашли. Ну а в историю суждено было войти квалификации Гран-при Венгрии. Льюис, вопреки договорённости, не позволил Фернандо первым пойти на быстрый круг, за что получил сочный ответ под финиш сессии: Алонсо намеренно задержался у механиков, и британец просто не успел уйти на решающую попытку.

Перед стюардами своего будущего напарника Марк «отмазал», посетовав на резкое торможение Хэмилтона.

Говорят, Льюис после этого по радио обматерил Рона Денниса (тот аж отбросил наушники), сама команда этот факт опровергла. Ну а Алонсо за неспортивное поведение наказали потерей нескольких мест - Хэмилтон посчитал такое наказание мягким, если не ничтожным.

Перед следующим Гран-при в Турции пилоты «Макларена» всё обсудили и якобы помирились - ага, сейчас! Всё ещё раздражённый Алонсо вместе с соотечественником де ла Росой подкинул дровишек в костёр шпионского скандала, после чего, очевидно, его карьера в «Макларене» была завершена. Чтобы не допустить возможного саботажа по отношению к испанцу, ФИА даже отправила в боксы официального наблюдателя, а Алонсо пообещал механикам солидные премии в случае победы.

Однако авария Фернандо в Фудзи, а также вылет Хэмилтона в Шанхае и перебои с машиной в Сан-Паулу отдали чемпионство третьему - Кими Райкконену . А два врага-напарника уступили финну одно очко.

В 2008-м Алонсо вернулся в «Рено», но противостояние с Хэмилтоном не угасло. Так, перед финальной гонкой на «Интерлагосе» Алонсо признался, что с удовольствием помог бы взять титул Массе. Впрочем, когда Льюис всё же взял трофей, испанец пришёл в боксы его поздравить, в ответ на что Хэмилтон назвал Нандо отличным человеком. Мир, дружба, жвачка. А Алонсо спустя время и вовсе возьмёт и заявит журналистам - мол, какая вражда в 2007-м, не было у нас никаких проблем. Что ж, у всех своё понимание, что такое - проблемы.

Формула-1 – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колесами. Данный чемпионат проводится ежегодно из нескольких этапов, которые называются Гран-при.

В конце года выявляется победиль. В Формуле-1 могут участвовать отдельные пилоты либо целая команда. Пилоты соревнуются за титул «чемпиона мира», а команды – за кубок конструкторов.

За все время существования Формулы-1 в ТОП-10 легендарных гонщиков вошли:

Михаэль Шумахер

Еще в детстве он занимался картингом. За пределами трассами спортсмен всегда находится в хорошем настроении. Михаэль родился 3 января 1969 года в немецком городке Хюрт-Херммюльхайме. Он является семикратным чемпионом мира по Формуле-1, двукратным вице-чемпионом мира и трехкратным бронзовым призером.

Шумахер установил множество рекордов Формулы-1, включая число побед, подиумов, быстрых кругов. Но 29 декабря 2013 года, находясь на отдыхе с сыном, споткнулся о невидимый под свежевыпавшим снегом камень.

От удара его шлем раскололся. Шумахера доставили вертолетом в госпиталь в городе Мутье. Позже его перевезли в клинику в Гренобле. На текущий момент гонщик находится в критическом состоянии, а его семье пришлось продать дом в Норвегии и личный самолет.

Айртон Сенна

Родился 21 марта 1960 года в Сан-Паулу, Бразилия. Он являлся трехкратным чемпионом мира Формулы-1. По некоторым данным Сенна считается лучшим гонщиком Формулы-1.

За 10 лет ему удалось выиграть 41 гонку, завоевав 65 поул-позицию. Он получил от прессы прозвище «Волшебник». Сенна соперничал с Аленом Простом в конце 1980 гг. В 1994 году он погиб в аварии на Гран-при в Сан-Марино в Имоле.

Мика Хаккинен

Родился 28 сентября 1968 года в Вантаа, Финляндия. Этот финский автогонщик участвовал в соревнованиях Формулы-1 с 1991-1999 гг. В 1995 году на Гран-при Австралии гонщик не справился с управлением и его автомобиль влетел в стену.

Мика получил серьезную травму – перелом черепа. Некоторое время он находится в коме. Но ему удалось выжить и завершить сезон. Он занял 7 место с 17 очками. С 2004 года гонщик вернулся в спорт, приняв участие в чемпионате ДТМ. По окончании сезона 2007 принял решение уйти из порта.

Найджел Мэнселл

Родился 8 августа 1053 года в Алтон-он-Меверн, Англия. Он завоевал титул чемпиона мира в классе Формула-1 в 1992 году. Трижды является вице-чемпионом. Это первый автогонщик за всю историю американской гоночной серии CART, который завоевал титул чемпиона в первом сезоне.

Всего он принимат участие в 2 сезонах данной серии и в 15 сезонах Формулы-1. За счет своего телосложения его прозвали «Большим Найджимом». Так как он всегда стремится победить, поэтому его называют «Британским Львом».

По статистике, Мэнселл вошел в пятерку лучших пилотов Формулы-1 за всю историю. В 2005-2006 г.н. стартовал в серии Гран-при Мастерс, до участия в которой допускались звезды мирового автоспорта в возрасте старше 45 лет.

Ален Прост

Родился 24 февраля 1955 года в Сен-Шамоне. Этот французский автогонщик участвовал в 30 чемпионатов Формулы-1. Он является 4-кратным чемпионом мира. Второе место занимал 4 раза.

После окончания карьеры он создал свою команду Prost Grand Prix, которая просуществовала с 1997-2001 г.г., так и не допившись результатов. Ален также считается одним из лучших пилотов Ф-1 за всю её историю. За счет стиля пилотажа и расчетливости его называют «Профессором».

В свое время он установил множество рекордов, включая по лучшим кругам, числу побед. Но в 2000-м году практически все его рекорды побил Шумахер. При этом Прост – второй гонщик по многим абсолютным показателям.

Наиболее ярким периодом его карьеры считается соперничество с партнером по команде Айртоном Сенной. На текущий момент Прост участвует в гонках Andros Trophy, а с 2004 года руководит командой Формулы Е – e.dams.

Ники Лауда

Родился 22 февраля 1949 года в Вене. Этот австрийский автогонщик является трехкратным чемпионом мира в классе Формула-1. Позже он стал спортивным менеджером, комментатором немецкого телеканала RTL, экспертом в автогонках, а затем и директором команды Формулы-1 Mercedes AMG.

Йохен Риндт


Родился 18 апреля 1942 года в Австрии. В 1970 году он стал чемпионом мира по автогонкам в классе Формула-1. Чемпионский титул ему присвоен посмертно, так как он разбился при проведении Гран-при в Италии. Но так как он заработал на предыдущих этапах достаточно очков, поэтому его было присвоен посмертный чемпионский титул.

Вольфганг фон Трипс

Этот немецкий автогонщик был победителем Targa Florio в 1961 году. В этом же году он разбился в одной из самых страшных аварий за всю историю Ф-1.

Хуан-Мануэль Фанхио

Родился 24 июня 1911 года в Балькарсе, Аргентина. Он является пятикратным чемпионом Формулы-1. Его назвали Маэстром. Он принимал участие в Формуле-1 в 1950-х гг. Является одним из успешных пилотов. За 7 сезонов выиграл 5 чемпионских титулов. При этом 4 победы одержал подряд.

Дважды он занимал второе место в чемпионате. За многолетнюю историю Формулы-1 по числу чемпионских титулов результат Фанхио только в 2003 году превзошел Шумахер. Фанхио – это первый и единственный аргентинский чемпион мира.

От Ледяного Человека (Айсмена) до Гориллы Монцы – статья о самых неизвестных, при этом занимательных прозвища х гонщиков Формулы 1. От блестяще острых, до самых неожиданных. Вспоминаем клички пилотов Формулы 1, которые они заработали среди своих собратьев за годы выступлений. Некоторые из них были даже более известны чем реальные имена…

Он стал чемпионом мира, но в его ранней гоночной карьере, склонность британского гонщика к захватывающим несчастным случаям и автомобильным потасовкам с грудами покорёженного металла, принесла ему довольно неудачное но тем нее менее очень броское и запоминающееся прозвище: «Охотник за сходами» (перев. автора, оригинал англ. Hunt the Shunt).

Чрезвычайный талант, жестокий интеллект и глубокий анализ – всё это позволило французскому гонщику развить свой гладкий и экономичный стиль в разрушительную силу. Неудивительно что его называли профессором.

Статистика выступлений усатого англичанина в Монако, говорит сама за себя. С 1963 по 1969 годы он пять раз выиграл это гран-при и дважды поднимался на подиум. Айртон Сенна превзошёл, добился такого же результата, но всегда будет только один, «Господин Монако».

После того как он ворвался в мотоспорт, вгрызшись в него дорогими зубами, прозвали «Мышь». Некоторое время спустя, его спокойствие и очевидное эмоциональное отрешение за рулём болида дали ему новое прозвище: «Компьютер». Но в конечном счёте очень быстрый австрийский пилот получил кличку: «Крыса». «Промоутер думал, что это из-за моих зубов», сказал Лауда, который в определённых кругах был так же известен как «Король Крыс» и «Супер Крыса».

Постоянно спокоен и даже холоден, как внутри болида так и за его пределами, нетрудно догадаться почему его прозвали: «айсменом». Но известно ли Вам, что это имя дал ему Рон Деннис, во времена прибывания финна в Макларен. Время шло, перешёл в Феррари к заклятым конкурентам Макларен и забрал с собой прозвище, которое стало его вторым именем.

В юности Фанхио прозвали «El Chueco» (перев. Изогнутый), как клюшка номер один. Так его называли члены его футбольной команды из-за немного искривлённых ног. Однако позднее, когда Хуан стал заниматься мотоспортом для его коллег гонщиков, включая напарника по команде Стерлинга Мосса, который уважал Фанхио — великого аргентинца, он был просто Маэстро.

Найджела Мэнселла называли по разному в течении его карьеры, для легионов его британских фанатов он был «Наш Найджи», для американского зрителя он ассоциировался с культовым номером машины – «Красный Пять». Но венцом творения фанатских умов была кличка, которую ему дали итальянские тифози, во времена выступления британца за Феррари, они звали его: «Иль Леоне» (Лев).

Известный среди пилотов как «El Cabezon» ласково «Олух», аргентинец и первый победитель в Формуле 1 за команду Феррари , был прозван британской прессой: «Быком Помпасов» за его большое телосложение и за его тяжелый стиль вождения.

Медоед, похож на ласку, это млекопитающее родом из Африки. Так же они обитают в Юго-Западной Азии и на Индийском субконтиненте. Они славятся своей силой, свирепостью и бесстрашием. Так почему же гонщика из Западной Австралии назвали в честь этого животного? «Это пошло от моего тренера, Стюарта Смита», объяснил в своём интервью одному гоночному журналу . «Он показал мне документальный фильм об этом животном и сказал: «Чувак, это крутой зверь!». Я тоже подумал об этом. После он подумал и добавил, у тебя много качеств присущих медоеду. И я подумал: «Да, наверное он прав! Оттуда это и пошло. Я думаю, что делаю всё верно, чтобы соответствовать этому прозвищу».

Легендарный австралийский гонщик был удостоен ника «Black Jack» не из-за его пристрастия к азартным играм в казино, а за его тёмные волосы и склонность к поддержанию призрачной тишины. Тот факт, что он был непоколебим в крайних ситуациях за рулём, только добавил меткости этому прозвищу.

Во времена начала карьеры в Ф1 в 2006 году, его первый напарник по команде Уильямс Марк Уэббер, с оглядкой на его ровные белокурые локоны прозвал его Бритни (в честь поп-певицы Бритни Спирс). Марк всегда называл его Бритни говоря со своими инженерами. Развязка наступила в финале сезона на гран-при Бразилии, когда оба пилота попали в аварию на трассе. Естественно, что каждый из них хотел попасть в боксы первым для устранения неисправностей, однако не смог доехать до боксов. И как же Уэббер сообщил об этом инженерам? «Бритни в стене», — сказал Марк. К счастью для действующего чемпиона это прозвище не прижилось.

Нелестное, несчастливое и бесполезное прозвище де Чезариса, было не совсем справедливо учитывая его склонность к эффектному исполнению шунтов, особенно в его ранней карьере в Формуле 1. Тем не менее это не помешало, быстрому и популярному итальянцу, проведшему в королевском чемпионате 200 гран-при найти себе работу после уходи из Ф1 в 1994 году.

Чемпион мира в каждом классе и многократный победитель Isle of Man TT, Майкл Хэйлвуд был голиафом в мире езды на мотоцикле, поэтому даже после его успешного перехода на четыре колеса, он всё ещё оставался «Майк Велосипед».

Рождённый с телом борца и соответствующим диким, время от времени поведением за рулём болида, прозвище рифмовалось с фамилией Брамбилла. По словам покойного доктора Формулы 1 Сида Уоткинса, он обладал силой примата. «Сокрушительное рукопожатие» писал Уоткинс в своей автобиографии, «он получал удовольствие видя как несчастный морщиться от боли во время приветствия…»

Если бы Фаджиоли, который до сих пор остаётся самым пожилым победителем в истории Формулы 1, жил сейчас то его бы прозвали скорее всего Мистером Бином (Фаджиоли – с итальянского, один из бобовых сортов). Но как это гонщик из пятидесятых получил вызывающее прозвище «Грабитель Абруцци», доподлинно не известно. Дело в том, что он не был родом из итальянской провинции Абруцци и у него не было криминальной репутации. В зависимости от того каким источникам верить есть несколько версий. Одна говорит о том, что кличка пошла от смуглой кожи пилота и его дикого темперамента (отмечавшего его как бездельника), другая что он якобы когда-то «ограбил» земляка Нуволари забрав победу в гонке в 1933 году.

как «Джентльмен Турина»

У первого чемпиона мира гонок Формулы 1 была репутация агрессивного, бескомпромиссного и даже беззаботного гонщика, во время выступления. Но его привилегированный образ и естественное достоинство, с которым он вёл себя после того как вставал из-за руля, заработало итальянскому выпускнику юридического университета прозвище «Джентльмен Турина».

В юном возрасте Халме любил водить машину босиком, за это пресса в родной Новой Зеландии прозвала его «Босоногий мальчик из Те Пуке». Но крепыш, который до сих пор остаётся самым незапланированным чемпионом мира в истории Формулы 1, позже получил прозвище «медведь», за его грубые черты лица и очень вспыльчивый характер.

В прессе его часто называли «Флаером Фарнхэма». Первый француз британского происхождения и чемпион мира Майк Хоторн был известен как «Le Papillon» (перев. Бабочка) из-за фирменного галстука-бабочки, который он носил управляя гоночной машиной.

Морис Трентиньян, он же « Le Petoulet»

Французский пилот, дважды победитель гран-при Монако в 1950-х годах, получил наверное самое неудачное прозвище в истории гонок Формулы 1 из-за истории случившейся с ним в гонке через Париж. Его Бугатти сошёл с трассы из-за засора в топливной системе, которое как потом выяснилось произошло из-за попадания туда крысиного помёта (Le Petoulet). С тех пор Трентиньяна ласково называли Le Petoulet, прозвище, которое по словам его современников он принял с улыбкой.

Вы могли бы предположить, что прозвище Жан Пьера пошло из-за его способности разгонять свой болид до такой скорости, что он прыгал по трассе, но на самом деле ответ намного проще. Согласно многократным источникам, прозвище пилота появилось после того как сын соучредителя команды Марч Робина Херда, неправильно назвал имя. Вместо Жарье (англ. Jarier) он сказал Джампер (Jumper).

Талантливый итальянский пилот, с копной преждевременно седых волос был назван ‘Эль Зорро Платеадо’ («Серебряная Лисица»). Такое имя ему дали местные мексиканские репортёры, после того как он добился очень хитрой победы на изнурительной дорожной трассе Панамерика в 1951 году. Имя прижилось.

Лаваджи провел в Формуле 1 всего семь гран-при, но этого хватило чтобы к этому весёлому итальянцу прилип один из самых незабываемых эпитетов последнего времени: «Джонни Каруош» — либерал (если не буквально переводить его имя). «это было определённо лучше чем та кличка, которую мне дал мой американский менеджер, когда я гонял в ИндиКар. Он называл меня Джонни Ласагн!»

Всегда Ваш В.Г.

Гонщики Формулы 1 вошли в историю автоспорта благодаря своим невероятным достижениям на гоночных трассах. Блистательные победы, рекорды скорости и другие ошеломительные результаты сделали пилотов кумирами миллионов людей. Например, Эмилио Джузеппе Фарина , который получил прозвище «Нино» . Этот итальянец первым завоевал титул чемпиона мира в 1950 г. Позже Фарина участвовал в гонках, но не смог подняться выше второго места.

Чтобы стать известным, гонщику не всегда нужно побеждать. Примером тому служит карьера Лука Бадоера . Он был заявлен на 56 гонок, осуществил 48 стартов и не принес своей команде ни одного очка. Список пилотов Формулы 1 с отрицательным результатом включает и Андреа де Чезариса . Итальянец совершил 137 сходов с трека за все сезоны.

Прославленные автогонщики Формулы 1

Поклонникам этих престижных гонок хорошо знакомы следующие имена:

Чтобы узнать больше, оставайтесь на нашем портале. Мы собрали полную информацию об участниках гонок. Пилоты Формулы 1, их жизнь, карьера и увлечения – будьте в курсе этой информации, посещая сайт VERcity.

Итоги опроса F1 Racing о самых быстрых гонщиках.

Жюри

Гэри Андерсон, Даниэле Аудетто, Мартин Брандл, Кристиан Даннер, Энтони Дэвидсон, Ник Фрай, Джон Хауэтт, Эдди Джордан, Руперт Киган, Лука Марморини, Сэм Майкл, Тьяго Монтейру, Макс Мосли, Стирлинг Мосс, Ян Филипс, Тони Парнелл, Серхио Ринланд, Кеке Росберг, Рикард Райделл, Пол Стюарт, Ханс Штук, Пол Стоддарт, Марк Зурер, Пэт Симондс, Патрик Тамбэ, Марио Тайссен,Жан Тодт, Паскаль Васселон, Чарли Уайтинг.

Как мы считали

Каждый член жюри составил свой список из 20 быстрейших, по его мнению, гонщиков Формулы 1 с 1950-го по 2006-й; лучшему присуждалось 20 очков, второму – 19, и т. д. Статистические данные гонщиков высчитывались на основании истинного количества их стартов в Гран При, но сравнение с их напарником по команде проводилось только по времени квалификации – вне зависимости от того, стартовали ли они в гонке. Процент поулов берется из отношения поул-позиций к количеству проведенных квалификаций, Процент быстрых кругов – из числа Гран При, в которых гонщик стартовал.

10. Йохен Риндт (Австрия)
Карьера в Ф1 60 ГП, 1964-70
Квалификации относительно напарников 71% (44:18)
Процент поулов 16% (10)
Процент быстрых кругов 5% (3)

Результаты не соответствовали таланту, пока в 1969 году он не перешел в Lotus, но скорость его была очевидна с того самого момента, как в 1964-м он ворвался на арену Ф2. В памяти тех, кто мог наблюдать его изумительную технику вождения в сносе из-за ограждения в «Кристал Палас» или с заснеженной насыпи промозглого Нюрбургринга, он остался именно таким: самым быстрым из всех. Когда он наконец получил козырное место в Ф1, сомнения в прочности конструкций, созданных Колином Чепменом, ничуть не сказались на его бравурном стиле, когда Йохен выходил на трассу. Это сочетание принесло ему чемпионский титул – и стоило ему жизни. За рулем сегодняшних безопасных машин Ф1 он смотрелся бы потрясающе!

9. Джеки Стюарт (Великобритания)
Карьера в Ф1 99 ГП, 1965-73
Квалификации относительно напарников 77% (71:21)
Процент поулов 17% (17)
Процент быстрых кругов 15% (15)

Его никогда не заботили поулы, до середины пятого сезона на счету у Джеки не было ни одного. А потом посыпались, как из рога изобилия и понять, как ему это удается, было почти невозможно – настолько легко он побеждал в квалификациях. При необходимости он действовал, как тигр – летел на озорующем BRM по старой трассе Спа, круг за кругом преследовал Риндта в Сильверстоуне, четко повторяя все его маневры, все сносы – но куда более типичной для Стюарта была гонка в Монако, когда он вел свой Tyrrell, на котором остались только передние тормоза, к победе так, будто с машиной все было в полном порядке. Мягко сбавляя газ, мягко нажимая педаль тормоза, мягко ее отпуская, чуть-чуть прибавляя газ… – вот как он действовал за рулем Matra, BRM и Tyrrell. Мало у кого это получалось так же легко...

8. Фернандо Алонсо (Испания)
Карьера в Ф1 86 ГП, 2001-06
Квалификации относительно напарников 67% (59:29)
Процент поулов 17% (15)
Процент быстрых кругов 9% (8)

Алонсо отличается уникальным стилем вождения, который требует умелого блокирования колес на входе в поворот, чтобы заставить машину заплясать на апексе. Кажется, что это противоречит логике, и уж точно – законам физики в том смысле, как ее понимают в этом виде спорта. Добавьте сюда холодный, расчетливый, безошибочно действующий ум – и вам уже не будет казаться удивительным то, что Фернандо стал самым молодым чемпионом за всю историю Формулы 1. Он добивается успехов, потому что его талант – его скорость – совершенен. Обладая аналитическим умом, позволяющим варьировать темп по ходу гонки, Алонсо может легко побеждать, стартуя из первых рядов. Но он бывает и грозным бойцом, способным стремительно рассечь пелетон, не позволяя себе даже короткой паузы, чтобы перевести дух. Он великолепно справляется с гигантским прессингом, прибавляя по мере повышения ставок – и умеет бескомпромиссно сражаться колесо в колесо, даже когда условия не равны. Подобный подход помог ему в блестящем стиле завоевать два чемпионских титула, оставив позади соперников, располагавших более быстрыми машинами.

7. Мика Хаккинен (Финляндия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1991-2001
Квалификации относительно напарников 71% (117:48)
Процент поулов 16% (26)
Процент быстрых кругов 16% (25)

Хаккинен был не первым «летучим финном» Формулы 1 – до него так называли Кеке Росберга, – но Мика отличался еще более высокой скоростью, чем его предшественник. Более того, он был из тех гонщиков, кто сражается тем отчаяннее, чем выше цель. Другими словами, это был великолепный матчевый игрок. Некоторые, из завоеванных им 26 поулов, казались пугающе стремительными, – отчасти, возможно, из-за серебристой раскраски его McLaren. А еще он отличался отвагой. Те счастливчики, которым довелось побывать в Спа в 2000 году, до конца своих дней будут вспоминать, как он обогнал Шуми.

6. Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина)
Карьера в Ф1 51 ГП, 1950-58
Квалификации относительно напарников 86% (43:7)
Процент поулов 57% (29)
Процент быстрых кругов 45% (23)

В 1950 годы гонщики просто прыгали в свои машины с мотором, расположенным впереди, и мчались к финишу. Если хватало здравомыслия, они оставляли кое-какой запас, не приближались к изгородям и канавам, держались подальше от домов и деревьев. Временами Фанхио давал волю чувствам: на крутых подъемах и спусках Руана или во время своей отчаянной погони за Майком Хоторном и Питером Коллинсом на Ринге в 1957-м, за что был по праву отнесен к сонму «бессмертных». Но обычно он делал ровно столько, сколько было нужно, чтобы напомнить своим соперникам, кто тут лучший (а у них благоговейное восхищение вызывало и его умение справляться со страхом смерти), кому удалось завоевать пять чемпионских титулов.

5. Ронни Петерсон (Швеция)
Карьера в Ф1 123 ГП, 1970-78
Квалификации относительно напарников 41% (28:40)
Процент поулов 11% (7)
Процент быстрых кругов 7% (9)

Woodcote. Тот, прежний, который когда-то проходили на скорости за 200. И который был знаменит своей ужасной кочкой – прямо посередине. И вот в него входит Супершвед. В заносе! Кр-р-ру-то! Должно быть, ему повезло, что он счастливо спасся, – но ведь кругом ранее он проделал здесь то же самое. И вот он летит снова. Боже мой! Глаз не оторвать – но это, скорее всего, стоило ему потери времени… А вот и нет – Ронни взял поул. Эмерсон Фиттипальди, в те времена самый молодой чемпион мира, был в Lotus любимчиком – пока в 1973 году не получил в напарники Петерсона. Он ничем не мог ответить на скорость шведа, и был, вероятно, единственным парнем в мире, кто недолюбливал потрясающего, бесподобного Ронни.

4. Найджел Мэнселл (Великобритания)
Карьера в Ф1 187 ГП, 1980-95
Квалификации относительно напарников 47% (91:103)
Процент поулов 17% (32)
Процент быстрых кругов 16% (30)

Il Leone – «лев» для итальянских тифози – получил свое меткое прозвище за то, что его лучшие выступления отличали редкостный напор, отвага и мощь. Вне машины Мэнселл частенько казался запуганным параноиком, но все эти слабости искупал, когда садился в кокпит, демонстрируя в гонках невероятную отвагу. И когда бы он ни выходил на бой, этот запас стойкости делал его непобедимым. Вспомните его обгон Пике в Сильверстоуне в 1987 году, резкий бросок мимо бессильного Айртона Сенны в Венгрии в 1989-м или захватывающий дух прорыв по внешней траектории мимо Бергера в профилированном вираже Peraltada в Мексике в 1990-м. Только Мэнселл мог выжать такое из гоночной машины. Рикардо Патрезе однажды показалось, что это уже чересчур. «Сними штаны, Найджел, – пошутил итальянец после того, как британец привез ему 2 секунды, завоевав поул на Гран При Великобритании 1992 года. – Хочу своими глазами увидеть, сколь велика твоя отвага…»

3. Джим Кларк ((Великобритания)
Карьера в Ф1 72 ГП, 1960-68
Квалификации относительно напарников 83% (60:12)
Процент поулов 46% (33)
Процент быстрых кругов 39% (28)

Если статистика и свидетельствует об уровне скорости гонщика, то это справедливо в отношении Джима Кларка: стартовав в 72 гонках, он выиграл 25, но вторым финишировал лишь однажды (на Нюрбургринге в 1963-м), причем, с «чихавшим» мотором Climax. Ошибки? Трудно припомнить. В Гонке чемпионов 1965 года он летел по трассе в стиле Сенны, испытывая невероятный прессинг со стороны Дэна Герни. В 1960-м в Порту во время тренировки потерял управление своим Lotus 18 на трамвайных путях. Во всем остальном же – только безупречное, превосходно отточенное вождение.

Сильверстоун, 1965 год: падало давление масла, на последних кругах Кларк даже выключал мотор, походя повороты Stowe и Club, но мимо боксов проносился на полной скорости, чтобы ничем не выдать свои проблемы соперникам (и одолел Грэма Хилла, который шел на пределе). Монца, 1967 год: потеряв целый круг после прокола колеса, Кларк на последних кругах вышел в лидеры, но проиграл из-за утечки топлива. Он великолепно смотрелся даже за рулем неконкурентоспособной машины, – к примеру, в 1966 году, когда круг, принесший ему поул в Монако, придал новый смысл понятию «совершенство». Так чем же он был хуже Сенны или Шумахера? Ответ: ничем.

2. Михаэль Шумахер (Германия)
Карьера в Ф1 249 ГП, 1991-2006
Квалификации относительно напарников 86% (214:36)
Процент поулов 27% (68)
Процент быстрых кругов 31% (76)

Почему Михаэля сочли не таким быстрым, каким был Сенна? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Видимо, наши присяжные выносили свой вердикт как под влиянием эмоций («Айртон соперничал с Михаэлем на абсолютно легальном Williams» или «Сенна не позволял себе выходок вроде той, какую Шуми допустил в Монако»), так и полагаясь на здравый анализ. Ибо такова загадка Айртона Сенны. Чего не было у Михаэля, так это странной манеры Айртона на протяжении всей карьеры поигрывать газом в ожидании «момента». Михаэль, напротив, демонстрировал образцовое терпение.

В свою эпоху, в дни, когда столь многое зависит от техники, Михаэль был лучшим. Он знал, как надо проходить круг: результаты во вторых квалификационных сессиях трех последних этапов сезона-2006 останутся лучшими в его карьере, лучшими за все времена. Он не боялся перемен и с максимальным эффектом использовал любые «примочки», появлявшиеся на машине. Он всей душой и сердцем стремился окружить себя безупречной командой. Он без конца совершенствовал свои собственные способности. Он был безупречен в любых условиях: на быстрых трассах и на медленных, под дождем и в сухую погоду, в хорошей машине или в плохой, стартуя из хвоста пелетона или же с поула. И он ненавидел проигрывать – просто не признавал поражений. И при всем этом был быстр.

1. Айртон Сенна (Бразилия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1984-94
Квалификации относительно напарников 89% (141:18)
Процент поулов 40% (65)
Процент быстрых кругов 12% (19)

Удивлены? Вот и мы тоже нет. Пока Шумахер, наконец, не побил мировой рекорд Сенны по количеству поулов (у Айртона их было 65), это число было таким же символом величия в спорте, как 1220 голов, забитых Пеле за годы его карьеры, или три победы Эмиля Затопека (в беге на 5000 м, 10000 м и в марафоне) на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Но статистика, как и у всех немногочисленных гениев спорта, умевших заставить своих соперников выглядеть не более чем середняками, это только половина истории. Сердца заставляла биться манера, в какой Сенна добивался своих триумфов.

Воспоминания о его квалификации в Монако-1988 (на полторы секунды быстрее Проста – на такой же машине, между прочим) до сих пор вызывают восхищение, а Сенна, словно усиливая магию своего волшебства, не мог найти слов, чтобы объяснить, откуда взялась такая скорость. Вот и в Донингтоне в 1993-м он каким-то образом умудрился, словно по волшебству, найти поразительное сцепление на абсолютно мокром асфальте, на котором его соперники скользили, словно пьяные на катке. Так был ли он безупречным гонщиком? Нет, он был слишком безжалостен, иногда до безумства. Но удавалось ли еще хоть кому-нибудь вести машину Ф1 быстрее него, с таким же напором, с пустыми баками на последних секундах любой из квалификаций конца 80-х или начала 90-х? Абсолютно точно – нет. Никому. Он был не просто быстр, он был сама СКОРОСТЬ.

Гонщики, занявшие места с 11 по 50...

11 Жиль Вильнев Канада
12 Стирлинг Мосс Великобритания
13 Кими Райкконен Финляндия
14 Ален Прост Франция
15 Нельсон Пике Бразилия
16 Альберто Аскари Италия
17 Эмерсон Фиттипальди Бразилия
18 Ники Лауда Австрия
19 Штефан Беллоф Германия
20 Кеке Росберг Финляндия
21 Джеймс Хант Великобритания
22 Алан Джонс Австралия
23 Франсуа Сэвер Франция
24 Крис Эймон Новая Зеландия
25 Хуан-Пабло Монтойя Колумбия
26 Жаки Икс Бельгия
27 Марио Андретти США
28 Карлос Рейтеманн Аргентина
29 Том Прайс Великобритания
30 Джоди Шектер Южная Африка
31 Деймон Хилл Великобритания
32 Джек Брэбем Австралия
33 Джузеппе Фарина Италия
34 Ханс-Йоахим Штук Германия
35 Карлуш Пас Бразилия
36 Тони Брукс Великобритания
37 Джон Сертис Великобритания
38 Джонни Серво-Гавен Франция
39 Герхард Бергер Австрия
40 Йо Зифферт Швейцария
41 Дидье Пирони Франция
42 Ярно Трулли Италия
43 Марк Уэббер Австралия
44 Рене Арну Франция
45 Жан Алези Франция
46 Дэн Герни США
47 Риккардо Патрезе Италия
48 Жан-Пьер Жарье Франция
49 Дженсон Баттон Великобритания
50 Тони Брайз Великобритания