Пандар нарушает клятву. Битва. Проверочная работа по литературному чтению Закипела битва заменить другим выражением

Разделы: Русский язык

Тема урока : Рассказ. Структура текста-повествования. Комплексный анализ текста.

Обучающие задачи: познакомить учащихся с понятием рассказа, актуализировать знания о построении текста-повествования, теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности обучающихся.

Развивающие задачи: формировать навыки комплексного анализа текста, умения составления цитатного плана; аргументированно и связно формулировать ответы.

Воспитывающие задачи: формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе.

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки.

К.Г. Паустовский.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Создание эмоциональной атмосферы

1. Чтение эпиграфа учителем (эпиграф записан на доске или включен в слайд компьютерной презентации). (Приложение 1 . Слайды 1, 2)

Фронтальная беседа:

2. Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?

И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию.

3. Чтение рассказа учителем.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Закипела битва насмерть.

Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. (По К.Ушинскому)

Текст рассказа помещен в рабочей тетради по русскому языку А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста. 5 класс». М., «Творческий центр», 2006, стр.78.

2. Могут быть различные ответы учащихся: «да», «наверное», не знаю» и др.

5. Как бы вы определили жанр прослушанного текста? (Рассказ )

5. Это рассказ.

Индивидуальная работа учащегося

Отвечает ученик, которому на предыдущем уроке дано было домашнее задание выписать в тетрадь определение жанра «рассказ».

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях.

II.Объявление темы урока учителем

1. Итак, тема урока: «Рассказ: структура текста-повествования».

2. А что значит структура? Загляните в свои памятки. (Построение) (Приложение 2)

Значит, сегодня мы будем говорить об особенностях построения рассказа. А это нам необходимо для того, чтобы сочинить собственный рассказ или написать его по серии сюжетных картинок, помещенных в учебнике.

1. Запись темы урока в тетради учащимися.

2. Структура – это построение.

2. У каждого учащегося имеются в наличии памятки.

Типы речи: (повествование, описание, рассуждение)

III.Стиль, тема, идея (основная мысль) текста. Художественные образы.

Фронтальная беседа:

1. А каков стиль данного текста? Докажите свою мысль. Посмотрите в памятку «Стили речи». (Приложение 3)

1. Художественный стиль.

2. Какова цель художественного текста?

2. Воздействие на читателей с помощью художественных образов.

3. Какие художественные образы создает писатель К. Ушинский в рассказе?

3. Образы кошки, орла, котенка.

4. Дети, что вас удивило в этой истории?

4. Кошка – маленькое животное, одержала победу над могущественным орлом.

5. Как бы вы озаглавили текст?

5. Кошка. Кошка и орел. Схватка.

6. Значит, кошка сильнее? А что ее сделало сильнее орла?

Действительно, материнская любовь ее сделала сильной духом.

6. Она любит своих котят. Она мать.

7. А как бы вы сформулировали главную мысль рассказа?

Я думаю, что рассказу можно было бы дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа».

7. Духовная сила могущественнее силы физической.

8. Возвращаясь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?»

8. Учащиеся отвечают утвердительно.

Одним словом, это художественные средства изобразительности.

IV.Художественно-изобразительные средства

1. Эпитеты, метафоры, олицетворения.

2. Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами художественно- изобразительных средств.

Первая группа учащихся ищет сравнения, вторая группа – метафоры, третья группа – эпитеты. (Приложение 1 . Слайд 3)

Практическая работа в группах.

1 группа:

«Как молния , спустился он с вышины и схватил одного котенка».

«Как молния..» - это сравнение.

2 группа:

«Закипела битва насмерть ». «Кошка не потеряла мужеств а». Орел покинул поле битвы». Это метафоры.

3 группа:

«Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы». Это эпитеты.

3. Ребята, значение какого слова вам не совсем понятно? (Слово «преимущество» многозначное, в тексте употреблено в значении « превосходство» )

3. Словарная работа

Выступление ученика о лексическом значении слова «преимущество», что было его индивидуальным домашним заданием. Предварительно учащийся работал с толковым словарем С. И. Ожегова. Запись учащимися лексического значения слова в предложенном контексте в рабочую тетрадь.

Общие выводы данного этапа урока. Какой цели служат художественные изобразительные средства?

Художественные изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов.

1. Посмотрите в памятку «Типы речи» или на слайд презентации, назовите элементы структуры повествовательного текста. (Приложение 1 . Слайд 3)

V.Структура текста-повествования

2. Соотнесите структурные элементы повествовательного текста с данным рассказом. (Приложение 1 . Слайды 4 – 10)

2. Практическая работа в парах постоянного состава: в классе 12 учащихся, каждая пара находит один структурный элемент, один из учеников пары защищает свой ответ (предоставляется свобода выбора, кому отвечать).

Вступление

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Завязка

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка.

Развитие действия

Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Кульминация

Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Развязка

Орел покинул поле битвы

Заключение

… кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.

VI. Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

VI. Учащиеся встают и выполняют движения под ритмизованное стихотворение.

VII. Составление цитатного плана и его обсуждение

(Приложение 1 . Слайд 11)

VII. Письменная работа учащихся в тетради

Цитатный план:

1. За деревней весело играла кошка со своими котятами.
2. Орел схватил одного котенка.
3. Кошка вцепилась в орла.
4. Закипела битва насмерть.
5. Орел покинул поле битвы.
6. Кошка облизывала израненного котенка.

VIII. Итоги урока

Что нового узнали о построении рассказа?
Чему обучались на уроке?
Какой этап урока понравился?

IX. Задание на дом

Напишите небольшой рассказ с использованием знаний о (структуре) построении текста-повествования или составьте письменный рассказ по серии сюжетных картинок в упражнении № 234.

IX. Дифференцированное домашнее задание.

Литература

  1. Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2007.
  2. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку. - М., «Творческий центр», 2006, стр. 78.
  3. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - М., «Азбуковник», 1997.
  4. Е.И. Никитина. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы. - М., «Просвещение», 1992.

Прочитай текст.

История про двух раков.

На морском дне лежала

царапали мягкое, незащищённое бронёй тело - рак ёжился, вертелся. брошенная кем-то пластмассовая трубка. Как-то раз около этой трубочки появился рак-отшельник*. Ему, видно, стала тесной раковина, в которой он до сих пор жил, и он пошёл на поиски нового домика.

Трубка ему понравилась. Рак обошёл вокруг неё, сунул в трубку усы, потом одну клешню, вторую… Развернулся и, пятясь, начал не спеша вползать брюшком в трубку. Края трубки

Тут с другой стороны трубки появился второй рак. Этот был тоже без домика, и трубка ему тоже приглянулась. Первый отшельник ещё только забирался в пластмассовый дом, а второй уже сидел в нём.

Через какое-то время оба рака решили, что пора в путь. Оба уперлись спинками в трубочку и, цепляясь ножками за дно, пошли.

Трубка задёргалась из стороны в сторону. Раки ничего не понимали. Им, наверно, казалось, что кто-то держит трубку и хочет её утащить.

На беду, раки оказались одной силы. Они долго таскали друг друга, выбились из сил и одновременно пришли к решению - бросить затею. Оба вылезли - каждый из своего конца трубки - и, не оглядываясь, отправились восвояси.

По С. Сахарнову

____________________________________________________________________

Отшельник *- тот, кто живёт в уединении, в одиночку.

Выполни задания.

О чем рассказывается в текстах?

о красоте подводного мира

о жизни раков-отшельников

о находках на морском дне

о редких морских раковинах

По какой причине в истории про раков первый рак искал себе новый домик?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение « отправились восвояси»?

________________

Укажи, в каком порядке происходили данные события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Рак сунул в трубку усы и клешни.

Первый рак заметил трубку.

Рак обошел вокруг трубки.

Рак развернулся.

Рак начал влезать в трубку.

В тексте сказано, что раки оказались одной силы. Что доказывает это? Приведи два примера.

____________________________________________________________________

Раки бросили трубку, потому что

они ничего не понимали

края трубки царапали их

трубку не получилось утащить

трубка им разонравилась

Какое из названий больше всего подходит к истории о двух раках?

Победа

Вот так раки-забияки!

Где раки зимуют

В поисках нового дома

Универсальные действия

задания

Понимание смысла текста в целом.

1, 7

Умение обобщать информацию и выделять существенные признаки.

Умение находить информацию, заданную в явном виде.

Умение находить аргументы, подтверждающие выводы

2, 5

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью

Анализ с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Прочитай текст.

К. Д. Ушинский

Выполни задания.

1.

Рассказы

Сказки

Стихи

Басни

2.

Кошка играла с котятами.

Закипела битва кошки и орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка вцепилась в орла.

3.

_______________________________________________________________________

6. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

Прочитай текст.

К. Д. Ушинский

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Выполни задания.

1. В какой сборник ты поместишь это произведение?

Рассказы

Сказки

Стихи

Басни

2. Восстанови последовательность событий в рассказе.

Кошка играла с котятами.

Закипела битва кошки и орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка вцепилась в орла.

Кошка повалила орла на землю.

3. Объясни значение выражения "закипела битва насмерть".

_______________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, почему победила кошка?

Кошка победила, потому что была сильнее орла.

Кошка победила, потому что защищала своего котенка.

Кошка победила, потому что была храбрая.

5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.

6. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

Прочитай текст.

К. Д. Ушинский

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Выполни задания.

1. В какой сборник ты поместишь это произведение?

Рассказы

Сказки

Стихи

Басни

2. Восстанови последовательность событий в рассказе.

Кошка играла с котятами.

Закипела битва кошки и орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка вцепилась в орла.

Кошка повалила орла на землю.

3. Объясни значение выражения "закипела битва насмерть".

_______________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, почему победила кошка?

Кошка победила, потому что была сильнее орла.

Кошка победила, потому что защищала своего котенка.

Кошка победила, потому что была храбрая.

5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.

6. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

Прочитай текст.

К. Д. Ушинский

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Выполни задания.

1. В какой сборник ты поместишь это произведение?

Рассказы

Сказки

Стихи

Басни

2. Восстанови последовательность событий в рассказе.

Кошка играла с котятами.

Закипела битва кошки и орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка вцепилась в орла.

Кошка повалила орла на землю.

3. Объясни значение выражения "закипела битва насмерть".

_______________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, почему победила кошка?

Кошка победила, потому что была сильнее орла.

Кошка победила, потому что защищала своего котенка.

Кошка победила, потому что была храбрая.

5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.

6. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

Прочитай текст.

К. Д. Ушинский

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Выполни задания.

1. В какой сборник ты поместишь это произведение?

Рассказы

Сказки

Стихи

Басни

2. Восстанови последовательность событий в рассказе.

Кошка играла с котятами.

Закипела битва кошки и орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка вцепилась в орла.

Кошка повалила орла на землю.

3. Объясни значение выражения "закипела битва насмерть".

_______________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, почему победила кошка?

Кошка победила, потому что была сильнее орла.

Кошка победила, потому что защищала своего котенка.

Кошка победила, потому что была храбрая.

5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.

6. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

Литературное чтение, 2 класс

Орёл и кошка.

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись - огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

К.Д.Ушинский

V ».

А. Летом В . Осенью

Б. Зимой Г . Весной

_____________________ _________________________________

Крылья орла_________________________ , клюв орла________________________________________ ,

_______________________ _________________________________

лапы орла____________________________ , когти орла_______________________________________ .

____ Кошка играла с котятами.

____ Закипела битва кошки и орла.

Кошка вцепилась в орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка повалила орла на землю.

_____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________

___________________ _____________________________

Но кошка не потеряла_______________________ , крепко ___________________________________ в

________________________

орла когтями и _____________________________ ему правое крыло.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

одно качество кошки.

___________________________________________________

Кошка (какая?) _______________________________________________________________

одно правило.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10 .

Кошка мыши

Ласточка молоко

Медведь насекомые

Ключ к проверочной работе

1. В какое время года происходит действие рассказа? Выбери из предложенных вариантов и пометь « V ».

Ответ: Г. Весной - 1 балл;

0 баллов – иное другое.

2. Дополни описание орла словами из текста.

Ответ: Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями…

4 балла

3 балла – неверно заполнили один пропуск;

2 балла - неверно заполнили два пропуска;

1 балл - неверно заполнили три пропуска;

0 баллов - иное другое.

3. Расставь цифры на строчках так, как происходят события в рассказе.

Ответ: 1, 3, 4, 2, 5.

2 балла – верно расставлена последовательность событий;

1 балл – допущена 1 – 2 ошибки;

0 баллов – допущено более двух ошибок.

4. Как ты думаешь, какую роль в природе выполняет орёл? Запиши своё мнение.

Ответ: Орёл в природе хищник. Он охотится на зверей.

2 балла

1 балл допущены ошибки или отсутствует полный ответ.

0 баллов

5. Запиши, что значит выражение «закипела битва».

Ответ: сильно дерутся и т.д.

2 балла – ответ соответствует теме вопроса, верно оформлен (полный ответ, нет орфографических ошибок);

1 балл - ответ соответствует теме вопроса, но допущены ошибки или отсутствует полный ответ.

0 баллов – ответ не соответствует теме вопроса или отсутствует.

6. Дополни предложения словами из текста.

Ответ: Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

3 балла – верно заполнили пропуски (1 балл за каждый);

2 балла – неверно заполнили один пропуск;

1 балла - неверно заполнили два пропуска;

0 баллов - иное другое.

7. Как вы считаете, какое животное в природе сильнее: орёл или кошка? Запиши.

Ответ : орёл.

Почему в битве одержало победу более слабое животное? Напиши своё мнение.

Ответ: в битве одержало победу более слабое животное, потому что оно защищало своего детёныша.

3 балла – выполнены две части вопроса, причём во второй части дан полный ответ, нет ошибок (орфографические, пунктуационные);

2 балла – выполнены две части задания, но допущены ошибки при записи;

1 балл – выполнена ½ задания (ответили только на 1 вопрос);

0 баллов – иное другое

8. Перечитайте последний абзац текста и запишите одно качество кошки.

Ответ: Кошка (какая?) смелая, отважная, бесстрашная, мужественная, стойкая

1 балл – записано одно качество, соответствующее теме вопроса;

0 баллов – иное другое.

9. Кошка защищала своего котёнка, боясь, что орёл унесёт детёныша. А что должен делать ребёнок, чтобы не стать жертвой похищения? Запиши одно правило.

Ответ: находиться рядом с родителями; или не уходить без спроса (говорить куда пошёл) и т.д.

2 балла – ответ соответствует теме вопроса, верно оформлен (полный ответ, нет орфографических ошибок);

1 балл - ответ соответствует теме вопроса, но допущены ошибки или отсутствует полный ответ.

0 баллов – ответ не соответствует теме вопроса или отсутствует.

10 . Кто чем питается? Соедини стрелками.

Ответ: орёл – мыши; кошка – молоко или мыши; ласточка – насекомые; медведь – мёд. 4 балла – верно составлены четыре пары (по 1 баллу);

3 балла – верно составлены три пары;

2 балла - верно составлены две пары;

1 балл – верно составлена одна пара;

0 баллов – нет верных пар.

Результаты : 24 б. – 22 б. – «5»;

21 б. – 17 б. – «4»;

16 б. – 12 б. – «3»;

11 б. и менее – «2».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки. К.Г. Паустовский.

(1824-1870) К.Д. Ушинский – великий русский педагог

Тема: «Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орел и кошка»

Знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста. Уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.

Задание 1 Закончите предложение: За деревней…

Ответ За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Задание 2 Начните предложение: … … и схватился со старой кошкой.

Ответ Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Задание 3 Дополните предложение: … крылья, … клюв, … лапы с … , … давали орлу большое преимущество.

Ответ Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество

Словарная работа Преимущество. 1.Выгода, превосходство (в сравнении с кем - чем - нибудь). Получить превосходство. Словарь С.И. Ожегова

Художественные изобразительные средства Метафора Закипела битва насмерть. Кошка не потеряла мужества. Орел покинул поле битвы. Эпитеты Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы Сравнение Как молния, спустился он с вышины…

Структура текста-повествования Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение

Вступление За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Завязка Вдруг откуда ни возьмись - огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка.

Развитие действия Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Кульминация Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Развязка Орел покинул поле битвы…

Заключение А кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать котенка.

Цитатный план текста За деревней весело играла кошка с котятами. Орел схватил одного котенка. Кошка вцепилась в орла. Закипела битва насмерть. Орел покинул поле битвы. Кошка облизывала израненного котенка.

Выводы из урока тема текста – схватка орла с кошкой стиль речи текста – художественный тип речи – повествование художественные образы – кошка, орёл, котёнок основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение

Ответьте на вопрос: Какие чувства вызвал у вас рассказ К.Д. Ушинского «Орел и кошка»?

Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…»

Домашнее задание Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе

«Анализ рассказа

К.Д. Ушинского

«Орел и кошка»

Выполнила:

Учитель русского языка

и литературы МБОУ

ЛиховскойСОШ

Буракова Елена Викторовна

Х. Лихой

2011 год

Цель урока: формировать умение анализировать текст художественного стиля.

Задачи урока:

  1. обучающие: организовать деятельность учащихся по работе с текстом; актуализировать знания по теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности;
  1. развивающие: создать условия для развития у учащихся умений анализировать текст: составлять цитатный план, аргументированно и связно формулировать ответы; развивать творческое воображение учащихся.
  1. воспитывающие: формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе; содействовать воспитанию интереса детей к животному миру.

Учащиеся должны

  1. знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста.
  1. уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.

Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, тексты рассказа (приложение 4), памятки по анализу текста (приложения 2,3), презентация (приложение 1).

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Учитель: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда – за работу.

Удачи желаю всем вам!

  1. Создание эмоциональной атмосферы.

Учитель: «Сегодня у нас урок развития речи, и начать я его хочу словами К.Г. Паустовского: Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки (приложение 1) (слайд 1).

  1. Фронтальная беседа:

Учитель: Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?

Ответы учащихся: «да», «наверное», «не знаю» и др.

Учитель: И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию. Её написал К.Д. Ушинский – великий русский педагог (слайд 2).

  1. Чтение учителем текста (с остановками).

По ходу чтения задаются вопросы:

А вам интересно, чем закончится эта история?

Учитель: Как бы вы определили жанр прослушанного текста?

Ученик: Это рассказ.

Учитель: Что такое рассказ?

Ученик: Рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее о важном событии из жизни героя.

Учитель: Ребята, как вы думаете, как называется рассказ?

(Ответы учащихся)

Учитель: Рассказ называется «Орёл и кошка». И тема нашего урока:

«Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орёл и кошка» (слайд 3)

Какие бы цели вы поставили бы перед собой на сегодняшнем уроке? (слайд 4)

Ученик: Мы будем учиться анализировать текст: определять тему, основную мысль, стили и типы речи; находить художественные образы и изобразительные средства.

Учитель: Правильно, ребята, но прежде чем анализировать текст, мы вспомним его содержание. Кто напомнит?

(Отвечает учащийся)

Учитель: А сейчас выполним задания

Задание 1 (слайд 5)

Закончите предложение:

За деревней … …

Ответ (слайд 6)

Задание 2 (слайд 7)

Начните предложение:

… … … и схватился со старой кошкой.

Ответ (слайд 8)

Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Задание 3 (слайд 9) Дополните предложение: … крылья, … клюв, … лапы с …, … когтями давали орлу сильное преимущество.

Ответ (слайд 10)

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество.

Подведение итогов выполненного задания (слайд 11)

  1. Практическая работа в парах.

Учитель: А сейчас выполним следующее задание. У вас на столах в конвертах находится текст рассказа, который разбит на части. Вы должны его собрать. Вспомним что такое текст?

Ученик: Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Учитель: Итак, связываем фрагменты текста в единое целое. Кто быстрее это сделает.

(Учащиеся собирают текст и зачитывают его)

Словарная работа (слайд 12)

Учитель: Ребята, значение какого слова вам не совсем понятно? (Слово «преимущество» - многозначное; в тексте употреблено в значении «превосходство»).

  1. Фронтальная беседа по тексту.

(В ходе беседы ученики делают записи в своих рабочих листах)

Учитель: О чем идёт речь в рассказе? Определите тему.

Ученик: В рассказе речь идёт о поединке орла и кошки.

Учитель: Каков стиль данного текста? Посмотрите в памятку «Стили речи» (Приложение3).

Ученик: Художественный стиль.

Учитель: Какова цель художественного стиля?

Ученик: Воздействие на читателя с помощью художественных образов и художественно-изобразительных средств.

Учитель: Назовите художественные образы, которые мы встречаем в рассказе Ушинского.

Ученик: Образы кошки, орла, котенка. Учитель: Дети, а что вас удивило в этой истории? Ученик: Кошка, маленькое животное, одержала победу над могущественным орлом.

Учитель: А как бы вы озаглавили текст?

Ученик: «Кошка», «Кошка и орёл», «Схватка».

Учитель: Значит, кошка сильнее? А что её сделало сильнее орла?

Ученик: Она любит своих котят. Она мать.

Учитель: Действительно, материнская любовь сделала её сильной духом. И как бы вы сформулировали основную мысль рассказа?

Ученик: Духовная сила могущественнее физической.

Учитель: Я думаю, что рассказу можно было дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа.

Учитель: Итак, мы определили тему, основную мысль, стиль текста, нашли художественные образы. Это кошка, орёл, и котёнок.

Ученик: Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Учитель: Одним словом, это художественно-изобразительные средства.

  1. Практическая работа в группах.

Учитель: Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами изобразительных средств.

(Первая группа ищет эпитеты, вторая – метафоры, третья – сравнения)

Ответы учащихся.

Поверка выполненного задания (слайд 13)

1 группа:

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы. Это эпитеты.

2 группа:

«Закипела битва насмерть» , «Кошка не потеряла мужества», «Орёл покинул поле битвы» . Это метафоры.

3 группа: « Как молния , спустился он с высоты и схватил одного котёнка».

« Как молния …» - это сравнение.

Общие выводы данного этапа.

Учитель : Итак, какой цели служат художественно-изобразительные средства?

Ученик : Художественно-изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов.

Учитель : Каков тип речи данного текста? Обоснуйте.

Ученик : Тип речи – повествование, так как в нём перечисляются действия орла и кошки. События происходят последовательно.

Учитель : Назовите действия орла и кошки.

Ученик : Кошка играла , вцепилась , перекусила .

Орёл спустился , схватил , схватился , выклевал , покинул .

Учитель : Итак, мы доказали, что этот текст по типу речи является повествованием, по жанру – это рассказ. Назовите элементы рассказа.

Ученик : Вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (слайд 14)

Практическая работа в парах.

Учитель: Соотнесите структурные элементы с данным рассказом (слайд 15-20).

Составление цитатного плана учащимися.

Цитатный план (слайд 21)

  1. Выводы из урока (слайд 22)

Учитель: Итак, ребята, проанализировав текст, мы определили, что

Тема текста – схватка орла с кошкой

Стиль речи текста – художественный

Тип речи – повествование

Художественные образы – кошка, орёл, котёнок

Основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы

Художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение

Учитель : Возвращаюсь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?»

(Учащиеся отвечают утвердительно)

Учитель : Да, ребята, для нас этот удивительный и прекрасный мир – загадка. Это чудо, которое всегда рядом. Звери и птицы живут по своим законам, которые для нас непривычны, а иногда бывают и вовсе непонятны. Но этот мир устроен так, что нет в нём ничего лишнего, неправильного и необъяснимого. И мы убедились в этом, прочитав и проанализировав рассказ К.Д. Ушинского. Мы с вами можем объяснить и понять, почему кошка спасла своё потомство, что заставило её это сделать. Это сила материнской любви.

А какие чувства у вас, ребята, вызвал этот рассказ? (слайд 23)

(Ответы учащихся)

  1. Итоги урока:

Учитель: Давайте подведём итоги:

Чему мы обучались на уроке?

Какой этап урока вам понравился?

Что вызвало затруднение?

Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…» (слайд 24)

X. Домашнее задание: (слайд 25)

Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.

Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Типы речи и их структура (построение)

повествование (что было сначала, что потом… и наконец)

1 . вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои)

2 . основная часть (развитие действия):

а) завязка (момент, с которого начинается событие)

б) развитие действия

в) кульминация (момент наивысшего накала событий)

г) развязка (окончание в развитии событий)

3 . заключение

  1. описание – изображение людей, предметов, животных, природы.

1. зачин (общее представление описываемого)

2. срединная часть (описание деталей, частей)

3 . концовка (отношение к описываемому)

ТЕКСТ

Тема текста : о чем текст?

Главная мысль (идея текста): что автор стремиться сказать читателю, в чем хочет убедить читателя.

Проблема – это вопрос , который ставит автор в тексте.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:

Эпитет – образное определение, выраженное прилагательным в переносном значении. Например: золотые руки , серебряный голос , сапфировые тени на снегу , жемчужные березы и т.п .

Олицетворение – приписывание неживым предметам свойств живых. Например: « ветер уснул» , « Сыплет черемуха снегом», « Поют деревья , блещут воды».

Метафора – скрытое образное сравнение, выражающееся в форме существительного, прилагательного, глагола. Например : «Сыплет черемуха снегом», «убит горем», «кровь с молоком», «горящие глаза» и др.

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов при помощи союзов: как, как будто, будто, точно или без союзов. Например: « Заря как кровь на снегу», « Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной»

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Орел и кошка

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка.

Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой.

Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз.

Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (По К.Д. Ушинскому)


Когда Менелай с Парисом решили вступить в единоборство, бессмертные боги пировали в чертогах Зевса. Юная богиня Геба разливала нектар по кубкам. Пировали боги, глядя с высокого Олимпа на Трою. Зевс, издеваясь над Герой, стал говорить, что он прекратит кровопролитную распрю троянцев и греков, так как победил ведь Менелай. Но богиня Гера просила Зевса послать в войско троянцев воительницу Афину, чтобы она побудила кого-нибудь нарушить данную клятву. Как бы против воли согласился громовержец Зевс. Быстро, под видом яркой звезды, промчалась с Олимпа богиня Афина и упала среди троянского войска. Изумление овладело троянцами, не знали они, что значит это знамение: вновь ли начнется кровавая сеча, или же это знамение Зевса, что следует заключить мир? Афина же в образе Лаодока, сына Антенора, подошла к знаменитому стрелку из лука Пандару и убедила его сразить смертоносной стрелой Менелая. Согласился Пандар. Схватил он свой лук, достал острую стрелу, призвал на помощь Аполлона и пустил стрелу. Зазвенела тетива тугого лука, взвилась стрела, и наверно погиб бы Менелай, но отклонила стрелу Афина, и ударила она Менелая в ту часть тела, которая защищена была двойной броней. Пробила броню стрела и вонзилась в тело Менелая. Рана была неглубокая, но все же обильно полилась из нее кровь. В ужас пришел Агамемнон, увидав, что брат его ранен. Но успокоил его Менелай. Велел призвать врача, героя Махаона, Агамемнон. Осмотрел рану Махаон и присыпал ее лекарствами. Пока Агамемнон и другие герои заботились о раненом Менелае, троянцы уже наступали на греков. Поспешил к войскам Агамемнон и стал устраивать их ряды и воодушевлять воинов к битве.

Лишь голоса вождей раздавались среди войска греков, молча шли воины. Троянцы же наступали с громкими криками. Войсками греков предводительствовала Афина-Паллада, а троянцами — бурный бог войны Арес. Грянул рукопашный бой. Смешались победные крики и стоны умирающих.

Стали отступать пол натиском греков троянцы, еще дружнее напали на них греки. Увидав это, воспылал гневом бог Аполлон, защитник троянцев; громко воскликнул он:

— Смелее вперед, троянцы! Не думайте, что из камня груди греков и из железа их тела. Смотрите, сегодня не сражается среди них и великий Ахилл — гневный сидит он в своем шатре.

Этим криком воодушевил бог-стреловержец троянцев. Стала еще кровопролитнее битва. Много погибло героев. Воодушевляла Афина-Паллада греков. В этой битве дала она несокрушимую силу царю Диомеду, сыну Тидея. Вскоре дрогнули троянцы.

Увидя Диомеда, знаменитый стрелок Пандар натянул свой лук и пустил в него стрелу. Вонзилась стрела в плечо Диомеда, и обагрилась его броня алой кровью. Возликовал Пандар — думал он, что насмерть ранил Диомеда. Громким голосом стал ободрять он троянцев, говоря, что насмерть ранен Диомед. Диомед же подозвал героя Сфенела и просил его извлечь из раны стрелу. Извлек ему стрелу Сфенел. Громким голосом взмолился Диомед к Афине-Палладе и просил ее дать ему сразить того, кто ранил его стрелой. Предстала Афина-Паллада пред Диомедом. Она наделила его великой силой и неукротимым мужеством. Повелела Диомеду богиня смело ринуться в бой и не нападать только на бессмертных богов. Лишь богиню Афродиту мог он сразить своим копьем. Подобно раненому льву, в котором легкая рана лишь удесятерила силу и еще больше разожгла ярость, кинулся в битву Диомед.

Увидев, как свирепствует в битве Диомед, герой Эней быстро пошел по рядам троянских воинов разыскивать Пандара. Уговорил Эней Пандара напасть на Диомеда. Взошел на колесницу Энея мужественный Пандар, и понеслись они вместе против Диомеда.

Увидя на колеснице двух знаменитых героев, Энея и Пандара, стал советовать Диомеду друг его Сфенел уклониться от борьбы с такими героями. Но с негодованием отверг этот совет могучий герой. Быстро приближалась к Диомеду колесница Энея. Взмахнул копьем Пандар и бросил им в щит Диомеда. Пробило щит копье и ударилось в броню, но броня защитила Диомеда. А Пандар уже ликовал, думая, что насмерть ранил сына Тидея. Метнул свое копье Диомед. Свалился с колесницы мертвым Пандар. Быстро соскочил на землю Эней. Прикрывшись щитом, с громадным копьем в руках, он приготовился защищать труп Пандара. Диомед же схватил громадный камень, который не подняли бы и два человека, и одной рукой бросил его со страшной силой в Энея и попал ему в бедро. Упал на колени Эней и наверно погиб бы, если бы не поспела на помощь ему мать его, богиня Афродита. Она укрыла своей одеждой Энея и хотела унести его с поля битвы.

Бросился к богине Диомед и ранил ее своим тяжелым копьем в нежную руку. Громко вскрикнула богиня и выпустила из своих объятий Энея. Но бог Аполлон покрыл его черным облаком. Диомед же грозно крикнул богине Афродите:

— Скройся, дочь Зевса! Покинь кровавую битву! Разве не довольно тебе того, что ты обольщаешь слабых женщин!

Покинула богиня любви бранное поле, а Диомед опять напал на Энея. Три раза нападал на него сын Тидея, и три раза отражал его Аполлон. Когда же в четвертый раз напал на Энея Диомед, грозно крикнул ему Аполлон:

— Опомнись, сын Тидея! Отступи и не осмеливайся нападать на бессмертных! Никогда не будут боги равны по силам смертным!

Устрашился Диомед, услыхав голос грозного бога Аполлона, и отступил. Аполлон же перенес Энея в свой храм в Трое. Там исцелили Энея богиня Лета и сестра Аполлона, богиня Артемида, на поле же битвы Аполлон сотворил призрак Энея, и вокруг этого призрака закипел упорный бой.

Раненая Диомедом богиня Афродита тем временем унеслась с поля битвы к тому месту, где сидел Арес, бурный бог войны. Громко стеная от боли, умолила она бога дать ей его колесницу; на ней быстро вознеслась она на светлый Олимп. Там припала она со слезами к коленям матери Дионы и жаловалась ей на то, что ранил ее Диомед. Отерла ей рану Диона и исцелила руку. Афина же и Гера, насмехаясь над Афродитой, говорили великому громовержцу Зевсу:

— Уж не другую ли какую-либо ахеянку уговаривала богиня Афродита бежать с кем-либо из ее любимых троянцев? Может бить, она оцарапала себе до крови руку, лаская эту ахеянку?

Улыбнулся Зевс, позвал к себе Афродиту и сказал ей:

— Милая дочь, не твое дело шумные битвы. Ведай ты браком и любовью, а битвы оставь бурному богу Аресу и воительнице Афине.

А на поле битвы по-прежнему кипел бой вокруг призрака Энея, созданного Аполлоном. Бог Аполлон понесся к Аресу и просил его укротить Диомеда. Послушался Аполлона покрытый кровью бог битв. Он понесся возбудить мужество троянцев, приняв вид героя, фракийца Акаманта. Еще яростней должна была стать битва. Вернулся на поле битвы и исцеленный Эней. Обрадовались троянцы, увидав его невредимым. Опять выстроились смешавшиеся было ряды троянцев и стали надвигаться на греков. Подобно покрывающим горы грозовым тучам, которых не гонят своим порывистым дыханием бурные ветры, ждали греки приближающихся троянцев. Возбуждали к битве греков оба героя Аякса, Одиссей и Диомед. Обходил ряды их и царь Агамемнон, сверкая своими доспехами. Снова закипела битва. Один за другим падали герои, и мрак смерти покрывал их очи. Впереди троянцев бился Гектор. Ему помогал сам бог войны Арес и грозная богиня битвы Энюо. Герой Диомед, увидав бога Ареса, отступил назад и воскликнул, обращаясь к грекам:

— Друзья, нечего нам дивиться, что с такой отвагой сражается Гектор! Ведь с ним рядом сражается и помогает ему сам бог битвы Арес. Отступайте, друзья, не осмеливайтесь вступать в бой с богами.

Все сильнее теснили греков троянцы. Пал в бою юный сын Геракла, Тлиполем, сраженный копьем сына Зевса Сарпедона. Но и Сарпедон был ранен Тлиполемом в бедро. С трудом вынесли из битвы друзья Сарпедона, не успев извлечь из его раны копья. Увидав проходящего Гектора, стал молить его Сарпедон наголову разбить греков. Снова бросился в бой Гектор, многих героев сразил он своим копьем. Еще сильнее потеснили греков троянцы.

Увидав это, богиня Гера призвала богиню Афину и вместе с ней стала быстро снаряжаться в битву, чтобы укротить Ареса. Запрягли богини с помощью Гебы в дивную колесницу коней. Афина облачилась в доспехи, возложила на голову тяжелый свой шлем, чрез плечо перекинула эгиду с головой горгоны Медузы и взошла с копьем в руках на колесницу богини Геры, и та быстро погнала коней. Когда неслись богини с высокого Олимпа, увидали они Зевса, который один сидел на высоком холме; задержала коней Гера и сказала громовержцу Зевсу:

— Неужели не гневаешься ты, Зевс, на свирепого Ареса за то, что губит он столько героев? Я вижу, как радуются этому Аполлон и Афродита. Неужели ты разгневаешься на меня, если укрощу я бога Ареса?

Ей ответил эгидодержавный Зевс:

— Иди! Пусть выступит против Ареса богиня-воительница, Афина-Паллада. Никто из бессмертных не умеет так, как она, повергать в тяжелую скорбь Ареса.

Быстро погнала коней дальше богиня Гера. Принеслись к слиянию двух рек, Симоиса и Скамандра, богини, сошли с колесницы, отпрягли коней и окружили их черным облаком. Гера, приняв образ Стентора, мужа, обладавшего могучим голосом, призвала греков мужественно биться с троянцами. Афина-Паллада подошла к Диомеду. Он отирал рану, нанесенную ему Пандаром. Стала укорять его Паллада и за то, что уклонился он от битвы, и за то, что боится он сражаться с троянцами. Не поступил бы так отец его, славный воитель Тидей. Но Диомед ответил богине:

— Нет, светлоокая дочь громовержца Зевса, не боюсь я вступать в бой с героями Трои. Я помню лишь, что ты повелела мне не вступать в бой с бессмертными богами.

Сказала тогда Афина Диомеду:

— О, сын Тидея, любимец Афины, теперь не бойся ни Ареса, ни кого-нибудь из других богов. Я сама буду твоей помощницей. Иди скорей в бой против Ареса. Еще недавно он обещал помогать грекам, а теперь, вероломный, помогает троянцам.

Стала на колесницу Диомеда Афина-Паллада вместо Сфенела. Застонала дубовая ось колесницы от тяжести богини. Погнала коней Афина, незримая Аресу, прямо на него в ту минуту, когда он снимал доспехи с убитого героя Перифанта. Увидал Арес стоящего рядом с Афиной Диомеда, оставил труп сраженного им героя Перифанта, с которого снимал он доспехи, и бросил копьем в сына Тидея. Отклонила копье Афина, и оно пролетело мимо. Удесятерила Афина силы Диомеда, он поразил Ареса копьем и вырвал назад копье из раны. Так страшно вскрикнул Арес, словно вскрикнули разом десять тысяч воинов. Содрогнулись все воины троянцев и греков от ужасного крика. Покрытый черными облаками, бурный Арес быстро вознесся на светлый Олимп. Там сел он около Зевса и жаловался ему на Афину-Палладу за то, что она помогла Диомеду ранить его. Грозно взглянул на сына Зевс. Ненавистен был ему Арес за любовь к кровавым битвам; и сказал он сыну, что если бы не был он его сыном, то давно низверг бы он его в мрачный Тартар. Прекратил свои жалобы бурный Арес. Зевс призвал божественного врача Паона, и тот быстро исцелил рану Ареса. Геба же омыла Ареса и облекла его в роскошные одежды, Возвратились на светлый Олимп и богини Гера с Афиной. Так обуздали они ненасытного битвами бога войны Ареса.

Под стенами Трои по-прежнему кипела битва. Снова стали теснить троянцев греки. Многих славных троянцев повергли в прах Аякс, Диомед, Менелай, Агамемнон и другие герои и сняли с убитых их пышные доспехи. Видя, что недалеко уже полное поражение троянцев, сын Приама, прорицатель Гелен, стал молить шлемоблещущего Гектора и сына Афродиты Энея, чтобы ободрили они троянцев и спешили скорее в Трою умилостивить богатыми дарами богиню Афину. Послушался Гектор брата. Он снова воодушевил троянцев, и они отразили натиск греков.