«Мне хочется делиться горами». Разговор с Анной Ханкевич. Ты верила в себя тогда

Темы: Анна Ханкевич , Райдеры , Интервью , Лыжи ,

Аня Ханкевич: из сноуборда – в горные лыжи и из инструктора – в прорайдеры… За последние несколько лет Аня успешно сменила снаряд, способ жизни и место дислокации. Читаем и завидуем.

SNL: Аня, привет! Огромное тебе спасибо за то, что нашла время на общение, судя по моим наблюдениям, ты почти не появляешься в Москве в последние несколько лет. Расскажи, когда и куда будет твоя следующая поездка?

Аня: Привет! Да, я много времени провожу в поездках! Сезон я начала классически - с раскатывания сибирского паудера. Сначала несколько дней в Ергаках, потом судейство соревнований Sheregirls, неделю в Приисковом и снова Шерегеш. Провела отличную неделю в декабре на Розе Хутор, раскатывая полянский паудер. Потом Новогодняя поездка в Европу, Тинь и Курмайор. Дальше две недели на школе гидов, и теперь снова Европа.

SNL: Сложились ли уже другие планы на предстоящий сезон?

Аня: Приблизительно… Я буду продолжать участвовать в международных соревнованиях, хочу еще несколько раз посетить Красную Поляну «под снег», а также сделать пару скитурных выездов. Мне бы хотелось чуть больше времени провести в сноу-парке, в прошлом сезоне на трамплинах я была редкой гостьей. Ну и продолжить обучение в школе гидов.

SNL: Как ты планируешь поездки? Большая их часть подстроена под расписание соревнований и других ивентов, или все-таки под катание с друзьями и съемки?

Аня: Пока соревнования у меня на первом месте. Съемками видео вообще практически не занимаюсь (увы, на всё не хватает времени). Работаем только с Андреем Британишским, он снимает замечательные фотографии для своего проекта riders2riders. Как раз сейчас мы снимаем замечательного прорайдера Red Bull - Phil Meier.

SNL: У тебя сейчас немало спонсоров). Расскажи о наиболее необычном для тебя опыте сотрудничества с ними.

Аня: Не так-то много. Дело не в количестве! У меня очень хорошие отношения со всеми моими спонсорами, я нахожу полную поддержку всех моих начинаний и имею полную свободу действий. Это очень приятно, и мотивирует на работу. Мой генеральный спонсор - компания «Спортмастер», которая предоставляет мне одежду Columbia, a также лыжи Volkl и Marker. Также я состою в международной команде Julbo и Ortovox. Из необычного - с этого года я начинаю сотрудничать с курортом Роза Хутор. Ни для кого не секрет, что самый замечательный паудер в сочетании с крутым рельефом - именно в Поляне. Очень приятно, что курорт следует западным традициям и заводит свою команду прорайдеров - амбассадоров.

SNL: Помнишь ли, как началось сотрудничество с первым спонсором? Кто это был и как все началось?

Аня: Конечно, помню… Всё началось со знакомства с Ваней Мэдом Малаховым, и он мне сильно помог в то время. Заставил поверить в себя, научил, как составлять резюме и посоветовал, к кому обратиться. И первые попытки были удачными! Это было тем более удивительно, что был послекризисный год, и многие компании существенно уменьшили рекламные бюджеты.

SNL: В настоящий момент тебе хватает поддержки или приходится еще каким-либо образом подрабатывать?

Аня: Гармония - когда возможности соответствуют желаниям. Если у меня не хватает возможностей, я немного урезаю свои желания. На самом деле, у меня действительно отличные спонсоры. Учитывая, что у меня хорошие призовые - мне практически хватает на год, до следующего контракта. Хотя конечно, про «откладывание на черный день» речи не идет. Я немного продолжаю работать со Snowpro, но это не с целью заработка, скорее из любви к искусству. Веду несколько раз в год группы. Но сейчас уровень занимающихся у меня людей настолько высок, что это практически как дружеские покатушки, ученики совсем от меня не отстают.

SNL: Кто ты изначально по специальности?

Аня: Я закончила факультет психологии МГУ с красным дипломом. Специализировалась на психофизиологии - это очень интересная наука. Но эта область очень далека от практики и повседневных проблем, так что мои знания неприменимы в реальной жизни. Мой общий стаж «вне офиса» - наверно лет восемь. В свое время это было очень трудное решение - выйти из общепринятых рамок «дом-работа-семья», но я ничуть не жалею. Это интересный опыт и яркая жизнь. Конечно, я не могу гарантировать, что такое свободное плавание будет продолжаться долго, но, в любом случае, я никогда не сожалею о сделанном.

SNL: Раньше ты каталась на сноуборде (и спасибо тебе большое за то, что ты научила меня кататься), расскажи, как и почему случился переход? Чем лыжи лучше сноуборда лично для тебя?

Аня: Думаю, что в сноуборде я доросла до некоторого «потолка». В последние годы катания на нем я не чувствовала прогресса. Возможно, это усугублялось тем, что я много работала инструктором - а это не способствует росту. Переход случился вскоре после того, как лыжи обрели второе рождение с появление фрирайдовых моделей и твинтипов. Я попробовала прокатиться, и потом уже не возвращалась обратно. Лично для меня катание на лыжах - это больше свободы и маневренности, хотя я знаю очень многих сноубордистов высокого уровня.

SNL: Сноуборд просто надоел? Катаешься ли ты на нем сейчас?

Аня: Не надоел. Просто на лыжах у меня лучше получается, поэтому и катаюсь на них. Иногда есть желание прокататься на доске, но ее нет, надо у кого-то просить - сложно. Последний раз каталась на Камчатке - мы в день нелетной погоды махнулись с Аней Орловой снарягой.

SNL: У тебя были определенные достижения в бордеркроссе и других снб дисциплинах, не было опасений, что в лыжах не сможешь придти к значимым результатам?

Аня: Скорее достижения были во фрирайде… В бордеркроссе я участвовала всего несколько раз, еще год каталась на жесткой доске и ходила слалом. Но успехи были не насколько значимые. На лыжах я достаточно быстро стала показывать результаты лучше. Хотя и сейчас мои результаты далеки от желаемого…

SNL: Как отнеслись твои катающиеся на сноуборде друзья к смене снаряда?

Аня: Не знаю, надо у них поинтересоваться. На самом деле, времена вражды между лыжниками и сноубордистами прошли, сейчас мы катаем одни и те же склоны, да и в парке лыжники отнюдь не уступают. Со всеми друзьями я могу продолжать кататься и на лыжах.

SNL: Почему ты выбрала именно фрирайд, а не парковый фристайл? Каково сейчас соотношение твоего катания в больших горах и парках (в перильных контестах, я так подозреваю, ты сейчас перестала участвовать абсолютно)?

Аня: Я люблю фрирайд, но мне также очень нравится парк! Просто на всё не хватает времени. Но в этом сезоне я хочу побольше уделять времени фристайлу. А в контестах я не участвую просто потому, что их практически перестали проводить!!! Тем более для девушек. Во всей стране может найдется десяток девчонок, которые хотят слайдить, но на соревнованиях всегда было меньше. Постоянная проблема была - как набрать кворум, хотя бы трех участниц! Фрирайд мне возможно ближе, потому что я люблю природу и горы (избитый штамп, но правда). В парк выезжаю редко, потому что и так с собой вожу две пары лыж - одну для соревнований, другую для паудера. А в парк надо третью, на моих Shiro 183 с талией 119 особо не поджибишь…

SNL: Есть ли у тебя любимое место для катания? Расскажи о нем, пожалуйста.

Аня: Я уверена, что лучшее место для фрирайда - это Роза Хутор. Отличный рельеф, отличный снег, огромные возможности доступны прямо с подъемника. И пока не так быстро раскатывают. Но я вообще люблю путешествовать и узнавать новые места. Главное условие хорошего катания - это не место, а компания! С веселой тусовкой можно круто катнуть и в обычном месте, а в гордом одиночестве невесело кататься даже на самом известном курорте.

SNL: Какие трюки с естественного рельефа ты считаешь наиболее эффектными и какие делаешь сама?

Аня: Мне нравится flatspin, он отлично смотрится с рельефа. Сама никак его не научусь делать нормально:-(.

SNL: Продолжаешь ли тренерскую работу? Если нет, то нет ли сожалений об этом? Коллеги завидуют спонсорам и статусу «фрирайд-звездочки»?

Аня: В Snowpro не тренерская, а инструкторская работа - разница есть. Я продолжаю иногда работать инструктором, но не часто. Сожалений нет, ведь это работа, а всем хочется больше кататься и не работать. Про зависть - не думаю, не такая уж я звезда. О тренерстве я задумывалась, что может это будет логичным продолжением после окончания спортивной карьеры - набрать реальную команду России по фрирайду… Но это предполагает слишком много организационной деятельности, которую я не люблю.

SNL: Продолжаешь ли общение с Аней Орловской (Аня была тем человеком, который возил Аню О. на ее первые контесты и в первые поездки)? Часто ли катаетесь вместе?

Аня: Да, мы иногда общаемся, но реже, чем мне хотелось бы. А катались в последний раз вместе только осенью в снежкоме. Да, вспоминаю нашу поезду летом в Саас-фе, было весело!

SNL: Считаешь ли, что Аня правильно поступила, проигнорировав нашу лыжную сборную по нс, где ее до сих пор очень ждут? Почему?

Аня: Насколько я знаю, она снова собирается попасть в сборную. Я была бы рада, если бы это произошло. У нее единственной есть шансы хорошо выступить. Хотя я не видела остальных девушек из сборной, но у меня уверенность, что Аня лучше.

SNL: Кто или что оказало на тебя наибольшее влияние в вопросе выбора того, чем ты занимаешься и твоих жизненных приоритетов?

Аня: Ой, какой сложный вопрос… Мне кажется, что я в целом плыву по течению, мне легко всё удавалось в жизни. И моментов, когда я стояла перед серьезным выбором, было не так много. Действую я сообразно гедонистическим принципам, то есть стараюсь делать то, что мне нравится. Пока мне нравится кататься и путешествовать - и я стараюсь жить этим.

Анна Ханкевич

Дата рождения: 26.09.1979

Анна Ханкевич, по образованию я психолог, с 1986 года катаюсь на лыжах, а с 1999 года - на сноуборде. Активно принимаю участие и часто занимаю первые места в Российских и международных соревнований по фрирайду. В свободное от заездов время воплощаю свои впечатления от соревнований на бумаге, с помощью кисти и красок.

Свою спортивную карьеру фрирайдера начала в сезоне 2009 с участия в соревнованиях Dombay Open (Россия) и Red Bull Powder Kick (Болгария), став второй в обоих стартах. В сезоне 2010 выиграла все Российские соревнования по фрирайду (всего было три старта) и этап Украинского чемпионата. Но главным достижением стала победа на международных соревнованиях по фрирайду серии FWQ - Nissan Mistic Experience (Италия).

Параллельно продолжаю совершенствовать свои навыки в newschool, занимаю уверенную вторую позицию в России среди девушек (Соревнования на Лыжном салоне 2010 - 2ая, Elbrus summer camp contest 2009 - 2ая, Nikita Girlfriends Battle 2008 - 2ая).

Прошлый сезон 2011 я начала с уверенной победы на Sheregirls. Потом я приняла участие в двух этапах FWQ, стала первой на соревнованиях Freeride Battle в Канине (Словения) и третьей на Nendaz Freeride Open в Швейцарии. Моя позиция в мировом рейтинге - 24ая, и результат мог быть лучше. Но мне нравится не только соревноваться, но и участвовать в съемках лыжного видео, поэтому на всё времени не хватает...

Уже три сезона я снимаюсь в команде Action Brothers, которая выпустила фильмы "Ажиотаж" 2009, "Атмосфера" 2010, "Территория Снега" 2011. Во всех фильмах есть мои профайлы. Также в прошлом сезоне я участвовала в съемках лыжного кино "Взгляд" и масштабного теле-проекта Ride The Planet.

С 2004 года я являюсь сертифицированным инструктором Snowpro по сноуборду, а 2008 и по горным лыжам. Периодически провожу занятия в школах, а также мастер-классы и семинары для инструкторов. Со школой Вы можете ознакомиться на сайте: http://snowpro.ru.

Горы для меня всегда были источником вдохновения и восхищения. С малых лет я стремилась в горы, ведь именно здесь познаешь всё величие и красоту мироздания. Лыжи - это один из способов проводить время в горах, в компании близких друзей, получая истинное удовольствие от жизни.

Уже много лет моим Генеральным Спонсором является Спортмастер, который предоставляет одежду Columbia и лыжи Volkl.

В следующих сезонах я планирую выступить на некоторых Российских и международных соревнованиях, а также продолжить съемки в новом фильме от Action Brothers. Кроме того, планируется мое участие в продолжении проекта Ride The Planet.

Познакомиться с моими последними событиями Вы можете на следующих ресурсах:

    По ту сторону хребта Аибга По ту сторону от Красной Поляны, в долине реки Псоу, разделенное на две части рекой-границей между Россией и Абхазией, находится село Аибга....

И тебе ничего не мешает стать счастливым!

Интервью с Анной Ханкевич, российской профессиональной горнолыжницей-фрирайдером и гидом.

Анна Ханкевич — биография

  • На лыжах с 6 лет
  • За плечами горнолыжная секция и
  • Диплом психолога МГУ
  • Работала инструктором по сноуборду и
  • Занималась альпинизмом (взошла на Пик Ленина — 7134 м и другие вершины)
  • Сегодня — гид по горным лыжам и профессиональная спортсменка (горные лыжи) — спонсоры Спортмастер, Volkl, Columbia, Marker
  • Участница и победитель многих российских и международных соревнований, в том числе FWQ :

1 место - Nendaz Freeride 2013
3 место - Chandolin 3* 2013
1 место – Eldorado 4* 2012, 2013
4 место – Hochfugen 4* 2012, 2013
1 место – Sheregirls 2* 2011, 2012
1 место - Freeride Kanin Battle 2* 2011,
4 место – Nendaz Freeride 4*2011
1 место – Mistic Experience 2* 2010

Перед тем, как мы начнем разговор с Аней, посмотрите это видео. Тогда вам будет намного легче понимать, о чем дальше пойдет речь:

Интервью с Анной Ханкевич

Фотографий в самом тексте немного — чтобы мы не отвлекались от серьезного разговора, но, в конце статьи, вас ждет подборка классных фотографий из жизни спортсменки.

Как и когда ты встала на горные лыжи?

Мама, папа и я — горнолыжная семья! И еще бабушка. Поэтому выбора у меня, особенно, не было. Мне было лет шесть, когда меня обули в горнолыжные ботинки, а бабушка стала моим первым инструктором.

Как только мы переехали в Крылатское (холмистый район Москвы с подъемниками), меня тут же определили в горнолыжную школу.

Когда ты поняла, что горные лыжи — это твое?

Я до девятого класса ходила на тренировки и спокойно относилась к лыжам. Кататься мне нравилось, но они меня не волновали, страсти не было. Я посещала спортивную школу просто потому, что так надо было.

По правде говоря, к девятому я катание вообще забросила — надо было заканчивать школу и поступать в университет, все силы были брошены на учебу. И только на втором курсе я вспомнила про горы, и встала… на сноуборд.

Вот тогда-то меня и зацепило серьезно. И произошло это именно на сноуборде — так непередаваемо было бороздить пушистый снег на широкой доске!

И в своих первых российских соревнованиях по фрирайду я участвовала на сноуборде, два года подряд. Только потом я обратила внимание на лыжи.

Почему?

Горнолыжная индустрия пробудилась от спячки и выдала своим поклонникам несколько долгожданных подарков — толстолыжи (широкие лыжи для катания вне трасс) и технологию рокер (помогает лыжам не тонуть в глубоком снегу).

Что такое фрирайд, ведь тебя интересовало это направление, а не катание по трассам?

Верно. По поводу фрирайда: те, кто думает, что фрирайд — это вечное катание по пояс в глубокой целине, пусть посмотрит на YouTube соревнования по фрирайду, например, FreerideWorldTour. Мы-то знаем, что на таких контестах почти никогда не бывает идеального пушистого снега. Вместо него, часто, жесткий или задутый снег, иногда корка, в общем, всякая гадость.

Лично для меня фрирайд — это когда мы с друзьями покидаем трассы. Как только ты вышел за флажки волчатника, остальное — все фрирайд. Можно ползти пешком в гору или уезжать траверсом от подъемника, можно лететь вертолетом или идти ски-туром. Все это фрирайд.

Это и разнообразный рельеф — лес, поля, кулуары. И непредсказуемое состояние снега. Его даже может быть много, но он сырой и тяжелый, и тогда фрирайд будет непростой.

Все это фрирайд, во всем своем многообразии. Поэтому я люблю его.

Нужен ли инструктор для будущего фрирайдера, когда он только встает на лыжи?

Есть примеры, когда люди здорово начинали кататься вне трасс без формального обучения у инструктора или в школе. Я знаю несколько таких примеров, самый яркий из них — Иван Малахов, вы все его знаете. Он никогда, насколько мне известно, не брал уроки, а вместо этого, бесконечно катался вне трасс сам. И, как видите, достиг больших успехов.

Но Иван, скорее, исключение из правил. На мой взгляд, начальное становление техники на трассе под присмотром грамотного инструктора серьезно облегчит дорогу во фрирайд. Его техника будет более точная, более красивая. При таком подходе люди быстрее прогрессируют. При переходе во фрирайд, им остается только адаптировать существующие уже навыки под новые условия катания на диком рельефе, то есть провести тонкую настройку.

Даже если у вас есть талант к лыжам, и вы сможете обойтись без инструктора, путь во фрирайд все равно можно сократить с помощью обучения. Лучше с первых дней развивать свой талант под присмотром инструктора, чем в одиночку нащупывать тропинку в лыжи. Короче, хороший инструктор нужен всегда.

Когда случился переломный момент и ты решила сделать горные лыжи своей профессией?

Сначала с решила связать свою жизнь с горами и сноубордом, а не лыжами. Мысли сбежать из города в горы начали беспокоить меня, когда я еще каталась на сноуборде. И еще, помимо катания, я мечтала много и повсюду путешествовать.

Помню, перебирала в голове разные варианты реализации задуманного, и самым реальным из них был — стать инструктором.

Выучившись на него и поступив на работу в школу сноуборда и горных лыж snowpro.ru, я начала больше путешествовать, что и требовалось доказать. И я начала зарабатывать деньги моим любимым занятием. Так начался мой путь в горы.

Именно возможность зарабатывать, катаясь в горах, дала мне возможность оставить офис. (Надо же, ведь когда-то я работала в офисе!)

А проработав несколько лет инструктором на сноуборде, путешествуя по миру, я начала приходить к тому, что мне хочется чего-то нового и другого. Этим новым и стал переход на лыжи, о котором я уже говорила.

Тогда же я решила, что найду спонсорскую поддержку, чего бы это ни стоило. У меня получилось, я очень рада и благодарна этому, ведь эта помощь дала мне возможность кататься по всему миру и заниматься любимым делом совершенно свободно. В этот период я просто путешествовала и каталась, и почти не беспокоилась, где мне брать средства на жизнь. Моя мечта сбылась!

От чего привычного пришлось отказаться, в связи с переездом в горы? Ведь многие боятся сделать такой шаг в страхе потерять высокую зарплату и другие радости, которые дает работа в офисе.

Лишения действительно были. И самое страшное — это потеря ощущения покоя и стабильности, которые давала жизнь в городе.

А в горах, на тот момент, меня ждала неопределенность. Когда ты не знаешь, когда и сколько денег получишь, и как проживешь следующие несколько месяцев, это достаточно сложно. Особенно, на начальном этапе.

Вот эта неуверенность и непредсказуемость и пугает многих. Но то, что стоит за этими страхами, для меня имеет намного большую ценность. Это свобода делать то, что хочешь, распоряжаться своим временем. Для кого-то пара недель в году в горах достаточно, но только не для меня. Мне надо намного больше, поэтому я готова была рискнуть.

Однако, если вы решите связать свою жизнь с горами, это надо сделать по-взрослому, продуманно. Сначала подготовить почву, а только потом написать заявление об увольнении.

Я так и поступила. Я прошла школу инструкторов и немного поработала. Поняла, что могу этим зарабатывать какие-то деньги, и мне их хватит на пусть и спартанскую жизнь. И только после этого я ушла.

При таком серьезном повороте в жизни, важным является поддержка в твоих настоящих друзей и близких. Моим родителям было непросто согласиться с моим неожиданным решением. Когда я объявила, что я не хочу жить обычной городской жизнью, что мне нужны горы и я хочу путешествовать, они меня не поняли. На какие средства я собираюсь жить?

Кстати, я сама до конца не понимала, что меня ждет впереди, и ничего вразумительного им тогда не сказала, чтобы их успокоить. Но у меня была решимость.

Состоялся серьезный разговор с папой, а он в прошлом — альпинист. Я ему сказала, что хочу также, как он, связать жизнь с горами. Папа ответил, что для него, в те времена, все было проще, ведь спорт финансировался государством в советское время. На что я ему ответила, что я тоже найду тех, кто будет меня спонсировать, а на первое время буду работать инструктором. В итоге, родители меня поддержали и это было облегчением.

Сегодня, спустя время, я могу сказать, что каждый может заниматься любимым делом и зарабатывать прилично на жизнь. Надо только сильно захотеть, все продумать и начать действовать. Без последнего все ваши планы останутся только в планами.

Ты верила в себя тогда?

У меня была другая уверенность: если не получится так, как я задумала, то смогу найти силы пойти другим путем, пусть и с самого начала. Я знала, что если что-то пойдет вкривь, я переживу, это меня не разрушит.

Когда ты стала профессиональным спортсменом-фрирайдером?

Пришел день и захотела попробовать себя в спорте. В детстве я участвовала в различных соревнованиях, но больших побед не добивалась. Я помню, как детский тренер пытался вызвать во мне спортивную злость, но у него ничего не выходило, ведь я не сильно горела лыжами. А тут я прямо почувствовала ее прилив в себе, в больших размерах.

Я ушла в профессиональный спорт, когда мне было 28 лет, что по горнолыжным меркам очень поздно. Многие начинают на 10 лет раньше, а то и больше. Но верой в себя и упорством я быстро набирала нужную форму. И пришла в такую кондицию, что готова была обращаться к спонсорам. Все тот же Иван Малахов рассказал, как правильно это сделать. Спасибо ему за это.

Было это так. На ежегодной горнолыжной выставке “Лыжный Салон” в Москве я рассказала о себе и договорилась о первой помощи — меня согласились обеспечить бесплатным снаряжением. А через два года мы подписали уже серьезный контракт со Спортмастером, и с тех пор они оказывают мне внушительную финансовую поддержку.

Заезд Анны Ханкевич на соревнованиях Freeride World Tour в Nendaz:

Сколько надо кататься/тренироваться, чтобы стать профессиональным спортсменом?

Тут все индивидуально. Играют роль и таланты и упорство. И то, что в тебя заложили с детства родители. В моем случае спортивная школа дала отличную базу для дальнейшего карьерного (горнолыжного) роста — я отлично чувствовала лыжи. Позже, мне оставалась только подогнать технику под владение новым типом лыж и условиям катания вне трасс. Благодаря навыкам, полученным в детстве, у меня это произошло очень быстро.

Есть ли у тебя талант к горным лыжам?

Нет, я знаю себя и таланта к горным лыжам у меня нет. Зато знаю, что есть упорство — если я задаюсь какой-то целью, то часто ее добиваюсь.

Кто твои спонсоры сегодня и чем они тебе помогают?

Спортмастер. Они помогают несколькими брендами: Columbia — одежда; Volkl — горные лыжи; Marker — крепления; Uvex — оптика (маски, очки). И конечно, я получаю реальные деньги. Еще они мне очень доверяют — я сама выбираю куда ехать, в каких мероприятиях участвовать и чем заниматься.

Правильно будет сказать, что ты прорайдер номер 1 среди девушек в России?

Не знаю, первая или нет, но точно знаю, что среди лыжниц у меня самые лучшие условия контракта.

Есть ли какая-то дискриминация по отношению к девушкам, если сравнивать с мужчинами?

Никакого ущемления своих прав я не чувствую. Спонсоры понимают, что у мужчин и женщин разные пределы возможностей, и нас никто не заставляет делать такие трюки, которые мужчины делают на пределе. Просто, мы более аккуратны в катании.

У женщин своя шкала, по которой оценивается класс райдера.

Кстати, не всегда спонсоры оценивают качество катания. Некоторые смотрят на внешние данные и количество поклонников и лайков в инстаграме. И красивая девушка, с очень средними показателями в катании, иногда может получить интересный контракт. Вот как бывает.

Фрирайд — это опасно для здоровья? Я не профессионал, но пара травм есть в арсенале, связанных с фрирайдом.

Фрирайд, на мой взгляд, не опасней футбола. Если здраво подходить к катанию, то со здоровьем все должно быть в норме. Я давно во фрирайде и за это время только однажды сломала пястную кость. Это настолько незначительная травма, что никак не повлияла на распорядок моей жизни тогда.

Не может быть! Я ожидал длинный список ранений, гармонично дополняющий твой образ прорайдера. Очень удивлен. А как же быть со всеми этими травмами, о которых я постоянно слышу и вижу у именитых зарубежных спортсменов?

На Западе среди мужчин большая конкуренция и им приходится часто рисковать, но и они стараются быть осторожными. Потому что серьезная травма может выбить тебя из игры на один-два года, а может и навсегда. Всякое случается, но чтобы райдеры повально лежали в больницах с многочисленными травами — такого нет.

Попадала ли ты в лавины?

И опять тебя разочарую — нет! Чтобы вот так глубоко под лавину — не было. Стараюсь быть осторожной. Когда я чувствую, что снег подо мной может “поехать”, я сразу прикидываю, какие меры предосторожности принять.

Но люди в лавинах гибнут каждый год. И в менее, казалось бы, опасных ситуациях. Недавно в Шерегеше, с его нулевой лавинной опасностью, задохнулся человек, упав в “карман” под елку.

Это типичная ситуация, о таких надо знать. Люди падают в карман вниз головой, и там кричи-не кричи, никто тебя не услышит даже в метре. Снег глушит любые звуки. Упавший начинает барахтаться и еще больше застревает, потому что снег осыпается. В результате, человек задыхается. На YouTube есть примеры, когда друзья чудом спасали людей в таких ситуаций.

Надо учить и применять правила техники безопасности при катании вне трасс, и не рисковать зря. Например, ни в коем случае не кататься одному вне трасс, пока нет опыта.

Есть высказывание “No friends on a powder day (в день паудера лучше без друзей), ты согласна с этим?

В паудер дей лучше с правильным друзьями, я бы так сказала, потому что время в дружной компании хорошо катающихся людей — не с чем не сравнимое удовольствие. Это и веселье, и взаимопонимание, и кайф. Если же друзья еле-еле стоят на лыжах, то это мучение, и я ухожу кататься одна. А что делать.

Твой вклад в развитие горных лыж, фрирайда?

Не так много получается сделать. Работа занимает много времени — съемки, переезды. Регулярно отчитываюсь о работе спонсорам — почти ежедневная работа. Если говорить про какую-то конкретную пользу, то я пишу про технику и тактику ски-тура. Это сегодня новое направление в нашей стране и о нем мало информации. Сейчас я пишу на своем сайте — annakhankevich.com , а раньше я вела блог на ski.ru, там тоже есть полезная информация.
Еще я участвовала в проекте riders . Это приложение, где размещено огромное количество горнолыжных и сноубордических трюков. Мы наполняли раздел о фрирайде.

Как найти спонсоров?

К спонсорам лучше идти с конкретным планом, в котором излагается то, как ты можешь помочь в раскрутке бренда. Я пришла к своим спонсорам с результатами соревнований и съемками в фильме, кажется Ажиотаж, который снимала студия Action Brothers. На тот момент у меня уже были публикации — на risk.ru интервью, было портфолио с хорошими фотографиями.

В чем конкретно заключается работа со спонсорами. Что они от тебя хотят, когда выходят на тебя?

Сами они не будут выходить! Райдеру надо самому выходить на спонсоров.

Дальше, если вы заинтересуете спонсора, вы обсуждаете план действий с учетом их политики продвижения. Для Спортмастера я пишу отчеты о посещениях интересных мест во время катания. Стараюсь попасть в печатную прессу, хотя она и не так широко представлена в горных лыжах, а также делать видео ролики. До последнего времени активно участвовала в соревнованиях, что позволяло мне хорошо светить своими спонсорами на публике. Регулярно транслирую информацию через соцсети: фейсбук, инстраграм, в контакте.

Как читателям стать прорайдерами?

Сегодня, думаю, стать прорайдером несложно. Конкуренция не такая сильная, как на Западе. Надо просто много тренироваться и верить, что у тебя-то точно все получиться. Делая это, вы обязательно станете интересным объектом для спонсоров.

Главное, не терять веру в себя и знать, что самое интересное еще впереди. До встречи в горах.

Фотографии из архива Анны Ханкевич

«Сомневаешься – не делай, делаешь – не сомневайся. Я очень люблю горы, а также ощущение от катания по свежему снегу. Все это дает фрирайд», – говорит победительница Sheregirls-2011 32-летняя Анна Ханкевич. В интервью «Большому спорту» Анна делится некоторыми профессиональными секретами и рассказывает о планах на сезон.

В последние годы наметилась тенденция омоложения состава участников, как в олимпийских видах, так и во фрирайде. Не чувствуете себя неуютно среди молодежи?
Спасибо за «приятное» замечание относительно моего возраста. Однако я не вижу вокруг себя молодежи. К сожалению, в России не появляется новых имен, а особенно в женском фрирайде… За последние три года ни одной молодой и перспективной девушки не появилось на нашей сцене – и это меня очень настораживает и огорчает. Есть пара имен на фристайловой сцене – но им всего года на 3-4 меньше, что не принципиально. (Конечно, есть Аня Орлова, которая вдвое меня моложе – но пока не понятно, насколько успешным будет ее ньюскульное будущее). Более того, в российской сборной по лыжному хаф-пайпу одной спортсменке 41 год. А если говорить про международный фрирайд – то возраст около тридцати самый распространенный. Так что я не выделяюсь среди остальных.
Конечно, когда катаюсь в сноупарке – как правило, меня окружают парни, которые теоретически годятся мне в дети… Но при этом мы общаемся на равных, они меня подбадривают, когда я боюсь прыгнуть с бига. А всех морщинок за маской не видно.

Когда вы решили перейти от сноуборда к лыжам и почему в последних получается лучше?
Переход произошел лет пять назад. Почему у меня лучше получается на лыжах – мне сложно понять самой. Может, есть природная склонность к тому или иному виду спорта.
А может, повлияло то, что на сноуборде я много работала инструктором – это приучает кататься очень аккуратно и неагрессивно.

Фрирайд – довольно опасный вид. Как боретесь со страхом? О чем думаете перед выступлением?
Есть несколько рецептов борьбы со страхом. Но их достаточно сложно выразить в тексте. Обычно я рассказываю и тренирую борьбе со страхом на своих семинарах.
Вот какие мысли меня посещают перед соревнованиями – самые разнообразные. Страха нет, есть крайнее волнение. Оно не связано с опасениями упасть и получить травму, это более сложное чувство. Скорее страх не оправдать собственные ожидания, упасть в своих глазах.

Залог успеха во фрирайде – правильный выбор «трассы». Как можно этому научиться? Доверяете «внутреннему чутью»?
Лучший способ этому учиться – много участвовать в соревнованиях и внимательно анализировать полученный опыт.
Обычно я логически выбираю две линии, продумываю крайне внимательно оба варианта. Ставлю приоритет на одну линию, но вторая тоже вероятна. А уже окончательный выбор делаю интуитивно, временами незадолго до старта. Причем на этот выбор могут повлиять и внешние факторы – например, если половина участниц поехала по приоритетному варианту – я выберу другой. Но, как правило, я остаюсь на основном варианте.
Кстати, отдельная задача – проследовать выбранной линией в процессе заезда, ведь часто она не видна сходу и легко пропустить ключевые элементы, дропы во время движения. Всему этому можно и нужно учиться, но это материал не одной статьи.

Съемки в лыжном видео – это удовольствие, способ прославиться, заработать или что-то еще?
Известность сама по себе мне не нужна. Слава нужна моим спонсорам (Columbia, Volkl, Julbo) – то есть для меня это способ заработать, при этом занимаясь любимым делом – катанием на лыжах. Удовольствие я получаю от конечного результата, когда вижу финальные ролики или посещаю осенние премьеры лыжного видео.

Минувшей зимой вы катались в Приэльбрусье. Потерян ли этот регион для российских фрирайдеров после известных печальных событий? Если ли в России пока не освоенные, но перспективные с вашей точки зрения места для катания?
Приэльбрусье для меня очень важное место, «колыбель Российского фрирайда». Я сама начинала кататься там. И меня очень расстраивает складывающаяся обстановка. Надеюсь, что кризис уже миновал, и дальше всё будет развиваться по более удачному сценарию.
В России много гор и снега! Соответственно, очень много крайне перспективных мест, совершенно не освоенных. Что мешает горнолыжному сервису в России развиваться, я не понимаю. Но сейчас большинство лыжников предпочитают поездки за рубеж, вкладываются в развитие европейского туризма. Очень обидно, но я не в силах изменить ситуацию. И сама собираюсь провести большую часть сезона в Шамони.

Freeride World Tour для вас – это…?
Серия соревнований, в которых я принимаю участие. Пока со средним результатом – в рейтинге прошлого года я на 24ой позиции. Добиться лучшего результата мне помешало только отсутствие времени, ведь из-за большого количества съемок я смогла принять участие только в двух стартах. В итоговый рейтинг идут три лучших результата, а у меня только баллы за два. Если бы я просто приняла участие в одном из Российских этапов FWQ – например, на Домбае – я могла бы быть в первых пятнадцати.
Я поздно стала принимать участие в мировом туре. Два года назад они отменили женский зачет на этапе в Красной поляне – куда я имела гипотетическую возможность попасть по wild card. Соответственно, теперь мне приходится пробиваться через серию отборочных этапов, это более долгий и сложный путь.

Как вы зарабатываете на жизнь? Если ли финансовая отдача от фрирайда?
Мне помогают мои спонсоры. У меня есть бюджет, которого при аккуратном расходовании хватает на некоторые поездки. Также призовые деньги. И иногда я работаю инструктором. Естественно, я не ставлю перед собой задачу заработать, просто иметь возможность побольше времени проводить в горах.

Чтобы совершенствоваться, нужно ставить перед собой цели. Какие они для вас? Какие планы на дальнейшую карьеру?
Мои планы достаточно конкретные. В этом году я хочу больше времени уделить тренировочному процессу. Для этого я собираюсь поехать в Шамони. Нужно достигнуть хорошего рейтинга FWQ – для этого планирую принять участие в нескольких международных стартах.
И, наконец, я мечтаю о съемках в иностранном лыжном проекте, но как осуществить это пока не знаю. Летом планирую принять участие в школе гидов и посетить Южную Америку.

Вы закончили психологический факультет МГУ с красным дипломом. Насколько вы связаны с психологией сейчас? Кем видите себя лет через 20?
Все мои связи с психологией прекратились по окончании университета. У меня была специализация – психофизиология, научные исследования работы мозга. Это очень интересно, но, к сожалению, на заработок младшего научного сотрудника невозможно существовать (по крайней мере, в те годы в России).
Думаю, что через 20 лет моя жизнь будет кардинально иная, но какая именно – пока не могу сказать. Мне интересно пробовать разные жизненные модели, и я надеюсь, что через 20 лет я буду достигать очередные цели в чем-то совершенно ином.