Кто тормозит в четырехместном бобслее. Бобслей: история, правила, экипировка, мировые лидеры и многое другое. Из чего делают бобслейные снаряды

Пять секунд разгона



Российские спортсмены Дмитрий Абрамович, Алексей Пушкарев, Дмитрий Степушкин и Алексей Воевода в заезде четырехместных экипажей на чемпионате мира по бобслею и скелетону в швейцарском Санкт-Морице.


Алексей Воевода, разгоняющий российской команды по бобслею: «Этап разгона ­- один из самых важных в бобслее. Хороший разгон не означает победу, но плохой почти гарантирует поражение».

Несколько лет назад мне довелось попасть на олимпийскую бобслейную трассу в Турине. Коллегам с телевидения нужно было заснять с нескольких точек, как боб-«четверка» пролетает по трассе, и я вызвался помочь «подержать камеру». И вот я сижу на бетонном бортике, направляя объектив камеры выше по склону, туда, откуда слышится быстро нарастающий далекий рокот приближающегося спортивного снаряда.

Сидящий рядом начальник эксплуатации трассы протягивает руку и направляет камеру выше, еще выше — на верхнюю часть внешней стены ледяного желоба. И вовремя: через несколько секунд всего в метре от нас на сумасшедшей скорости с грохотом проносится что-то красное, напоминающее поезд, но только идущий по вертикальной стене.

Снаряд

Боб представляет собой закрытую углепластиковым обтекателем рамную конструкцию из двух соединенных шарнирно половинок. Шарнирное соединение дает возможность бобу проходить виражи, прижимаясь ко льду всеми четырьмя коньками. Рулевой трапеции, как в автомобиле, у боба нет, и поворотной является вся передняя часть. Пилот управляет с помощью рулевых тяг, причем это нужно делать очень точно и плавно — иначе есть риск потерять управление.

Подбор коньков под конкретные погодные условия, температуру, конфигурацию и состояние трассы — это целая наука: существуют коньки для льда, для снега, для более или менее крутых виражей и даже для различной развесовки боба или положения центра тяжести. Имеют значение профиль и геометрия коньков, твердость сплавов, методы закалки и обработки поверхности. Даже такие мелочи, как нагревание коньков во время спуска, могут сыграть свою роль. Это передний край спортивных технологий, и некоторые команды уделяют им огромное внимание: скажем, в немецкой команде научная группа состоит из сорока человек!

Боб — это гравитационный снаряд, так что его масса очень важна — чем тяжелее, тем быстрее он будет на спуске. Однако по регламенту масса боба вместе с командой ограничена 630 кг для «четверок», 340 кг для женских «двоек» и 390 кг для мужских. Но при этом сам боб выгодно делать как можно более легким, наращивая массу именно за счет спортсменов.

Эта «активная масса» позволяет более эффективно управлять бобом во время спуска — спортсмены могут переносить центр тяжести в нужную сторону на виражах, удерживая боб на трассе и заставляя проходить ее быстрее. В случае необходимости можно использовать небольшой балласт — для улучшения развесовки и ходовых качеств, но при этом пустой боб не должен весить менее 170 кг — иначе неизбежна дисквалификация.

Бывают и анекдотические случаи. «Когда мы с пилотом Александром Зубковым выступали в 2010 году в Ванкувере, взвесили боб накануне старта: 171 кг. Вроде все в порядке, но решили перестраховаться — прикрутили еще 700 г. На финише взвешиваемся — 170,5! А если бы без балласта поехали? На следующий день опять выступаем, вроде уже и запас есть, и тут интуиция подсказала: а давай-ка еще граммов 600 добавим. На финише взвешиваемся — опять 170,5! В общем, то ли наш боб весы невзлюбили, то ли он худел в знак солидарности с нами!» — смеется Алексей Воевода.

С толкача

Хотя боб движется вниз под действием гравитации, его сначала нужно как следует разогнать. Этап разгона — один из самых важных в бобслее. Как говорит Алексей Воевода, хороший разгон не означает победу, но плохой почти гарантирует поражение. Разгонная часть длится меньше пяти секунд, и каждая сотая доля секунды играет большую роль. На дистанции 50 м команда должна разогнать боб до скорости около 50 км/ч, да еще и сесть в него. Первым запрыгивает пилот, потом (в случае «четверки») по очереди «боковики», а последним — задний разгоняющий, или брейкмен, от английского слова brake (тормоз), поскольку именно задний разгоняющий дергает за тормозную гребенку после пересечения финишной линии, чтобы снизить скорость и остановиться.

Брейкмен должен запрыгнуть в самый последний момент и так, чтобы ни в коем случае не затормозить боб: это приведет к потере выходной скорости. Задача достаточно сложная: бывает, что боб «уезжает» без зазевавшегося заднего разгоняющего (что приводит к дисквалификации команды). «Четких критериев, когда именно наступает тот самый момент, когда дальше разгонять уже некуда и нужно запрыгивать, нет, — говорит Алексей Воевода. — Это должна подсказать интуиция в каждом конкретном заезде».

На спуске бобом управляет пилот, но это не значит, что остальная команда — просто пассажиры. Их задача — по договоренности с пилотом перемещать центр тяжести в проблемных виражах, удерживая боб на льду, не давая ему перевернуться (переворот не только автоматически ведет к поражению, но и чреват серьезными травмами — вся защитная экипировка бобслеиста состоит из шлема и тонкого комбинезона). Причем делать это приходится практически вслепую, подсчитывая повороты (трассу видит только пилот), в тесноте, ориентируясь на собственный опыт и вестибулярный аппарат, и при ускорениях, достигающих 6 g.

Сила и скорость

Существуют виды спорта, где решающую роль играет сила, и другие, где во главе стоит скорость. Бобслей же требует и того и другого: разгон должен быть быстрым и сильным. Среди бобслеистов множество представителей силовых видов спорта — борцов и штангистов. Алексей Воевода до начала своей карьеры в бобслее был многократным чемпионом мира и обладателем Кубка мира по армрестлингу.

По его собственным словам, сначала пришлось учиться правильно бегать. Зато сила и мышечная масса (около 111 кг) помогали ему разгонять боб. Впрочем, среди бобслеистов не меньше легкоатлетов, ведь разгон боба — не что иное, как спринт. «Причем силовой спринт, и с постоянным нарастанием темпа, — уточняет Алексей. — Профессиональные спринтеры привыкли быстро разгоняться и поддерживать постоянный темп, это хорошо для «боковиков».

А задний разгоняющий должен бежать с постоянным ускорением, хотя и на короткую дистанцию. Ему необходимо разогнать боб до очень высокой скорости — в конце разгонной эстакады он движется быстрее, чем знаменитый спринтер Усейн Болт!» К тому же важна не только скорость, но и длина шага: если спортсмены побегут «не в ногу», это тоже может сказаться на эффективности разгона.

Непременный атрибут бобслея — специальные шиповки, «бобслейки», с тремя сотнями коротких тонких иголочек в передней части подошвы. Такая конфигурация шипов меньше повреждает лед. Несмотря на то что после каждого заезда трассу проверяют и очищают, повреждения льда могут стать неприятным сюрпризом для спортсменов при разгоне в следующем заезде. Нежелательно и наличие снега на стартовой эстакаде — чтобы шипы легче очищались от снега и льда, спортсмены даже обрабатывают их смазкой типа WD40. Идеальная температура льда — чуть ниже нуля (-3°С), более холодный лед тяжело прокалывается шипами.

Для честной борьбы

Ну и конечно, очень многое зависит от бобслейной трассы. Еще несколько лет назад в России их просто не существовало, и спортсменам приходилось для тренировок ездить за границу — в Австрию или Швейцарию. Сейчас ситуация изменилась — у нас появились две трассы, в подмосковном Парамоново и в Сочи. «Причем сочинская на сегодняшний день если не лучшая в мире, то одна из лучших, — говорит Алексей Воевода. — Ее проектировали при активном участии канадца Терри Гудзовского, который считается самым опытным в мире специалистом по строительству санно-бобслейных трасс. В результате она получилась очень безопасной и комфортной — с закрытой от осадков стартовой эстакадой и ареной для разогрева спортсменов над треком. На этой трассе все будет определяться опытом и мастерством спортсменов — это будет честная, но острая борьба».

Одна из пользующихся наибольшей популярностью среди зрителей дисциплин на Зимней Олимпиаде – это бобслей. Данный вид спорта представляет собой скоростной спуск по искусственно созданному обледенелому желобу на специальных управляемых санях – бобе – команды из двух либо четырех человек. Бобслей – это один из самых скоростных, зрелищных и одновременно с этим травмоопасных видов спорта в программе зимних Игр. Как же пилот управляет бобом, на огромной скорости проходя виражи трассы?

Как устроен боб в бобслее и в чем заключаются обязанности членов экипажа?

На заре становления как самостоятельного вида спорта сани делались из дерева. Впоследствии для изготовления кузова боба использовались алюминий и стеклопластик. Современный боб имеет кузов, изготовленный из кевлара – сверхпрочного материала, отлично зарекомендовавшего себя в конструкции бронежилетов. Шасси боба изготовлены из особо прочной стали. Вес пустых двухместных саней составляет порядка 165 кг при длине чуть менее 3 метров, а вес четырехместных саней – уже около 230 кг при длине 3,8 м.

Капитан команды в – это пилот-рулевой, от четких действий которого безопасность всех членов команды. Толкачи-разгоняющие – атлетически сложенные спортсмены-тяжеловесы – отвечают за хороший набор бобом скорости при разгоне в верхней точке трассы. Наконец, тормозящий располагается в хвосте корпуса саней и несет ответственность за их своевременную остановку.

Как производится управление санями в бобслее?

Конструкция боба подразумевает наличие у него управляемого переднего моста при неподвижности заднего. Передние полозья при помощи сверхпрочных гибких тяг соединяются со специальными кольцами, которые держит в своих руках пилот боба. Прикладывая определенные усилия, через эти кольца он приводит в действие рулевой механизм саней, что позволяет им максимально точно вписываться в виражи и проходить их на высокой скорости.

Разгоняющие практически не принимают участия в процессе управления бобом во время движения – они выполняют только лишь функцию утяжеления саней, максимально сгруппировавшись для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха и отклоняясь в нужную сторону в процессе прохождения виражей. Тормозящий в нужный момент приводит в действие механизм тормоза, который располагается между передним и задним мостами и напоминает огромную металлическую гребенку. Разумеется, навыки управления бобом отточены у спортсменов до автоматизма, что позволяет им демонстрировать такие впечатляющие результаты на соревнованиях.

Зимние виды спорта

Название зимнего вида спорта происходит от английского bobsleigh (скоростной спуск). Представляет собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах.

Родиной бобслея является Швейцария. Здесь в 1888 году английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и использовал их для путешествия из Санкт-Морица в расположенную несколько ниже Челерину. Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта, причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек - трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней менялось - два, четыре, пять, а иногда и восемь человек.

Бобслей получил распространение в ряде стран Европы, где стали проводиться соревнования, а затем и национальные чемпионаты по этому виду спорта. В Австрии они проводятся с 1908 года, а в Германии - с 1910 года.

Первые в мире особые сани - "боб" были сконструированы в 1904 году.

Сани изготовлены по стандартному проекту из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы, закрепленного на двух парах полозьев-коньков. Передняя пара - подвижная с рулем. Задняя пара - неподвижная с тормозом. Используют двухместные (двойка) и четырехместные (четверка) бобслеи. Длина двойки не более 2,7 м, масса - не выше 165 кг, а вес экипажа не более 200 кг. Длина четверки не более 3,8 м, масса - не выше 230 кг, а вес экипажа не более 400 кг.

Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы - 1500-2000 м с 15 виражами минимального радиуса 8 м, а перепад высот от 130 до 150 м.

Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде в 1932 году длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали - 228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей. В Лиллехаммере, в 1994 году бобслеисты соревновались на 1365-метровой трассе со 107-метровым перепадом высот и 16 поворотами и виражами.

Техническое совершенствование саней для бобслея осуществляется с учетом новейших достижений научно-технического прогресса. Однако по вполне понятным причинам оно лимитируется весовыми и габаритными ограничениями, установленными международными правилами для двухместных и для четырехместных саней. По-прежнему итоговые результаты в соревнованиях по бобслею определяются скоростью, набранной экипажем на стартовом участке разгона - до посадки в сани, на дистанции результат зависит прежде всего от мастерства пилота - рулевого, от его умения по наиболее оптимальной траектории пройти трассу, с наименьшими потерями скорости преодолевая повороты и виражи.

Скорость бобслейных саней во время спуска по трассе может достигать 100 км/ч.

Международная федерация бобслея и тобоггана FIBT - ФИБТ была основана в 1924 году. Объединяет более 50 национальных федераций. Тобогган - распространенные среди индейцев Канады бесполозные деревянные сани, которые в несколько измененном виде стали использоваться как спортивный инвентарь. В начале XX века проводились официальные соревнования по спуску с гор на тобоггане. Затем это слово по традиции сохранилось в названии Международной федерации ФИБТ, ведающей и поныне развитием бобслея в мире.

Чемпионаты мира по бобслею проводятся с 1924 года.

В программу зимних Олимпийских игр бобслей был включен начиная с 1924 года.
В 1924 году соревнования проводили на четырехместных санях,
в 1928 году - на пятиместных санях,
с 1932 года, кроме 1960 года, соревнования проводятся на двух- и четырехместных санях.

На Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (2002 г.) женщины приняли участие в заездах двухместных бобов.

В каждом номере олимпийской программы страну представляет не более двух экипажей.

Места определяются по сумме времени четырех заездов. В каждом заезде очерёдность старта определяется жеребьевкой.



Первая искусственная трасса в России
Санно-бобслейная трасса в деревне "Парамоново"
(трасса для саней, бобслея и скелетона)
Открыта 10 марта 2008 г.



Санно-бобслейный комплекс "Парамоново"

Санно-бобслейный комплекс "Парамоново".



Санно-бобслейный комплекс "Парамоново"
Вид со спутника

Санно-бобслейный комплекс "Парамоново".
Вид со спутника.



Санно-бобслейная трасса в Сочи (Красная Поляна)
Центр санного спорта «Санки».
Центр открыт в 2012 г.

Вид на санно-бобслейную трассу с вершины пика "Чёрная пирамида" (Адлерский район г. Сочи).
Июнь 2014.

(выступление на педагогическом совете)

Баранник Дмитрий Николаевич
Тренер-преподаватель
МБОУДОД ДЮСШ

Неловкие движения на бобах

Бобслей — один из олимпийских видов спорта, который представляет собой скоростной спуск, на особенных, управляемых санях-болидах, называемых «бобами», по специально оборудованным для этого дела ледовым трассам.

Само название бобслей происходит от английского глагола bob — странно, неловко двигаться и sleigh — сани, кататься на санях.

История

Как и многие зимние виды спорта, бобслей происходит из Швейцарии, где состоятельные постояльцы горных курортов постоянно придумывали всякие забавные штуки для собственного развлечения.

Сани, конечно, были известны людям давно, а вот конструкция такого приспособления, как боб, произошла только в конце XIX века. Правда, версии появления данного аппарата разные.

По одной из них, английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и при помощи такого сооружения путешествовал из швейцарского курортного городка Сент-Морица в расположенную ниже деревню Чилерину, видимо, по причине лени, не желая добираться, как все нормальные люди, на лыжах или еще как-нибудь.

Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта, причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек - трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней менялось - два, четыре, пять, а иногда и восемь человек.

По другой версии, ленивый англичанин тут ни причем — все дело в самих швейцарцах, которые придумали к тобоггану, то есть к таким индейским деревянным санкам без полозьев, приделать поворотный механизм..

Как бы то ни было, вскоре бобслей стал очень модным на не менее модных европейских курортах. Первый бобслейный клуб был основан в 1897 году все в том же Сент-Морице. Первые в мире особые сани - «боб » были сконструированы в 1904 году.

По этому увлекательному и опасному виду спорта даже стали проводиться соревнования и национальные чемпионаты. Пионерами в этом стали Австрия и Германия, где бобслеисты со всей страны могли посоревноваться друг с другом уже в 1908 и 1010 гг. соответственно. К 1914 соревнования проходили на самых разных ледяных трассах и спортсмены не уставали экспериментировать.

Тем не менее, бобслей оставался любительским и полупрофессиональным до 1922 года. А в 1923 для бобслеистов всего мира произошло знаменательное событие — их любимый вид спорта признали профессиональным.

В ознаменование этого была даже основана Международная федерация бобслея и тобогганинга. А вскоре началась и подготовка к включению бобслея (а именно, разновидности с четырьмя спортсменами) в программу зимних Олимпийских игр 1924 года в Шамони. Парный спуск официально был представлен на Олимпийских играх в Лэйк Плэсиде в 1932.

Долгое время бобслей оставался видом спорта для избранных — то есть для молодых и богатых любителей приключений и острых ощущений. Сливки общества, отдыхающие на различных горнолыжных курортах, даже толком не тренировались — они просто покупали либо брали в аренду сани (что, конечно, тяжеловато было сделать среднестатистическому гражданину со среднестатистической зарплатой), пару раз спускались с трассы в качестве второго пилота, а затем, поняв принцип управления, брали его на себя.

Лишь в 50-х годах этот вид спорта начал приобретать современные черты. Бобслеисты поняли важность разбега перед стартом, а потому начали привлекать в команды представителей других видов спорта, которые могли бы обеспечить мощный толчок. Вскоре многие гандболисты, легкоатлеты и гимнасты заинтересовались бобслеем.

А в 1952 было введено правило ограничивающее вес участников, и тем самым для толстячков, за счет одной своей массы придающих большее ускорение бобу, этот спорт был закрыт. Зато открыт для атлетов, которые и привнесли в бобслей должный профессионализм.

С тех пор бобслей продолжал развиваться, шагая в ногу с научно-техническим прогрессом, совершенствуя трассы и оборудование, о чем будет сказано ниже.

Международная федерация бобслея и тобоггана - ФИБТ была основана в 1923 году. Объединяет более 50 национальных федераций. Слово тобоган , упоминаемое в названии Федерации - это дань традиции, описывает распространенные среди индейцев Канады бесполозные деревянные сани, которые в несколько измененном виде стали использоваться как спортивный инвентарь.

В начале XX века проводились официальные соревнования по спуску с гор на тобогане. Затем это слово по традиции сохранилось в названии Международной федерации ФИБТ, ведающей и поныне развитием бобслея в мире, хотя в настоящее время этот вид спорта заменил скелетон .

Чемпионаты мира по бобслею проводятся с 1924 года. В программу зимних Олимпийских игр бобслей был включен начиная с 1924 года.

Тогда соревнования проводили на четырехместных санях, в 1928 году - на пятиместных, а начиная с 1932 года соревнования проводятся на двух- и четырехместных санях.

До 2002 года соревнования проводились только среди мужчин. Но на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (Зимние Олимпийские игры 2002) женщины приняли участие в заездах двухместных бобов.

В каждом номере олимпийской программы страну представляет не более трёх экипажей. Места определяются по сумме времени двух заездов.

На чемпионатах мира и олимпийских играх проводят 4 заезда, и места определяются по их сумме. Порядок старта в первом заезде определяется текущим рейтингом ФИБТ.

В третьем заезде стартуют от лучшего экипажа к худшему, а четвёртом — от худшего (по трём заездам) к лучшему, причём в последнем заезде участвуют только 20 лучших экипажей. Таким образом, главные претенденты на победу стартуют последними.

До середины 80-х крупнейшими соревнованиями для бобслеистов были Чемпионаты Европы, мира, и, конечно, Олимпийские игры. Однако с этого времени начал проводится Кубок мира, многочисленные этапы которого прибавили остроты соперничеству бобслеистов.

Ну, и чтобы завершить наш не очень краткий исторический экскурс на радостной ноте, сообщим, что в начале 90-х в бобслее было исправлено значительное упущение — впервые в соревнованиях стали участвовать женщины-бобслеистки.

Экипировка

Не сложно догадаться, что для бобслея, прежде всего, необходим боб, то есть специально сконструированное приспособление, давшее название виду спорта. Первый в мире боб появился в 1904 году, причем был сделан из дерева. С тех пор прошло более ста лет, и облик боба коренным образом изменился.

Современные сани для бобслея изготавливаются из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы (для обеспечения аэродинамичности снаряда), к которому крепятся две пары полозьев-коньков. Передняя пара коньков подвижна и соединяется с рулем, а задняя, оснащенная тормозом — неподвижна. Хотя на протяжении истории бобслея количество спортсменов в одном бобе варьировалось от 2 до 5 (некоторые команды даже состояли из трех мужчин и двух женщин — «чумовой расклад», как говорилось в одном американском молодежном кино).

Сегодня бобы бывают двух- и четырехместные. Каждые такие саночки должны отвечать очень строгим стандартам. Так, двухместный боб не должен быть длиннее 2,7 м и не превышать 165 кг, а четырехместный не может выходить за рамки 3,8 м и 230 кг. Задняя пара - неподвижная с тормозом. Используют двухместные («двойка») и четырехместные («четверка») бобслеи. Длина двойки не более 2,7 м, масса - не выше 165 кг, а вес экипажа не более 200 кг. Длина четверки не более 3,8 м, масса - не выше 230 кг, а вес экипажа не более 400 кг.

Существует и невообразимое количество других правил, в том числе и о химическом составе полозьев (например, они не должны включать радий), их температуре, использовании смазочных материалов (что запрещается), специальные параметры и процедура взвешивания и многое-многое другое, на перечисление чего ушла бы уйма времени.

Сегодня федерация IBSF жестко регламентирует возможности по техническому обеспечению команд . В правила на сезон 2011-2012, например сказано о том, что полозья боба должны быть изготовлены из специально лицензированных материалов на специально лицензированных предприятиях, каждая пара полозьев должна иметь нанесенный серийный номер, который проверяется перед каждым официальным стартом.

Помимо этого федерация ограничивает число применяемых одним гонщиком за сезон полозьев. Все это делается с целью обеспечения равных базовых возможностей всех участников официальных соревнований

Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы - 1500-2000 м с 15 виражами минимального радиуса 8 м, а перепад высот от 130 до 150 м.

Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде в 1932 году длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали - 228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей.

В Лиллехаммере, в 1994 году бобслеисты соревновались на 1365-метровой трассе со 107-метровым перепадом высот и 16 поворотами и виражами.

Техническое совершенствование саней для бобслея осуществляется с учетом новейших достижений научно-технического прогресса. Однако по вполне понятным причинам оно лимитируется весовыми и габаритными ограничениями, установленными международными правилами для двухместных и для четырехместных саней.

По-прежнему итоговые результаты в соревнованиях по бобслею определяются скоростью, набранной экипажем на стартовом участке разгона - до посадки в сани, на дистанции результат зависит прежде всего от мастерства пилота - рулевого, от его умения по оптимальной траектории пройти трассу, с наименьшими потерями скорости преодолевая повороты и виражи.

Естественно, с одним только бобом каши не сваришь. Вторым главным элементом данного вида спорта является трасса для спуска. Она представляет собой ни что иное, как ледяной желоб, закрепленный на железобетонном основании, состоящий из варьирующихся по крутости поворотов и виражей.

На сегодняшний день выработаны и строгие стандарты соответствия бобслейной трассы. Ее длина составляет 1500-2000 метров, в которые входят и 15 виражей с минимальным 8-метровым радиусом.

Кстати, во время спуска боб может развивать скорость около 135 км/ч всего за 60 секунд, при этом спортсменам приходится совсем не сладко — во время этого они испытывают четырехкратную силу тяжести.

В бобслейную команду входят пилот, то есть человек, непосредственно управляющий бобом, и тормозильщик, то есть сидящий сзади и ответственный за торможение спортсмен.

В команду из четырех человек, помимо указанных персонажей, входят два так называемых толкателя, которые, собственно, занимаются толканием боба, а во время гонки сохраняют равновесие снаряда (перекладывают массу туда-сюда, то есть, как сказали бы яхтсмены, откренивают).

Кроме основных элементов, бобслеистам нужны специальные костюмы, которые одновременно должны предохранять атлетов от холода, но не вызывать перегревание, проводить достаточно воздуха и при этом быть легкими.

Сегодня для таких костюмов используется специально разработанный материал, предназначенный для активного времяпрепровождения в экстремальных температурных и атмосферных условиях. бобслей спорт олимпийский

И, конечно, нельзя забывать о шлемах, особенно если учесть, что не слишком удачливым спортсменам иногда приходится часть спуска проделывать буквально на головах. Сейчас их также изготавливают из специального материала, который благодаря уникальной технологии максимально поглощает удар и весит не очень много

Обувь у бобслеистов тоже не простая — на подошвах расположены шипы для лучшего отталкивания ото льда, правда, они не должны быть толще 1 мм, длиннее 4 мм и расположены друг от друга не ближе 3 мм (да уж, в бобслее действительно все не просто).

Правила

На Олимпиаде каждая команда должна совершить 4 заезда. Чтобы все было честно, очередность стартов в каждом заезде определяется простой жеребьевкой. После окончания гонок результаты суммируются и победителями становятся обладатели наименьшего общего времени заездов.

Кстати, от каждой страны может выступать не более двух экипажей. В плане правил все довольно просто.

Мировые лидеры

На заре возникновения бобслея, лидирующие позиции в нем занимали англичане, а затем и американцы. Однако когда бобслей стал по настоящему профессиональным спортом, ситуация несколько изменилась. Доминирование закрепилось за теми странами, в которых условия для

тренировок и развития бобслея были наилучшими, ведь логично, что представители, скажем, Камеруна или Кении достигнут прекрасных результатов в этом виде спорта.

Кроме того, представители Северной Америки, то есть жители США и канадцы сохраняют и упрочивают свои достижения. Правда, особенно преуспели в своем деле швейцарские спортсмены — за всю историю бобслея они выиграли наибольшее количество медалей.

На сегодняшний день выходят на сцену и новые игроки, так, в тройку лидеров ворвалась Россия, мужская четверка которой в этом сезоне занимает второе место, а двойка — третье.

Кроме того, российский бобслеист Александр Зубков занимает третье место в индивидуальном зачете (впереди россиянина американец Тодд Хэйс и немец Андре Ланге). Это в зачете двоек, а по четверкам вторые и третьи места те же, а на первом восседает австрийский бобслеист Мартин Аннен.

Ну а первые места занимают США, Германия и Швейцария, сменяя друг друга на этом почетном посту. В двойках немецкая сборная лидирует с 365 очками, вторые янки (350), ну а русского дуэта 279 очков.

А среди четверок лидер Германия (360 очков), затем идет Россия (330 — хочется добавить, каждому…), а третье место занимают четыре парня из Швейцарии (325 очков).

У женщин ситуация примерно такая же, хотя богатых бобслейных традиций не существует, ведь дамы начали выступления лишь с 90-х годов, а в Олимпийскую программу женские двойки были включены и вовсе в 2002 году.

На первом месте в индивидуальном зачете немка Сандра Кириасис (400), второй идет Шона Робок из Штатов (330), а третья пока что еще одна бесстрашная американка Джейн Прам (285). Что касается сборных, то у Германии 400, у США 350, а у Канады 305 очков. Все эти цифры приведены по итогам 4 из 7 этапов Кубка Мира.

Бобслей в России

В России началом развития бобслея считается 1980 год, когда Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР было принято Постановление о создании сборной команды СССР по бобслею. Одновременно с созданием сборной команды страны началось развитие бобслея в спортивных обществах.