Конный спорт. Учебник верховой езды. Работа на галопе и элементы выездки. Как ездить на лошади: правила верховой езды

1. Раскачивание плечами. Это очень частая ошибка, когда всадник раскачивает плечами или всей верхней частью назад-вперед в такт лошади, когда она двигается галопом. Однако, если вы делаете это, вы теряете свой баланс, чем выводите лошадь из равновесия. Кроме того, у вас нет основы посадки, а значит вы не можете правильно управлять лошадью.

Решение: Представьте, что невидимая веревочка тянет вас от верхней части головы вверх. Представьте, что вы кукла-марионетка, а кто-то подтягивает вас вверх. Как только вы будете тянутся вверх от макушки головы, то автоматически прекратите раскачиваться.

2. Размахивание (раскачивание) нижней частью ноги. Некоторые всадники, вместе в движение бедер, начинают продвигать и нижнюю часть ноги, раскачивая ею. Это производит слишком много смешанных действий и лошадь не понимает, каких действий вы от нее хотите добиться.

Решение: Тяните пятку вниз, тогда движение ноги взад-вперед будет невозможным.

3. Зажатие коленями. Когда лошадь устремляется галопом или подхватывает, то вы естественно пытаетесь удержаться, чем только возможно. И зажатие коленями кажется хорошее идеей, пока вы не поймете, что это зажимает вашу посадку в седле, а также может спровоцировать лошадь пойти быстрее. Сжатие коленей не позволяет продвигаться бедрам вместе с лошадью, что приводит к потере равновесия и выбрасыванию из седла. Это очень плохая идея.

Решение: Расслабьтесь. Большинство людей зажимают колени, потому что напряжены, в седле. Нервозность может вызнать напряжение, при котором трудно сидеть глубоко в седле. Практика и опыт, ровное глубокое дыхание помогут справиться с нервозностью. Запомните, что глубокая и плотная посадка в седле обеспечивается переносом вашего веса в него, а не от силы сжимания коленей. Также смотрите 8 пункт!

4. Излишнее движение бедер. Верно, что вы хотите, чтобы ваши бедра двигались с движением лошади, но, что иногда случается, особенно с флегматичными лошадьми - вы начинаете качать бедрами чаще, чем они должны естественно продвигаться. Попытка заставить лошадь, таким образом, двигаться быстрее, обычно приводит к тому, что вы опережаете ритм движения лошади, нарушая его последовательность.

Решение: Откройте движение бедра. Если ваша лошадь слишком медленно движется и не достаточно проталкивается на галопе, всего лишь слегка увеличьте круговую амплитуду движения бедер. Это естественно стимулирует вашу лошадь удлинить шаг и захватить большее пространство при движении. И не забудьте расслабляться!

5. Размахивание руками вверх-вниз. Ваше тело движется вверх вниз на галопе, по крайней мере на 15 см, при каждом темпе лошади. Это так просто, чтоб оставлять руки немного позади для их естественного движения.

Решение: Взяться за прядь гривы. При идеальной езде, ваши руки остаются чуть выше холки лошади, даже при движении вверх-вниз. Чтобы помочь ощутить правильное движение рук, нужно взять прядь гривы при помощи мизинца. Притягивание гривой поможет вам удерживать руки над холкой внизу.

6. Поднятие (задирание пятки вверх). Это вы слышали много раз и еще услышите не однократно - пятку вниз. Поднятие пятки чаще всего возникает при зажатии коленями (пункт № 3) и при недостаточно глубокой посадке в седло (пункт № 8).

Решение: Увеличить натяжение вниз. Помните, что вы действительно должны перенести большую часть вашего веса через среднюю часть ступни (находящейся на стремени) в пятку. Если вы сможете увеличить растяжение ноги вниз с переносом веса в ваши пятки, то обучение пойдет гораздо быстрее и вы сможет правильно удерживать пятки вниз-назад. На практике все это можно сымитировать, если вы стоите на ступеньке, а пятки свисают вниз с края лестницы.

7. Заваливание вперед. Люди часто наклоняются вперед по ряду причин. Иногда всадник нервничает и сворачивается калачиком; иногда, хочет, чтоб его лошадь шла быстрее и наклоняются для этого вперед; иногда ему просто трудно удерживаться чуть сзади в седле. К сожалению, ни одна из этих причин не является оправданной. Помните, идеальная посадка имеет прямую линию от плеч через бедра и вниз к пяткам.

Решение: Откинуться назад. Странно, но некоторые люди думают, что они сидят дальше сзади, чем на самом деле. Если вы чувствуете, что склонились слишком далеко назад, то вероятнее всего вы близки к вертикали.

8. Нет глубокой посадки. Вы только ощущаете верхнюю часть седла при посадке, вместо того, чтобы действительно сидеть глубоко в седле с переносом веса вниз. Это неплохо для прыжков, но не подходит при езде галопом.

Решение: Представьте, что вы большой тяжелый мешок картошки. Это не очень красивое сравнение, но визуализация что-то большого и тяжелого, шлепнувшегося в седло, может действительно помочь вам глубже сесть и перенести вес тела вниз, к красиво тянущимся вниз пяткам.

9. Поднятые (не округленные) плечи. Это как в ситуации с пятками. Просто опустите их. Кроме того, поднятые плечи лишают вас способности делать полуодержки.

Решение: Упражнение с хлыстом. Зафиксируйте хлыст за спиной под локтями и возьмите поводья, в этом положении вы не сможете поднимать плечи. Делайте это упражнение по пять минут в день, пока они не начнут оставаться в правильном положении.

10. Тестообразные мышцы, слабый стержень (основание тела). Как бы вы не старались свободно двигаться бедрами, расслабленно и глубоко сидеть в седле, а ваши руки аккуратно следуют за головой лошади, вы можете обнаружить, что мышцы живота слишком дряблые. К сожалению, вы должны выяснить, как расслабленно и свободно двигаться без потери прочности и упругости основания вашего тела, ведь эта та сила, на которой строится все остальное.

Решение: Подумайте об укреплении мышц пресса и ягодиц. Вы хотите, чтоб ваши мышцы были плотными, но не жесткими. Как укрепить основание тела, не теряя упругости? Вы можете делать упражнение "планка", когда находитесь дома. Примите положение упора лежа. Ваши бедра, плечи и пятки (опять!) должны находиться по одной прямой линии. Держите это положение, задействуя все основные мышцы, чтоб оставаться прямым и подтянутым. Держите это положение в течении минуты каждый день по нескольку раз. Постепенно ваши мышцы будут становиться сильнее.

Всегда самой важнейшей задачей, безусловно, для любого наездника считается изучение трех главных аллюров - вариантов перемещения лошади. Например, во время того как лошадь шагает, она поочередно переставляет свои ноги, поэтому наездника покачивает из стороны в сторону. Это считается самым простым аллюром, который доступен почти любому новичку.

Перед тем как ездить на лошади галопом, нужно изучить следующий вид передвижения, требующий больше времени для изучения - рысь. В это время лошадь переставляет поочередно ноги по диагонали, из-за этого наездника слегка подкидывает. Достаточно опытные наездники учат лошадь пускаться в галоп, причем животное не трясет, но удержаться в таком случае можно только тогда, когда будет полностью изучен вид перемещения рысь.

Так как ехать галопом? Если всадник просто временно катается, то в самом лучшем случае он так и останется на малой площадке, и лошадь в итоге с этой самой площадки по собственной инициативе никуда его не повезет. Чтобы расширить диапазон катания, или наоборот, чтобы с этой самой площадки не улететь, надо уметь управлять лошадью, то есть уметь передать свою волю.

При обучении верховой езде, мастер дает минимально возможные навыки управления, а более изощренное управление животным требует большого количества времени. Самые натренированные наездники передают волю лошади одним взглядом. Если посещать стадион и заниматься всего раз в месяц, то естественно о галопе и речи быть не может.

Лучше всего заниматься с лошадью два - три раза в неделю. Можно и больше. В момент езды всадник обязан слушать и в то же время изучать лошадь, следить за ее действиями и реакцией в ответ на команды, стараться достигнуть наиболее глубокого взаимопонимания. Лошади не терпят грубости и злости. Нужно стараться быть ласковыми с ней, и в то же время нужно показать, что доминантное положение занимаете именно вы.

Конечно, чем больше вы будете общаться с лошадью, ухаживать за ней, тем больше вам она будет доверять. Работа с новичком в основном происходит на корде - это особая веревка, длиной около семи метров, с помощью ее инструктор может контролировать лошадь. Именно таким образом и отрабатывается начальная рысь. Самое сложное в это время - наезднику ловить ритм шага, нужно в такт лошади привставать над седлом.

Для того чтобы поймать нужный ритм, некоторым ученикам требуется несколько занятий, а некоторым два-три занятия. В случае если человека бьет в седле, и он совсем не умеет правильно приподниматься, то у коня страдает спина, да и сам наездник отбивает себе пятую точку, но лошади достается сильнее. Именно поэтому в прокате лошадей очень часто встречаются лошади со сколоченной холкой.

Галоп, по мнению большинства конников, самый удобный аллюр. Однако таким он становится тогда, когда всадник научился сидеть расслабленно и следовать за движениями лошади. На галопе лошадь использует свою голову и шею для поддержания баланса, ее движения несколько схожи с полетом качелей, для начинающего всадника нелегко сразу почувствовать себя уверенно и свободно при этом.

Когда всадник легко и уверенно сидит на шагу и рыси со стременами\поводом и без, можно начинать разучивать галоп.

Чтобы начать обучения всадника сидеть на галопе понадобится:

— правильная лошадь. Мы не раз уже говорили о том, что правильная лошадь очень важна особенно на начальном этапе обучения верховой езде. Если мы говорим о разучивании галопа, то это должна быть лошадь с мягким, ритмичным аллюром, спокойная, имеющая работать на корде под всадником. Важный момент – она должна быть сбалансированная на задних ногах т.е нести себя самостоятельно и . Собранность и баланс лошади на этом этапе задача тренера (или кордового), начинающий всадник не сможет добиться таких движений. Для хорошо выезженной лошади показать это на корде – привычная и не сложная работа. Почему это так важно? Все просто, так всадник изначально почувствует правильные движения лошади и ему легче будет освоить корректную посадку. Если лошадь валиться на перед, это создает у всадника чувство движения вниз, что плохо сказывается на качестве обучения: всадник начинает цепляться коленями, наклоняться вперед (или, наоборот, в противовес движению, назад) и тд;

— правильная амуниция. Помимо седла и для обучения понадобятся: корда и бич; развязки или гог; шейный ремень;

— . Для первых уроков на корде лучше всего подойдет открытая или закрытая бочка либо предманежник. Это должно быть спокойное место, где другие всадники не будут вам мешать. Место должно быть огороженным и безопасным (никакого мусора и жердей, подальше от играющих на корде или в левадах лошадей и тд);

Правильно сидеть на неподвижной или даже на шагающей лошади доступно каждому. Но первый этап в обучении верховой езде можно считать пройденным, когда вы научитесь правильно сидеть на рыси.

При движении рысью лошадь поочередно как бы перепрыгивает с одной диагональной пары ног на другую. При этом Вас неимоверно трясет. Сила толчков зависит от анатомических особенностей коня и скорости движения. Избавиться полностью от этой тряски невозможно, но облегчить свою участь не менее чем вполовину вполне реально.

Лошадь бежит ритмично. Толчки следуют один за другим в определенном ритме. Постарайтесь проследить его и. упираясь внутренней частью бедер в седло и ступнями в стремена, привставать в седле таким образом, чтобы каждый второй толчок пропускать. Находиться в "подвешенном состоянии". Это и называется "облегчаться" или ехать облегченной рысью. Сели - встали. Если при этом Вы сможете использовать предыдущий толчок как импульс для вставания, а при посадке не плюхаться, а садиться мягко, притормаживая себя, упираясь бедрами в седло, то считайте, что Вы избавились от тряски уже больше чем вполовину. То есть научились двигаться облегченной рысью.

В процессе этого обучения можете использовать упор руками в седло. Не старайтесь использовать повод как средство управления. Вы только понапрасну будете дергать лошадь. Пока Вы не научились уверенно ездить рысью, повод Вам вообще не нужен. Поэтому лучше всего учиться в закрытом манеже, где лошади двигаются, подчиняясь командам тренера. И только тогда, когда двигаясь облегченной рысью, вы сможете держать руки на поясе, в стороны или вверх, сохраняя правильную посадку, Вам можно будет доверять повод (учиться управлять поводом на шагу можно и раньше).

Учебной рысью лучше ездить, научившись облегчаться. Езда учебной рысью - это тряска без пропусков. Вы лишь стараетесь плотнее "вжаться" в седло, чтобы Вас не выбивало. Достигается это проще всего напряжением икроножных мышц и чуть откинутым назад корпусом, Ногами Вы - плотно обнимаете бока лошади, а мягкой поясницей сдерживаете выбивающие Вас из седла толчки.

Если же Вы не учились облегчаться, не используя стремена, а только за счет силы ног и импульса выталкивания, и продолжать это занятие не менее пяти минут подряд, то смело считайте, что Вы прошли второй этап обучения.

Галоп и переходы с одного аллюра на другой

Итак, если Вы ездите облегченной рысью без стремян в течение 5 минут и при этом еще способны управлять конем, то наверняка вы уже испытали наслаждение от езды галопом. На галопе сидеть легче, чем на рыси. Толчки значительно реже и более плавные, ощущения приближаются к раскачиванию на качелях, только земля несется в одном направлении - назад.

Рис.14 Как сидеть на манежном галопе

Рис.15 Как сидеть на голевом галопе

Условное разделение скорости при езде галопом также манежный и полевой. Соответственно и посадка различается на манежную и полевую. Манежная посадка на галопе мало чем отличается от посадки на учебной рыси. Корпус чуть откинут назад, ноги плотно обхватывают бока лошади, мягкая поясница амортизирует толчки. Задача сидеть в седле "как влитой" (Рис.14), иначе потертости могут образоваться как у Вас, так и у лошади, Полевая посадка применяется при скачках, преодолении препятствий, во время полевой езды. При полевой посадке Вы привстаете на стременах (путлища укорочены на 1-2 отверстия) и основной упор приходится на шлюсс. Седалище не касается седла, поясница чуть прогнута, плечи расправлены, руками допустимо упираться в шею или придерживаться за гриву (Рис.15).

Основные ошибки при полевой посадке следующие. Всадник стоит очень высоко в стременах. При этом центр тяжести перемещается вверх, уменьшается прочность посадки. Если лошадь шарахнется вбок, всадник продолжит движение без нее.

Ноги всадника "уходят" вперед или назад. И то, и другое приводит к ухудшению равновесия и, как следствие, ухудшается контакт с конем и эффективность управления. Шенкель должен лежать сразу за подпругой, а нога находиться в стремени широкой частью ступни.

Всадник плюхается в седле на каждом скачке галопа. Седалище не должно касаться седла. Вы можете набить лошади спину, да и себе кое-что.

Стремена должны быть такой длины, чтобы не "убегали" из-под ноги, но чтобы и не вставать на них слишком высоко. Ваш вес должен равномерно распределяться на шлюсс и ступни. Известное в альпинизме правило; три точки опоры-применимо и здесь: шлюсс (внутренняя поверхность бедер) и два стремени. Руки свободны для управления. Повод слегка натянут. При энергичных движениях головы и шеи лошади руки следуют за ними, корпус же остается на месте.

Рис.16А Лошадь идет с отданным поводом

Рис.16Б Лошадь в сборе

Что надо для того, чтобы поднять лошадь в галоп? Какая-нибудь деревенская кляча может быть приучена подниматься в галоп от свиста, гиканья или даже дерганья поводом. Тому же можно научить и любую другую лошадь. Однако общепринятые правила таковы. Лошадь приводится в состояние сжатой пружины, что называется "сбором". Чтобы "собрать" коня, надо добиться сведения всех четырех ног если не в одну точку, то достаточно близко. Достигается это как поводом - лошадь сгибает шею и уменьшает вынос передних ног, так и шенкелем:лошадь подводит под себя задние ноги (сравните рисунки 16А и 16Б).

В зависимости от того, с какой ноги Вы поднимаете лошадь в галоп, голове придается левое или правое постановление - такое положение, при котором вы видите край того или другого глаза (Рис.17). В манеже вопрос о ноге решается просто. При езде налево - галоп с левой ноги, при езде направо - с правой. В механику движения лошади вдаваться не будем. Эта тема подробно раскрыта во всех серьезных руководствах. Тем не менее, даже начинающим надо знать, что если Ваша лошадь на галопе "врет", то есть идет контргалопом (при езде налево, например, галопом с правой ноги), то на повороте Вы можете оба упасть. Определить, с какой ноги галопирует лошадь, не очень трудно. Передняя нога, которая опускается на землю дальше, чуть впереди, и есть та нога, с которой конь галопирует.

Итак, мы едем облегченной рысью. Подается команда: "Смена, галопом марш!" Что мы делаем?

Рис.17 Постановление

Во-первых, садимся в седло и перестаем облегчаться. Во-вторых, набираем короче повод, заставляя коня "опустить нос" и делая постановление (край глаза). В-третьих, (но одновременно с "во-вторых"!) усиливаем действие обоих шенкелей (противоположный направлению галопа более активен) в сочетании с незначительным и мягким ослаблением повода, и тем самым посылаем лошадь вперед. Не получилось? Попробуйте еще раз сделать все то же самое при выходе из поворота, а к действию противоположного шенкеля добавьте легкий удар хлыстом. Только не пытайтесь разгонять лошадь.

Многие тренеры запрещают при посыле в галоп качать корпусом. Да, это правильно. Управление, а тем более посыл, должно быть со стороны незаметно. Лошадь как бы сама все выполняет. Однако на галопе всадник всегда хотя бы чуть-чуть, но покачивает корпусом, а это действие может явиться условным сигналом для старой прокатской клячи, которую, бывает, не убедишь даже хлыстом.

Для того, чтобы перевести спокойную лошадь с галопа на рысь, может быть достаточно простого натяжения повода. Если задача не решается, то, откинув корпус назад и уперевшись в стремена, потяните повод поэнергичнее, не задирая при этом рук кверху (распространенная ошибка!). Если лошадь тащит, "закусив удила", то надо попробовать достаточно резко передернуть поводом слева направо и наоборот. Это весьма болезненный прием для рта лошади, которая должна "осознать, кто здесь хозяин". Если же Вас "растащила" лошадь в поле, то единственный способ остановить ее - завернуть на круг, постепенно уменьшая его диаметр (Рис.18). (Подробнее - см. Урок 12. "Лошадь тащит").

ЕЗДА ГАЛОПОМ

Обыкновенно различают четыре рода галопа:

1. Естественный галоп, которым всякая лошадь движется на свободе. Этот галоп для всадника неприятен, так как он тяжел, лошадь лежит на плечах, подкидывает круп и сильно вытягивает шею и голову.

2. Манежный галоп (короткий, курц-галоп), которым лошадь может ходить только после более или менее продолжительной выездки, приобретя гибкость и упругость в пояснице, бедрах и скакательных суставах. По скорости он не превышает обыкновенную рысь.

3. Полевой галоп (охотничий, кентер) со средней скоростью 2"/2 мин верста1.

4. Галоп в полный мах лошади, или иначе карьер, движение, которое не может быть продолжительным, так как легкие и сердце не могут поспеть набрать кислорода, перегнать венозную кровь в артериальную, омыть и освежить ею, быстро и с большим напряжением работающие мышцы.

Из всех аллюров галоп является наиболее трудным и сложным. Некоторые движения на галопе требуют от ездока большой опытности.

Движение манежным галопом имеет целью выработать в лошадях: 1) наибольшее послушание действию шенкелей и поводьев; 2) усовершенствовать равновесие лошадей под ездоком; 3) укрепить и развить задние конечности и 4) развить вообще ловкость и совкость лошади.

При первоначальном обучении лучше всего поднимать лошадей в галоп с сокращенной рыси, так как на манежном галопе лошадь должна возможно больше подставлять свои задние ноги под корпус а на сокращенной рыси лошадь уже идет с сильно подведенным задом.

При подъеме в галоп ни в коем случае не следует ставить лошадь вполуоборот, а нужно вести ее совершенно прямо. Сам подъем исполняется следующим образом. Подготовив лошадь предварительным сбором, всадник дает голове лошади отчетливое постановление в ту сторону, с какой ноги требуется поднять лошадь, т. е. если лошадь нужно поднять с правой ноги, то и постановление должно быть направо. Затем, выдержав, поводья и не отставляя внутреннего шенкеля, всадник нажимом или толчком наружного шенкеля заставляет лошадь правильно подняться в галоп с требуемой ноги. Лишь только лошадь правильно поднялась на галоп, всадник смягчает поводья, обоими шенкелями поддерживает движение, причем внутренним шенкелем следит, чтобы лошадь не выкидывала зада внутрь манежа, т. е. чтобы зад шел по следам переда. На галопе лошадь должна идти с легким упором на удила, и в случае, если лошадь ложится на повод, опуская шею и голову, следует усилить воздействие шенкелей, а поводом (трензелями) поднять голову лошади.

Корпус всадника в момент подъема нужно слегка передать назад, а на самом движении всадник не должен качаться и ерзать седалищем по седлу.

Для перехода с манежного галопа на рысь или шаг всадник, выдерживая поводья (наружный в особенности), встречает лошадь шенкелями и плавно, в полном сборе, переводит в рысь и шаг.

1 У казаков галоп называется «наметом», скоростью 16 верст в час (1 верста в З 1/4 мин). «Широкий намет» - скорость 20 верст в час (1 верста в 3 мин).

Весьма часто всадник не может заставить лошадь перейти сразу с галопа на рысь, так как, разгорячившись или идя за другими лошадьми, она продолжает галопировать. В этом случае нужно поставить лошадь в такое положение, в котором ей было бы самой крайне неудобно двигаться галопом с той ноги, с которой она упорно идет. Для этого всадник дает противоположное постановление и усиливает внутренний шенкель, т. е. если, например, лошадь идет с правой ноги, то постановление дается ей налево и усиливается правый шенкель, как бы заставляя ее переменить ногу. Тут, конечно, всадник должен ловить момент, чтобы вовремя поставить лошадь на рысь, не дав переменить ногу, и продолжать галоп уже с другой ноги. В случае упорного нежелания лошади перейти в рысь всадник энергично высылает лошадь вперед более резвым галопом и, проскакав некоторое время, сокращает аллюр до рыси.

Подъем в манежный галоп может быть сделан по тем же самым правилам и с шага, а также и с места, причем в последнем случае лошадь должна сделать предварительно два-три шага шагом. Лошади более тонкой выездки и высшей школы поднимаются в галоп с места и без движения шагом.

При перемене направления обычно делается и перемена ноги, т. е. если шли ездой направо с правой ноги, то при перемене направления езду налево уже продолжают с левой ноги. Обычно для перемены ноги переходят с галопа в сокращенную рысь или шаг, пройдя которым два-три шага поднимают лошадь уже с другой ноги. Хорошо выезженной лошади нет никакого труда переменять ногу на галопе, не переходя ни в шаг, ни в рысь, а продолжая движение тем же галопом и тем же темпом. Для этого всаднику следует только на том месте, на котором он хочет переменить ногу, дать на соответствующую сторону постановление и усилить противоположный шенкель, и лошадь легко и без задержки должна продолжать движение с другой ноги. При перемене ноги без перехода в шаг и рысь всадник не должен ерзать по седлу, «помогать» лошади своими плечами, руками или наклоном корпуса вперед - все это лишние, а главное, некрасивые движения, которые только беспокоят лошадь, приучая суетливо менять ногу.

При перемене направления менку ног обычно делают несколько не доходя до противоположной стенки или угла, но по особой команде или по желанию можно делать перемену и на середине манежа. Что касается вольтов, то они на манежном галопе выполняются по тем же правилам и приемам, как и на рыси, причем действие шенкелей на галопе будет более энергичным, корпус всадника более отчетливо передается вовнутрь вольта, не допуская нагибания вперед.

Повороты направо и налево-назад на галопе выполняются так же, как и на рыси, но с тем, что, подходя на последней половине поворота к стенке, всадник меняет ногу, переходя в сокращенную рысь или шаг, или же при более тонкой езде меняет догу на галопе в темп.

Боковые движения на галопе относятся уже к езде высшей школы, о чем будет указано в соответствующей главе.

Скорость манежного галопа обычно не превышает скорости рыси, а иногда доводят его и до более медленного движения. Что касается уставного требования, то короткий галоп должен иметь скорость до 33/4 мин верста.

Для перехода в полевой галоп всадник раньше всего берет глубже - «в калошу» - стремя, опускает возможно ниже к гребню шеи (к холке) руки с поводьями и высылает шенкелями лошадь вперед, давая ей свободно вытянуться, опустить несколько голову, взяв некоторый упор на повод.

Устав рекомендует на полевом галопе сохранять глубокую посадку, что, конечно, возможно при непродолжительном движении. При движении полевым галопом по пересеченной местности и на протяжении многих верст, как это приходится на парфорсных охотах, всаднику придется, для облегчения работы зада лошади, подать корпус несколько вперед, больше упереться на стремена и колени, несколько отделив свое седалище (но не разрез) от седла.

Уставная скорость полевого галопа 2 1/2 мин верста, но на парфорсных охотах и быстрых дальних пробегах эта скорость несколько повышается, в особенности на охотах, где зверя (оленя, кабана) обычно преследуют со скоростью не менее 2 мин верста.

Переход из полевого галопа в меньший аллюр следует делать мягко, без цуков, стараясь по возможности перейти последовательно в меньший галоп, рысь, а затем шаг.

Для перехода же в карьер всадник энергично высылает шенкелями (или шпорами - в зависимости от темперамента, энергии и силы лошади) лошадь вперед, давая ей еще больший упор на повод. Некоторым подъемом своего седалища от задней луки, наклоном корпуса вперед и упором на стремена слегка вытянутых вперед ног (шенкелей), со взятыми глубоко стременами, всадник облегчает лошади работу зада.

Беспорядочный посыл лошади на карьере шпорами, а также распущенный повод не только не ускорит аллюра, но наоборот - будет мешать лошади идти полным ходом, во весь мах.

Движение карьером не должно быть продолжительно, так как оно сильно затрудняет дыхание лошади.

Для перехода в меньший аллюр всадник глубже садится в седло и с помощью шенкелей и не резкого набирания повода последовательно, как и при полевом галопе, переходит в меньшие аллюры. Многие лошади вследствие своего темперамента или тугоуздости не так легко переходят с карьера на более меньшие аллюры и продолжают иногда довольно долго тащить всадника. Это в особенности часто бывает тогда, когда всадник для перехода в меньший аллюр пользуется только одними поводьями без воздействия шенкелей, не веря действию последних. В таких случаях самое лучшее - пользоваться разбором поводьев порознь, т. е. мундштучные поводья в руку левую, а трензельные - в правую. Действуя попеременно трензелем и мундштуком, а также и шенкелями, легко взять лошадь в руки и заставить идти желаемым аллюром.