Какие бывают автогонки? Далее по формуле 1 проведем

(гоночные автомобили) собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид. Но бывают и исключения. Например, шасси команд Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso были очень похожи, почти идентичны, вплоть до 2010 года. Они были спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology, так как обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH .

Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей. Вместе с тем, со временем роль Формулы-1 как двигателя прогресса автомобильной промышленности постепенно снижается: с одной стороны из-за того, что немногие технические решения можно перенести без серьёзных изменений на серийную машину, и с другой стороны - из-за общего стремления организаторов серии снизить расходы команд.

Самым известным примером серийной технологии, впервые представленной в чемпионате мира Формулы-1, можно считать антипробуксовочную систему (АПС). Впервые система была представлена командой Ferrari в 1990 году . Затем, уже после запрета АПС в сезоне 1994 года , технология постепенно стала внедряться автопроизводителями на серийных автомобилях. Антипробуксовочная система же в Формуле-1 на некоторое время ещё появлялась, но вскоре была вновь отменена под предлогом того, что столь сложная электронная «начинка» болида нивелирует многие ошибки пилота.

Болиды участников чемпионата должны соответствовать техническому регламенту Формулы-1 и пройти тест на ударопрочность . Регламент и вся гоночная серия находится под управлением .

Страны и города, в которых проходили или планируется проведение Гран-при Формулы-1

Порядок проведения Гран-при, обязанности команд и пилотов определяются спортивным регламентом . Его положения должны неукоснительно соблюдаться всеми участниками чемпионата мира Формулы-1.

На Гран-при от одной команды могут выступать 2 пилота в квалификации и гонке. Кроме того в свободных заездах в пятницу команда может использовать третьего пилота, но принимать участие могут только 2 машины.

В случае болезни или иных уважительных причин третий пилот может заменить на квалификации и гонке одного из основных пилотов команды, но 3-й пилот может быть допущен к гонке только если он участвовал в квалификационных заездах. Очки, набранные запасным пилотом в гонке, будут начислены на его личный счёт в чемпионате мира; в борьбе за Кубок конструкторов эти очки будут прибавлены к счёту команды, как если бы за неё выступал основной пилот. В течение сезона за одну команду могут выступать, набирая для себя и для неё очки, до 4 пилотов.

Чтобы участвовать в Гран-при, пилот обязан получить суперлицензию Международной федерации автоспорта .

Свободные заезды

  • Свободные заезды проводятся в течение трёх сессий. Как правило, две сессии продолжительностью по 1,5 часа проводятся в пятницу, одна, продолжительностью в 1 час, - в субботу, перед квалификацией. На Гран-при Монако первые 2 сессии проходят в четверг, а последняя - так же как обычно - в субботу. В течение свободных заездов гонщики проезжают трассу в свободном, комфортном для них режиме, чтобы ознакомиться с трассой и настроить болид .
  • Чтобы участвовать в гонке, пилот обязан участвовать (то есть как минимум проехать 1 круг) по крайней мере в одной сессии свободных заездов.

Квалификация

Гонка

  • Гонка проводится в воскресенье , с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро . За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома . Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако) . При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.
  • За 15 минут до прогревочного круга гонки болиды должны покинуть пит-лейн и занять свои места на стартовой решётке согласно результатам . На стартовой решётке болиды могут обслуживаться персоналом команд, но за 15 секунд до прогревочного круга гонки все, кроме пилотов, сидящих в болидах, должны покинуть стартовое поле.
  • По сигналу светофора пилоты должны проехать прогревочный круг , во время которого они не имеют права обгонять друг друга. Прогревочный круг используется в основном для того, чтобы прогреть резину, улучшив таким образом её гоночные характеристики. По окончании прогревочного круга болиды снова выстраиваются на стартовой решётке и после сигнала светофора начинают гонку в соревновательном режиме.
  • В течение гонки команда может провести произвольное число пит-стопов для смены резины и/или проведения необходимого ремонта и обслуживания болида. С 2010 года дозаправка болидов в течение всей гонки запрещена, таким образом в болидах был увеличен топливный бак, что существенно сказалось на весе болида и его управляемости. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки . Часто хорошая стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины, в зависимости от трассы и выбранной стратегии. Но в непредвиденных ситуациях количество пит-стопов может увеличиваться. Это может быть связано с неисправностью или повреждением болида , либо с внезапно изменившимися погодными условиями. В последнем случае на машине нередко не только меняется резина, но и регулируются углы атаки антикрыльев . В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т. п.
  • На каждую гонку выбирается два подходящих характеристикам трассы типа резины, одинаковые для всех команд. Если гонка не объявлена дождевой, каждый гонщик обязан использовать оба типа, что автоматически приводит к одному обязательному пит-стопу.
  • Заезжая на пит-лейн , гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч (на свободных заездах до 60 км/ч) . Исключение составляет гонка в Монако, где скорость проезда по пит-лейн ограничена отметкой в 80 км/ч. Нарушивший это правило получает штраф в виде проезда по пит-лейн . Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе (см. ). На пит-стоп пилот останавливается напротив боксов своей команды. В этот момент механики меняют резину, проверяют состояние болида, меняют поврежденные элементы и проводят другие необходимые модификации. В момент пит-стопа особенно заметна командная работа в Формуле-1: механики действуют быстро и слаженно, обычно пит-стоп занимает менее 5 секунд, а у некоторых команд, например McLaren или Ferrari, пит-стоп занимает менее 3 секунд.
  • По окончании гонки первые 10 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки . Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского : пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при. В Бахрейне и Абу-Даби вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений .
  • В исключительных случаях, когда продолжение соревнования угрожает жизни или здоровью людей, гонка может быть остановлена досрочно. При этом на трассе вывешивается красный флаг . Вопрос о возобновлении гонки в этом случае решается дирекцией Гран-При. Если гонка не возобновляется, и гонщики преодолели к этому моменту 75 % дистанции, то финишным результатом считается порядок мест, существовавший за два круга до остановки гонки (то есть если обгон лидера состоится на последнем или предпоследнем круге, то пилот, совершивший обгон, не будет признан победителем, см., например, инцидент на Гран-при Бразилии 2003 года). Если же к моменту остановки гонки гонщики не прошли 75 % дистанции и гонка не возобновляется, то гонщики получают половину от положенных им очков.

Чемпионат мира и Кубок конструкторов

Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а конструкторов - за Кубок конструкторов . На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Конструктор получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.

Спортивная рабочая группа Формулы-1 приняла новую систему начисления очков на 2010 год. Согласно этой системе, очки получают первые 10 гонщиков, за победу начисляется 25 очков. Принятие новой системы вызвано увеличением числа машин на стартовом поле с 20 до 24, а также желанием увеличить разницу между первым и вторым местом.

Текущая таблица начисления очков выглядит так:

  • 1 место - 25 очков;
  • 2 место - 18 очков;
  • 3 место - 15 очков;
  • 4 место - 12 очков;
  • 5 место - 10 очков;
  • 6 место - 8 очков;
  • 7 место - 6 очков;
  • 8 место - 4 очка;
  • 9 место - 2 очка;
  • 10 место - 1 очко.

В сезонах 2003-2009 годов очки получали первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию . Очки начислялись по следующему принципу:

  • Личный зачет - 10-8-6-5-4-3-2-1, учитывались результаты всех гонок;
  • Кубок конструкторов - 10-8-6-5-4-3-2-1, учитывались результаты всех гонок.

С 1991 до 2002 года включительно использовалась следующая система:

  • Личный зачет - 10-6-4-3-2-1, учитывались результаты всех гонок;
  • Кубок конструкторов - 10-6-4-3-2-1, учитывались результаты всех гонок.

С 1961 года очень длительный период, до 1990 года включительно, работала следующая система:

  • Личный зачет - 9-6-4-3-2-1, при этом в зачет шли в разные годы от 9 до 12 лучших результатов за сезон;
  • Кубок конструкторов - 9-6-4-3-2-1, учитывались результаты всех гонок.

С начала чемпионата, с 1950 по 1960 годы включительно очки распределялись таким образом:

  • Личный зачет - 8-6-4-3-2 и 1 очко за быстрый круг в гонке в 1950-1959 годах;
  • Личный зачет - 8-6-4-3-2-1 в 1960 году;
  • учитывались результаты от 4 до 6 лучших гонок в разные годы; очки, набранные несколькими гонщиками, сменявшими друг друга по ходу гонки, делятся поровну между ними;
  • Кубок конструкторов (разыгрывался с 1958 года) - 8-6-4-3-2; учитывались результаты 6 лучших гонок; не учитываются результаты Гран При США в Индианаполисе; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию.

Основные характеристики болидов

Характеристики болида определяются техническим регламентом , за соответствием которому следят стюарды Международной федерации автоспорта .

Шасси

Болид Формулы-1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами, из которых задние два являются приводными , а передние - ведомыми . Пилот располагается в тесной кабине (кокпите) в передней части болида и управляет им с помощью руля и педалей тормоза и газа.

Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув , и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике .

Мощность двигателей 750-770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего .

Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений, связанных с надёжностью . При этом FIA утверждает каждое такое изменение. Некоторые команды использовали это право (по мнению Флавио Бриаторе) для увеличения мощности двигателей . Кроме того, происходит улучшение состава горючего и смазочных материалов . В 2010 году в связи с отменой дозаправок особое значение приобретает экономичность мотора, так как на старте у машин с более экономичными моторами может быть меньше топлива.

После окончания сезона 2008 года руководство Формулы-1 и FIA предлагало переход на стандартные моторы, что, по мнению инициаторов предложения, должно было сократить расходы команд . 17 октября 2008 года FIA объявило тендер на поставку стандартных моторов для всех команд Формулы-1. Эта инициатива встретила неодобрение среди ряда команд, связанных с автопроизводителями; в частности Ferrari объявила о возможности ухода из чемпионата в случае принятия такого предложения . Позже ассоциация команд Формулы-1 (FOTA) сделала ряд предложений по снижению затрат, включая поставку моторов по ценам в пределах пяти миллионов долларов .

10 декабря 2010 года на заседании Всемирного совета FIA было принято решение о переходе с сезона 2013 года на четырёхцилиндровые турбо двигатели, объёмом 1,6 л., с давлением впрыска топлива до 500 бар и ограниченным до 15 тысяч числом оборотов . Однако в июне 2011 года FIA отложила введение новых моторов на 2014 год и вместо четырёхцилиндровых рядных моторов будут введены шестицилиндровые V-образные .

KERS

Начиная с сезона 2009 года в болидах Формулы-1 вводится система рекуперации кинетической энергии (KERS) - специальное приспособление, позволяющее аккумулировать кинетическую энергию болида на участках торможения, отдавая её при разгоне. При этом конкретный принцип рекуперации не предписывается. Перед началом сезона 2009 года из всех команд-участниц чемпионата лишь Williams объявила о разработке механической системы рекуперации, в то время как все остальные отдали предпочтение электрической, с применением специальных аккумуляторов . Также, в начале 2009 года поступило предложение о применении стандартной системы рекуперации . В 2010 году команды заключили джентльменское соглашение, согласно которому они не будут использовать KERS. В 2011 году ограничение снято.

Безопасность

В Формуле-1 огромное внимание уделяется безопасности пилотов. Ни один болид не сможет выйти на старт гонки, если он не пройдёт всех необходимых проверок, в частности краш-тестов . Особенно остро вопрос безопасности встал после трагической гибели в один и тот же уикенд 1994 года на трассе в Имоле Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера , а также получившего тяжёлую травму рёбер на пятничной тренировке Рубенса Барикелло . Внесённые в конструкцию болидов изменения привели к значительному увеличению безопасности гонщиков, особенно при лобовых и боковых столкновениях.

С 1996-го года боковины кокпита были значительно подняты и усилены, чтобы защитить гонщика при боковых ударах. Для предохранения пилота при переворотах позади кокпита расположены дуги безопасности. Также регламентировано, что в любой ситуации пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд, для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль.

Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco , выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1.

Электроника

Как и любой продукт высоких технологий, автомобиль Формулы-1 наполнен электроникой , помогающей достичь наилучших результатов в гонке. Вся электронная начинка болида инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение него.

Хотя некоторые узлы болида имеют электронные составляющие, запрещены системы, явно помогающие управлять болидом (например системы контроля старта). Кроме того, все команды обязаны использовать унифицированный блок управления двигателем (англ. ) (ECU). В последнее время наблюдается тенденция по снижению количества электроники в болидах, что повышает роль гонщика в управлении машиной.

С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия - информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя.

Шины

Не следует однако полностью отождествлять класс «Формула-1» и чемпионат мира ФИА. Зачастую в мире проводилось на порядок больше крупных гонок (в том числе и в наивысшем гоночном классе), нежели входило в чемпионат мира. Немногие гонщики выбирали для участия исключительно этапы чемпионата мира: они принимали участие в самых разных гонках, в том числе и необязательно на машинах с открытыми колёсами. Автомобили Формулы-1 выступали не только в чемпионате мира, но и в других, внезачетных гонках, как правило, имевших самостоятельный статус. Так, из 22 гонок, проведённых в г. с участием автомобилей Формулы-1, только 5 шли в зачёт чемпионата мира. Кроме чемпионата мира автомобили Формулы-1 применялись также в южноафриканском чемпионате Формулы-1 (1960-1975) и британском чемпионате Формулы-1 (1977-1980, 1982).

В то же время и сам чемпионат мира не всегда проводился по правилам Формулы-1. Так, входившая в зачёт чемпионата американская гонка Инди-500 проходила по собственному регламенту, на машинах, именуемых «индикарами ». Когда в 1951 году ФИСА объявила новые правила Формулы-1, вступающие с 1954 г., никто не хотел готовить автомобиль на сезоны 1952-1953 гг. по старым правилам, и, из-за отсутствия достаточного числа участников, чемпионат мира был проведён по правилам Формулы 2.

Ситуация полностью изменилась в начале 1980-х , когда после «войны FISA-FOCA » был принят Договор согласия (англ. ). С этого момента гонки в классе «Формула-1» проходят только в рамках чемпионата мира. Фактически исчезло само понятие класса «Формула-1» и появилась гоночная серия Формула-1, коммерческие права на которую отделены от спортивных, относящихся к ведению ФИА.

Рождение Формулы-1 (1950-1980)

В 1980-е годы в чемпионате образовалась группа так называемых топ-команд : Ferrari , McLaren , Williams , Бенеттон (в настоящий момент называется Лотус). Конец 1980-х и начало 1990-х годов прошло под знаком легендарного противостояния Айртона Сенны и Алена Проста . Именно из-за него сезон 1988 многими признается лучшим в истории чемпионатов мира: пара Прост-Сенна, выступавшая вместе в команде McLaren, одержала 15 побед на 16 Гран-при (16-я победа досталась Герхарду Бергеру , который закончил гонку лидером на первом для Ferrari Гран-при Италии без «Комендаторе» Энцо Феррари). Точка в соперничестве была поставлена в 1994 году , когда Ален Прост завершил свою карьеру, а Сенна попал в смертельную аварию на Гран-при Сан-Марино 1994 года . Смерть одного из величайших гонщиков потрясла весь мир и сильно повлияла на стандарты безопасности. После гибели Сенны ни один пилот не погибал на трассе Формулы-1.

Стремительный прогресс технологий и приход крупных автопроизводителей в Формулу-1 привели к огромному росту затрат. На начало XXI века бюджет многих команд Формулы-1 составлял несколько сотен миллионов долларов в год . Это привело к тому, что с 1990 года 28 команд покинуло Формулу-1 из-за нехватки средств для конкуренции с лидерами чемпионата.

Двадцать первый век (2000-2009)

Начало XXI века в Формуле-1 прошло под безусловным доминированием команды Феррари : с 2000 по 2004 гг. пилот Феррари Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов. На данный момент Шумахер является семикратным чемпионом (он взял ещё 2 титула в и гг., выступая за команду Benetton). Ему же принадлежит множество других рекордов в Формуле-1. В и годах преимущество болидов Феррари было столь велико, что итальянская команда не оставила остальным ни единого шанса. Подавляющее превосходство одной команды над остальными могло быть одной из причин многочисленных перемен в спортивном регламенте .

Руководство и владельцы

Спортивный и технический регламент Формулы-1 устанавливает Международная автомобильная федерация (FIA).

Коммерческими правами в Формуле-1 ведает группа компаний Formula One Group (англ. ) , которая контролируется холдинговой компанией Delta Topco, зарегистрированной в офшорной зоне на острове Джерси . Фактическим владельцем Формулы-1 является зарегистрированная в Люксембурге инвестиционная компания CVC Capital Partners (англ. ), которой принадлежит около 70 % акций Delta Topco, ещё около 20 % принадлежит JPMorgan Chase , 5,3 % принадлежит Берни Экклстоуну , который является президентом и исполнительным директором Formula One Management (англ. ) (FOM) и Formula One Administration (англ. ) (FOA), входящими в структуру Formula One Group, а также руководит Delta Topco.

«Королева автоспорта»

Многие называют Формулу-1 «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой» , «королевскими автогонками». Формула-1 считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой - с высочайшими техническими достижениями Формулы-1, делающими её болиды самыми быстрыми гоночными машинами в рамках ограничений, устанавливаемых техническим регламентом . Несмотря на то, что из-за серьёзных ограничений регламента, скорости в Формуле-1 не самые высокие в автогонках, и уступают, например, серии Champ Car (так в этой серии рекорд максимальной скорости был поставлен Жилем де Ферраном на квалификации к последней гонке сезона 2000 г. Мальборо 500 на треке в Фонтане, когда он прошёл круг со средней скоростью 388 км/ч., а максимальная моментальная скорость, по некоторым сведениям, была достигнута Полом Трейси в 1996 г. на треке в Мичигане, когда он разогнался до 415 км/ч во время одной из практик. Эти показатели самые быстрые из когда-либо достигнутых в кольцевых автогонках), конкуренция между командами способствует повышению технического уровня по другим направлениям. Например, всё большему совершенствованию тормозной и аэродинамической систем. Потраченные миллиарды долларов и работа ведущих технических специалистов приводят к созданию узлов машины, наиболее эффективных при действующих ограничениях регламента.

Формула-1 является самым дорогим видом автоспорта. Бюджеты успешных команд измеряются сотнями миллионов долларов . Гонорары ведущих пилотов и ведущих специалистов измеряются миллионами (а иногда десятками миллионов) долларов

Быстрое прохождение круга требует от гонщика высочайшей концентрации. В течение полутора часов сердце гонщика бьётся с частотой 180 ударов в минуту, а в квалификации пульс ещё на 50 ударов в минуту выше.

Преодолевая жёсткую конкуренцию, почти всю жизнь гонщики движутся к вершине автоспорта, но лишь немногим удаётся достичь поставленной цели. Гоночную карьеру все пилоты обычно начинают в очень юном возрасте с картинга . Карты недорого стоят, имеют небольшие размеры и весьма безопасны, что делает эти машины идеальными кандидатами для обучения десятилетних детей. Затем спортсмены переходят в «младшие Формулы» национальных чемпионатов, среди которых по традиции выше всех ценятся чемпионаты Великобритании . Далее следуют европейские чемпионаты.

Кроме того, вид автогонок тем выше, чем мощнее участвующие в ней болиды. Во многих видах шоссейно-кольцевых автогонок гонщики выступают на одинаковых машинах, поэтому на первое место там выходит личное мастерство пилотов.

Лестница к вершине автоспорта традиционно представлена такими этапами, как:

  • Мировая серия Рено (2.0), Формула Ford (англ. )
  • GP2 (предшественники - Формула-2 и Формула-3000), А1 Гран-при
  • Формула-1

Ввиду кардинальных отличий в управлении автомобиля с открытыми колёсами и кузовной машиной , пилоты редко начинают свою карьеру в кузовных чемпионатах. Однако многие пилоты, особенно американского происхождения, начинают карьеру в американских гоночных сериях ChampCar , IndyCar и других. Но чаще всего, они там и остаются, не пытаясь пробиться в Формулу-1. Это связано с меньшей популярностью Формулы-1 в США и Канаде , чем в Европе или Южной Америке.

Попав в Формулу-1, пилоты уже зачастую не могут участвовать в других гоночных сериях из-за ограничений, накладываемых на них подписанным контрактом. Здесь играют свою роль и требования спонсоров команды, которых не устраивает выступление «их» гонщика за другие команды (с возможно другими спонсорами), и риск гонщика получить травму при участии в других гонках (и соответственно невозможность выступления за основную команду), и попросту нехватка времени. В современной Формуле-1 пилот может отправиться на тесты в понедельник, практически сразу после участия в гонке. Гонщик также должен выделять время на общефизическую подготовку, знакомство с трассами и даже регулярно появляться на различных мероприятиях для прессы и спонсоров, организуемых командой.

Есть только две гонки, в которой регулярно участвуют действующие гонщики Формулы-1: это «гонка чемпионов » и картинговая гонка в парижском Дворце спорта «Берси» (ELF Masters Karting). Вместе с тем, обычно пилоты, не выступающие непосредственно в гонках (тестеры команды) могут пользоваться определённой свободой в перерывах между сезонами Формулы-1.

Единственное ограничение, накладываемое FIA на участие гонщиков в других сериях, было принято в 1958 году . Оно явно запрещало гонщику участие в более чем одной гонке за 24 часа. Ранее подобное ограничение уже применялось к этапам чемпионата мира в классе «Формула-1» и появилось оно в 1952 году после аварии Фанхио на Гран-при Италии . Хуан Мануэль за день до старта выступал в гонке в Северной Ирландии , а затем, после ночи в поезде, прибыл в Монцу за час до старта гонки. В состоянии сильнейшего переутомления Фанхио потерял контроль над машиной на втором круге гонки.

Факты

Нумерология

В то же время, следует отметить, что чемпион того самого 1973 года Джекки Стюарт также ушёл из чемпионата будучи действующим чемпионом. Но в сезоне 1974 года номера 0 не было, а под номером 1 выступал Ронни Петерсон из команды «Лотус», фактически унаследовавший номер от чемпиона 1972 года Эмерсона Фиттипальди, перешедшего в «МакЛарен».

Прочие факты

См. также

Примечания

  1. Основы Формулы-1 были заложены в 1946; первая гонка прошла в 1947; первым сезоном чемпионата был 1950.
  2. Презентации новых машин: Scuderia Toro Rosso STR5 , f1news.ru
  3. Спортивный регламент Формулы-1, раздел 19.1 b ii
  4. Примечание 3 спортивного регламента. § 3. Гимны
  5. Время старта Гран-при Малайзии перенесли в угоду европейцам
  6. Спортивный регламент Формулы-1, раздел 5.3
  7. 100 км/ч начиная с 2009 г., ранее - 80 км/ч
  8. Спортивный регламент Формулы-1 на 2009 год (англ.)
  9. На Гран-при Бахрейна Шумахер вместо шампанского обольет соперников лимонадом
  10. Регламент на моторы заморожен…
  11. Флавио Бриаторе: Вопрос с моторами будет решен
  12. Компания Elf помогла прогрессу Renault
  13. Экклстоун хочет ввести стандартные моторы в 2010-м…
  14. FIA анонсировала тендер на поставку моторов
  15. В FOTA готовят ответ Мосли
  16. Ferrari предупреждает FIA о возможном уходе
  17. Команды рассматривают меры по сокращению затрат
  18. FOTA подтвердила поставку недорогих моторов
  19. FIA утвердила переход на четырёхцилиндровые турбомоторы
  20. Новый регламент на моторы отложен до 2014-го , f1news.ru, 22 июня 2011
  21. Механическую KERS покажут в январе
  22. Новый взгляд Мосли на проблему KERS
  23. В Bridgestone подвели итоги тестов в Хересе…
  24. Согласно Договору Согласия (англ. ) 47 % доходов от телетрансляций передавалось командам, 30 % - FIA и 23 % - компании «Управление и продвижение Формулы-1» (то есть собственно Экклстоуну).
  25. Чем меньше топлива в баках, тем с меньшей мощностью может работать двигатель в течение того же промежутка времени. Таким образом, если команда хотела сохранить прежнюю мощность и скорость мотора, ей пришлось бы совершать лишний пит-стоп для дозаправки болида.
  26. http://www.f1news.ru/memuar/budget2004.shtml - Бюджеты команд в 2004 году по данным журнала Autosport.
  27. Решения Всемирного совета FIA: Изменения в правилах
  28. Формула-1. Это конец
  29. http://ec.europa.eu/competition/mergers/cases/decisions/m4066_20060320_20212_en.pdf
  30. CVC takes wheel with GP2 - Telegraph
  31. Воротилы бизнеса покупают акции Формулы 1
  32. Технические работы
  33. См., например, слова Гюнтера Штайнера, технического директора команды Jaguar в интервью журналу F1Racing .
  34. Бюджеты команд сократились на 10 процентов
  35. Стоимость круга гонщика в 2009 году
  36. Рикардо Чекарелли: «В мире нет спорта, сравнимого с F1»
  37. www.formula1.com
  38. www.formula1.com
  39. www.manipef1.com
  40. www.formula1.com
  41. Гран При Европы"93: Урок для Профессора... (рус.) . - «Бразилец творил, что хотел – менял шины с дождевых на слики и обратно, проехал быстрейший круг гонки через пит-лейн (скорость там еще не была ограничена)».

Много любителей понаблюдать за гонками Формулы 1 достоверно не знают, что именно включают в себя правила этих гонок. Определение рассматриваемого вида спорта имеет техническую и общую сторону.

В первом случае Формула 1 представляет собой перечень норм технической направленности, а также требований и правил, в соответствии с которыми проходит организация и проведение первенства мира. Корректирует, дополняет и изменяет правила Международная Автомобильная Федерация – FIA. Она выполняет функцию основного руководящего органа всех спортивных гоночных состязаний на мировом уровне. Правила соревнований, прежде всего, направлены на максимальную гарантию безопасности пилотов, участников гонок, а также болельщиков на трибунах. Кроме того, в приоритете стоит обеспечение развития автоспорта, чтобы гонки не выглядели, как элитный и экзотический вид спорта.

В общем понятии рассматриваемая дисциплина – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам. Его розыгрыш проходит каждый год и состоит из этапов или Гран При. По результатам каждого сезона в персональном и групповом зачетах присуждаются победные места. Лидер в индивидуальном рейтинге получает почетный титул чемпиона мира, а команда – Кубок конструкторов.

Особенности

Рассматриваемая гоночная дисциплина с централизованным подсчетом очков проводится с пятидесятых годов прошлого века.

Формула 1 относится к мировой элите среди кольцевых гонок. В связи с этим ее часто называют «королевой автомобильного спорта». Автогонщики, достигшие вершин в этой дисциплине, известны всей мировой общественности.

Всемирную популярность автогонки обуславливают несколько причин:

  1. Самые современные разработки и технические инновации в Формуле-1 делают ее болиды самыми стремительными автомобилями с учетом ограничений, установленных специальным регламентом;
  2. Этот вид спорта – один из самых дорогих на планете. Команды и их спонсоры ежегодно тратят десятки, если не сотни миллионов, солидная часть которых уходит на внушительные гонорары пилотов;
  3. Всеобъемлющая популярность. В разных частях мира десятки миллионов поклонников наблюдают за каждым Гран При, а на трассах присутствуют сотни тысяч болельщиков.

Ниже приведены основные принципы, на которых базируется «королева автоспорта».

Календарь

Формула 1 имеет собственный календарь, состоящий из нескольких заездов (Гран-При). Проводятся они в абсолютно разных странах, где имеется подходящая трасса, обустроенная по всем требованиям правил. Среднее число этапов составляет от 15 до 20 в год. Первый заезд по традиции производится в марте, последний этап завершается в середине осени.

Календарь чемпионата мира гоночных соревнований разрабатывается FIA и тиражируется за 12 месяцев до начала очередного сезона. Хозяева автодромов персонально оформляют договоры с представителями Формулы 1 о проведении у себя Гран При. Неудивительно, что принятие этапа всемирно известной гонки существенно повышает статус трассы.

Гран-При

Одна команда на каждый этап может заявить максимум два пилота. Сезонный лимит на гонщиков для каждого коллектива составляет четыре человека.

Гран При подразделяются на несколько дисциплин, а именно:

  1. Свободная практика. Сессия состоит из трех партий. Две из них, длиной по полтора часа, проходят в четверг или пятницу, третья часовая серия стартует в субботу утром. Эти заезды ориентированы на подготовку пилотов и команд к следующим этапам. По факту, идет знакомство с трассой, корректировка настроек болида и подбор подходящей стратегии;
  2. Квалификация. Эта серия заездов предназначена для выяснения стартовых позиций пилотов в гонке. Рассматриваемая серия состоит из трех частей: по 20, 15 и 10 минут. В первом заезде участвуют все гонщики, вторая часть ждет лучших 16 пилотов. Третью серию проходят следующие лидеры с 1 по 10 места. Победитель квалификации занимает поул-позишн, что означает его старт в гонке с первого места;
  3. Гонка – финальный и самый важный этап любого Гран-При. Днем его проведения обычно выбирается воскресенье. На стартовой позиции все участники выстраиваются на прямой в порядке, который определяется в зависимости от квалификационных результатов и штрафных начислений. В среднем протяженность гонки составляет 300 километров, а число кругов колеблется от 50 до 70. Правила регламентируют, что во время гонки дозаправка гоночного болида не разрешается. Также все пилоты обязаны сделать заезд, как минимум, на один пит-стоп. Это связано с тем, что по регламенту во время гонки должно быть использовано два типа резины.

Старт и финиш

Перед стартом гонщиков гаснут красные сигналы, включаются два зеленых светофора, болиды уходят на полуминутный круг прогрева, после чего зеленые фонари тухнут. Автомобили выстраиваются на стартовых позициях с включенными моторами. В течение пяти секунд вспыхивают все пары красных световых элементов. Через секунду они одновременно деактивируются, что свидетельствует о начале гонки.

Ложный старт чреват 10 секундами пит-стопа. Если произошла отмена старта, включаются красные огни. Мигающие фонари оранжевого цвета свидетельствуют о том, что старт откладывается, когда болиды находятся на прогреве, но еще не вступили в гонку. Из-за погодных условий старт может быть отложен на неопределенное время, например, если пошел дождь за 5 минут до начала гонки.

Финиширует лидирующий пилот Формулы 1 после взмаха клетчатого флага. Следующие за ним гонщики также заканчивают гонку и уезжают в специальный парк для отстоя. Если флаг показан раньше или позже чем положено, гонка считается завершенной, а спортсмену присуждаются результаты прохода предпоследнего круга.

Расцветка флагов в проведении гонки используется разнообразная, каждый из оттенков имеет свое значение (от свидетельствования об опасности на трассе до вынесения предупреждения гонщику).

В целях усиления безопасности современная гонка Формулы 1 дополнительно оснащается противоаварийными и защитными системами. Болиды оборудованы дугами безопасности, боковины корпуса сделаны более приподнятыми, экипировка гонщика состоит из негорючих материалов. Используется специальная конструкция защиты шейно-головного отдела. На то, чтобы выскочить из авто в аварийной ситуации, пилоту дается 5 секунд, за которые он должен успеть снять руль, ремни безопасности, а затем поставить руль на место за то же время.

Статьи о спорте

Кубок Шпенглера: всё о турнире

Старейший хоккейный турнир Европы Spengler Cup или Кубок Шпенглера – ежегодные клубные соревнования, которые...

Вчера снимал заключительный этап чемпионата мира в классе автогонок "Формула-1" - Гран-при Бразилии. Гонка завершилась победой Марка Уэббера на "Ред Булле". Я впервые оказался на гонках Формулы 1, до этого видел их только по телевизору. Как оказалось, смотреть по телевизору гонку гораздо интереснее, так как на треке ничего не видно и не понятно. Зато за два часа я смог понять, как все работает, побывать в боксах команд и даже немного разобраться в правилах.

01. Многие называют Формулу-1 «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой», «королевскими автогонками». Формула-1 считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой - с высочайшими техническими достижениями Формулы-1, делающими её болиды самыми быстрыми гоночными машинами в рамках ограничений, устанавливаемых техническим регламентом. На фото Пит-лейн - часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы.

02. До и после гонки здесь можно было погулять и посмотреть боксы команд. На фото бокс команды Torro Rosso.

03. Машины привозят в разобранном состоянии и каждый раз собирают с нуля. Единственная деталь, которую не трогают - мотор. Всего у команды 8 моторов на сезон. Больше нельзя.

04. На выездные гран-при машины обычно доставляют самолетом, а все оборудование отправляют по морю. На близкие гран-при все едет в грузовиках. Кстати, в случае, если соревнования проходят недалеко, команда также самостоятельно организует зоны отдыха для гостей и пилотов. В случае выездных гонок приходит довольствоваться услугами трассы, что зачастую не очень удобно.

05. Команды Формулы-1 также называются конюшнями по аналогии со скачками, столь популярными в Великобритании, в которой и зародилась Формула-1 и из-за того, что первыми боксами для болидов Ф1 были старые конюшни. Из скачек также пришли термины стюард (в Формуле-1 c 2006 года - человек, который постоянно присутствует на всех этапах чемпионата мира и выносит решения по конфликтным вопросам) и поул-позиция.

06. Лаборатория Касперского спонсирует Феррари. У них три наклейки. также будет логотип на комбинезоне пилота.

07. По правилам механики должны ходить в шлемах и специальном комбинезоне.

08. Кстати, почти вся команда Феррари летает эконом-классом. Только пилоты и руководство команды позволяют себе комфорт, на остальных экономят;)

09. Шлем Масса.

10. Бокс во время гонки. Механики ждут болид на пит-стоп.

11. На асфальте стоят метки, где должна остановиться машина. Чем точнее пилот припаркует болид, тем быстрее поменяют резину. В течение гонки команда может провести произвольное число пит-стопов для смены резины и/или проведения необходимого ремонта и обслуживания болида. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины. В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т. п.

12. Устройство для снятия колес)

13. Пустой бокс.

14. Вопрос с топливом каждая команда решает самостоятельно. Феррари работает с Shell. Под каждую трассу топливо адаптируют. Бедные команды покупают топливо у организаторов. С 2010 года дозаправка болидов в течение всей гонки запрещена, таким образом в болидах был увеличен топливный бак, что существенно сказалось на весе болида и его управляемости. На гонках у Shell есть свою лаборатория, где они снимают пробы отработанного масла, чтобы посмотреть есть ли износ материалов. Моторы сделаны из разных материалов, чтобы по частицам этих материалов можно было определить, в каком месте идет неправильный износ.

15. С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия - информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя.

16. На формуле 1 запрещено вести профессиональную видеосъемку. Коммерческими правами на трансляцию владеет FOM (Formula One Management), получить аккредитацию очень сложно.

17. С другой стороны от пит-лейна. Здесь располагаются домики с едой и напитками для команд.

18. Кстати, большинство людей, обслуживающих гонку - волонтеры. Судьи, члены технической комиссии, охранники - зачастую не получают денег, иногда им даже не оплачивается дорога и проживание.

19. Кстати, результат гонки влияет не только на доход команды, но и на представительские возможности для команды. Чем больше очков ты заработал, тем больше гостей ты смоешь пригласить в следующем году. Тем лучше и больше будет шатер для гостей. На фото домик для команды Феррари, здесь во время гонки можно перекусить, а после гонки выпить. Здесь пилот скрывается от фанатов;)

20. На пилотов сразу набрасываются корреспонденты. Чемпион мира Льюис Хэмилтон дает интервью.

21. Касперский)))

22. Обычно на проведение гонки нужно пять дней:
В среду приезжает персонал.
В четверг все готовится к приему гостей. Четверг исторически на трассе - медиа день. Команды делает все анонсы и важные заявления, на трассе присутствует вся пресса. В четверг также приезжают пилоты.
Пятница первый день тестов. Подбираются основные настройки. Пилоты "вкатываются" в трассу и подбирают оптимальные настройки для своих болидов.
В субботу квалификация.
Сама гонка всегда в воскресенье.

23. В Формуле-1 все жестко регламентировано - от масла и состава топлива до размеров болида. Перед заездом машина проходит несколько проверок.

24. Развесовка - машина должна весить вместе с пилотом (обычно 70 кг) и топливом (190 кг) 640 не меньше. Если вдруг пилот перед гонкой резко похудел - могут довесить штрафной килограмм. Машина взвешивается до гонки и после гонки, так как многие команды жульничают.

25. В пелотоне Формулы-1 нет болида под номером 13: после 12-го сразу идёт 14-й. Поскольку в Европе в число несчастливых входят большей частью нечётные числа (например, для итальянцев несчастливым считается число 17), то вплоть до 1970 года на некоторых Гран-при (в 1970 - только на Гран-при Италии) участники получали только чётные номера.

26. С 1973 года принято, что номер 1 должен получать чемпион мира предыдущего сезона, вне зависимости от того, остался ли он в своей команде или перешёл в другую (а номер 2 - его напарник по команде, вне зависимости от занятого им самим места в чемпионате мира прошлого года).

28. Гонка проводится в воскресенье, с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.

29. Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.

30. Мощность двигателей 750-770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего. Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений связанных с надёжностью.

31.

32.

33.

34. Так выглядит резина после гонки и все потому, что гонщики специально собирают резиновые червячки вне траектории, чтобы общий вес болида был не ниже предельно допустимого. Это жульничество, тем не менее, ФИА закрывает на это глаза.

35. На каждую гонку есть определенное количество комплектов резины. Используют 3 вида шин: «слики» - для сухой трассы, «микст» или «промежуточные» - для слегка влажной и «дождевые» - для сильно влажной. Шины для сухой трассы различают по твердости: «суперсофт» (наиболее мягкие), «софт», «медиум» и «хард» (наиболее твердые). Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы. По регламенту нужно использовать два вида резины за гонку.

36. Не бывает двух одинаковых комплектов резины, они хоть и незначительно, но отличаются. Команда говорят производителю свои пожелания и требования, а задача производителя сделать идеальную шину, которая устроит все команды. В соответствии с п. 12.7.1 Технического регламента Формулы-1, шины могут быть наполнены только воздухом или азотом.

37. Резина после вылета болиды с трассы выглядит так;)

38. Резина у всех команд одинаковая. Сейчас поставщик резины Pirelli. После использования Пирелли забирает шины, изучает износ и отправляет на переработку.

39. Для каждой машины есть свой инженер, который заведует шинами. Он смотрит уровень износа, работает над оптимальным давлением в резине. В каждом колесе может быть разное давление, все зависит от трассы.

40.

41. И еще, у каждого пилота есть бутылочка. Она не пренадлежит команде, поэтому пилот сам ищет спонсора на оформление бутылки. Например у Себастьяна Феттеля большая банка РедБула. Внутри, конечно, не энергетический напиток. За РедБул или даже чашку кофе пилота могут дисквалифицировать.

42. Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1. На фото Фернандо Алонсо.

43. По окончании гонки первые 10 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского: пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при.

44. Победил вчера австралиец Марк Уэббер из команды Red Bull Racing. Вторым финишировал его партнер по команде - двукратный чемпион мира немец Себастьян Феттель. Британец Дженсон Баттон из McLaren был третий. Россиянин Виталий Петров (Lotus Renault) в протоколе гонки и в личном зачете расположился на десятых местах. Кстати, в Бахрейне и Абу-Даби вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений.

45. Преодолевая жёсткую конкуренцию, почти всю жизнь гонщики движутся к вершине автоспорта, но лишь немногим удаётся достичь поставленной цели. Попав в Формулу-1, пилоты уже зачастую не могут участвовать в других гоночных сериях из-за ограничений, накладываемых на них подписанным контрактом. Здесь играют свою роль и требования спонсоров команды, которых не устраивает выступление «их» гонщика за другие команды.

46.

47. После окончания сезона болид хранят год, после этого команда может использовать его по своему усмотрению, например продать. Машина, на которой Шумахер выиграл чемпионат может стоить от 8 миллионов долларов долларов;)

48. Формула-1 является самым дорогим видом автоспорта. Бюджеты успешных команд измеряются сотнями миллионов долларов. Гонорары ведущих пилотов и ведущих специалистов измеряются миллионами (а иногда десятками миллионов) долларов. А еще здесь все всем и за все платят, я даже запутался в сложных схемах. Пилоты платят за лицензию и возможность участия, команды платят пилотам, спонсоры платят командам, также спонсоры должны оплачивать всех гостей, которых они приглашают на гонку, зрители платят организаторам, организаторы платят FIA. В общем, очень сложная и запутанная схема, кто в итоге зарабатывает непонятно;).

49. Команда Лотус празднует 10-е!!! место в кубке конструкторов с нулем очков:)) (Лучшая позиция команды в нынешнем сезоне, если я не ошибаюсь - 12-е). Это лучшая из команд-новичков, к которым также относится Маруся Вёрджин и HRT. Т.к. 10-е место они заняли второй год подряд - то они будут среди тех, кто получает деньги с телетрансляций от FOM.

50. Большое спасибо

Формула 1 очень технологичный, но не менее опасный вид спорта. Большие нагрузки, скорость и погодные условия чаще всего влияют на ситуацию на треке. Многие годы в Формуле 1 не было как таковых правил, были лишь общие понятия. Но в последние десятилетия вопрос человеческой жизни стал гораздо выше остальных приоритетов, для того чтобы сохранить её в Формуле 1 были разработаны жёсткие правила и технический регламент .

Вот выписка и общего свода правил:

Существуют строгие правила, регулирующие поведение пилота в движении и стюарды имеют полное право накладывать различные штрафы на пилотов, которые их не исполняют как во время гонки так и во время тренировочных заездов.

Нарушения могут быть разные, как фальстарт, так и создание опасной ситуации, неправомерная блокировка другого пилота, помеха другому водителю выезда или въезда на пит-лейн, превышение скорости на пит-лейне.

Кроме того пилоты не могут покидать трек без уважительных причин. Так же не допускается изменения более одного направления движения при защите позиции. Если пилот покинул трек защищая свою позицию, то он может вернуться, при этом он обязан обеспечить безопасное расстояние шириной в один болид между своим автомобилем и краем трассы.

Если вина водителя или нескольких пилотов не очевидна во время проведения мероприятия, то нормальной практикой является расследование инцидента после окончания соревнования.

Наиболее распространёнными взысканиями от стюардов являются: проезд по пит-лейну, пятисекундный штраф, десяти-секундный штраф.

Под проездом по пит-лейну подразумевается въезд гонщика на пит-лейн и следование по нему с определённой скоростью перед возвращением на трек. 5-ти или 10-ти секундный штраф подразумевает собой остановку в боксах перед тем как пилот опять сможет выехать на трассу.

Существуют два варианта отработки второго 10 – секундного штрафа. 1-й является обязательным к исполнению, т.е он должен быть исполнен в любом случае. Второй вариант, когда 10 секунд прибавляются ко времени пилота после гонки при условии, что пилот не заезжает в боксы в промежуток между назначением штрафа и окончанием гонки.

Так же пилотом разрешено не останавливаться для отбывания 5-секундного штрафа, при условии что пилот не заезжает в боксы в промежуток времени между вынесением пенальти и окончанием гонки. А штрафные секунды будут добавлены к его времени в конце заезда.

После объявления штрафа пилоту, у него есть три круга для того, чтобы он заехал на пит-лейн для его исполнения в противном случае пилоту могут показать , что приведёт к его дисквалификации.

Если наказание вынесено пилоту за три круга до конца гонки, то он может не останавливаться, тогда к его времени будут прибавлены следующие временные интервалы: 5 секунд вместо пятисекундного штрафа, 10 секунд вместо дополнительного десятисекундного штрафа, 20 секунд вместо проезда по пит-лейну, 30 секунд вместо обязательного второго десятисекундного штрафа.

В крайнем случае стюарды могут выбрать более суровое наказание для применения. Они могут понизить стартовую позицию пилота в следующем гран-при, ввести временной штраф, вынести пилоту выговор, исключить гонщика из результатов гонки или отстранить пилота от участия в следующей гонке.

Любой пилот получает минус десять мест на старте текущего или следующего гран-при при условии накопления трёх выговоров. Но только если два или более выговоров получены им за нарушение пилотирования.

В дополнении к водительским штрафам пилот может получить штраф за сверхнормативное использование технических деталей автомобиля: коробки передач или силовой установки.

Каждая внеплановая замена деталей приводит к уменьшению стартовой позиции на 5 мест.

Каждому пилоту разрешено использовать только 4 из каждых шести сменных элементов силовой установки. При этом если норма будет нарушена, пилот получит штраф на старте в гонки. Шесть элементов — это двигатель внутреннего сгорания, тепловой генератор, генератор накопления кинетической энергии, аккумуляторная батарея, турбокомпрессор и блок управляющей электроники.

Наша страна успешно провела уже два Гран-при в рамках самых популярных и зрелищных автогонок на планете, получила признание международных специалистов, как авторитетный организатор и готовится в апреле повторить свой успех в 3-й раз.

Однако, несмотря на массированный пиар, детальное освещение в СМИ и общедоступную информацию, многие обыватели, и не только местные, так и не поняли - что же из себя представляет «Королева автоспорта» и в чём секрет её невероятной популярности?

Постараемся объяснить это максимально доступно, чтобы заковыристая терминология Формулы-1 перестала вас пугать, и вы смогли проникнуться атмосферой одних из самых масштабных спортивных соревнований из всех существующих.

Что такое Формула-1?

Это соревнования по кольцевым автогонкам, первый старт которым был дан в 1950-ом году. С самых первых заездов эти гонки вызывали небывалый ажиотаж среди зрителей и представителей СМИ. Зрелищные и опасные, они сразу превратились в объект всеобщего интереса, а выдающиеся пилоты, управляющие «диковинными» автомобилями, становились героями своего времени.

Статус «Королевских гонок» Ф1 приобрела после того, как в 1981-ом году исполнительный директор Берни Экклстоун встал у руля Formula One Management , обладавшей всеми правами на гоночное первенство. Именно Экклстоун превратил Формулу-1 в широкомасштабный бизнес и бренд мирового уровня.

Однако в сентябре 2016-го все права выкупила американская компания Liberty Media , заправляет теперь всем Чейз Кэри , а Берни, хоть и является одним из самых богатых 87-летних людей на планете, юридически со своим детищем больше никак не связан. У англичанина остался лишь номинальный статус почётного президента Ф1.

Впрочем, это долгая и запутанная история, рассказать вкратце о которой не получится, да и знать её углублённо для того, чтобы наслаждаться зрелищными гонками, вовсе не обязательно.

Каким образом проводится чемпионат?

Тут надо просто немного визуализировать процесс и вам не составит труда понять принцип, по которому соревнуются пилоты и команды.

Итак, цикл всех заездов в Формуле-1 называется чемпионатом мира и проводится каждый год.
Он включает в себя этапы Гран-при в каждом из городов-участников гоночного календаря. На данный момент в календаре 21 город - среди них вот уже 3-й год значится и Баку.

За первые 10 мест в основной гонке пилоты и команды получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1, от первого места к последнему в первой десятке.

Чемпион мира и команда-победитель Кубка конструкторов определяются по количеству заработанных очков.

По какому принципу проходит Гран-при?

Тут придётся внимательнее вникать в суть, но для того, чтобы со знанием дела болеть за любимых гонщиков - оно того стоит.

Итак, Гран-при состоит из трёх соревновательных дней, каждый из которых имеет своё значение.

В пятницу проводятся свободные заезды - пилоты изучают трек, привыкают к погодным условиям, поворотам, настраивают свои болиды, подгоняя их под трассу. Одним словом, этот день предназначен для тренировок.

Свободные заезды состоят из трёх сессий, то есть трёх «обкаток» трека. Две из них проходят в пятницу и длятся, примерно, по полтора часа, а в субботу, перед квалификацией проводится третья сессия, длящаяся около часа.
Пилоты, которые не проехали во время свободных заездов хотя бы один круг, к основной гонке не допускаются.

Суббота для пилотов Ф1 более напряжённая и ответственная. Всё дело в том, что в этот день проходит квалификация , по итогам которой определяются места пилотов на стартовой решётке в день основного заезда. То есть, в субботу решается стартует гонщик первым или, допустим, десятым.

Принцип квалификации довольно прост - гонщики проводят 3 сессии по 18, 15 и 12 минут на выбывание.

В первом заезде участвуют все 20 пилотов, из которых во второй сессии смогут принять участие только 15, показавшие лучшее время.

Во втором заезде по этому же принципу выбывают ещё 5 гонщиков.

В третьей сессии между собой соревнуются всего 10 пилотов, среди которых и выявляются те, кто стартует с первой, второй, третьей и последующих позиций в воскресенье. Показавший наилучшее время по итогам заезда, становится победителем квалификации.

Есть важный момент, который не понимают многие несведущие зрители. Пилот, выигравший квалификацию, не обязательно побеждает и в основной гонке. Он лишь выигрывает самую выгодную для себя позицию на старте, что даёт ему определённое преимущество. Однако нередко победителями Гран-при становятся пилоты, которые стартовали даже не с первых позиций. Всё решает мастерство, готовность болида, иногда погода, а ещё чаще - его величество случай.

В воскресенье во время основного заезда определяется победитель Гран-при. Пилоты проезжают заранее установленное количество кругов, исходя из протяжённости автодрома. Минимальная дистанция, которую должны преодолеть гонщики, не может быть меньше 305 км, а сама гонка при этом не может длиться дольше двух часов.

Гоночный уик-энд.

Так незамысловато называется всё то действо, что разворачивается на глазах у зрителей в течение вышеупомянутых 3-ёх соревновательных дней. Но Формула-1 это не только заезд и гонщики. Это ещё и огромный пласт фанатов, для которых эти 3 дня становятся местом для семейного отдыха и интересного времяпровождения.
Развлечения и концертная программа для зрителей, которую предусматривает большинство организаторов Гран-при, уже давно стали неотъемлемой изюминкой этапов Формулы-1.

Бакинская фан-зона и мировые звёзды, которые приезжают сюда выступить перед поклонниками Ф1, всегда вызывают особый ажиотаж среди посетителей гоночного уик-энда.

Болиды

Машины, на которых ездят гонщики - это сложные и самые современные конструкции в мире автоспорта. Передовые технологии и инновационные решения в мире автомобилестроения первым делом находят своё отражение именно в болидах Формулы-1. Шасси, электроника, двигатели, аэродинамика, шины, рули - каждый элемент здесь является предметом искусства инженерной мысли.

Для описания характеристик этих гоночных «космических кораблей» необходим отдельный обширный материал, но есть возможность наглядно показать - какой скачок в модернизации делают болиды в течение всех этих десятилетий:

А вот таким образом видоизменялись рули:

Главный предмет гоночной амуниции тоже претерпел значительные изменения:

Трассы

Все трассы Формулы-1 делятся на городские и автодромы. В Азербайджане трасса Baku City Curcuit является городской, или как их ещё называют - уличной. Две другие городские трассы - это Монако и Сингапур, а все остальные треки в календаре Ф1 - это автодромы.

У разных трасс разные конфигурации и протяжённость.

Пилоты

На данный момент в Формуле-1 значатся 10 команд. В каждой команде есть по 2 основных пилота, которые участвуют во всех заездах. Национальность пилотов не имеет значения, важны лишь их профессиональные навыки. Поэтому у немецкого «Мерседеса», к примеру, британский и финский гонщики.

К слову, по окончании Гран-при во время награждения сначала играет гимн страны победителя, а затем гимн страны, которую представляет его команда.

Что такое личный зачёт?

Личный зачёт - это количество очков, которые начисляются гонщикам в течение чемпионата. Именно эти баллы в итоге решают судьбу титула чемпиона мира. Пилоты соревнуются не только с гонщиками из других команд, но и со своими напарниками.

Что такое Кубок конструкторов?

Конструкторы, то есть команды Формулы-1 также соревнуются между собой, и получают в свой актив очки, набранные обоими пилотами. В конце сезона проводится подсчёт баллов и команда с наибольшим количеством очков становится обладателем Кубка конструкторов.

Важный момент тут заключается в том, что соперничество между собой даже гонщиков из одного коллектива, по итогу, так или иначе, идёт на пользу команде, которую они представляют.

В чём успех популярности Формулы-1?

Монарший титул этим автогонкам, конечно же, достался не просто так. Тот факт, что за право организовать у себя Гран-при Формулы-1 большое количество стран, буквально, встают в очередь - уже говорит само за себя. Всё дело в том, что Ф1 - это дорогой, успешный, прибыльный и зрелищный вид спорта со своими многолетними традициями и внушительной фанатской базой. Стать страной-хозяйкой одного из её этапов - это честь и ценный довесок к имиджу.

Помимо этого, Ф1 смогла сделать практически невозможное - наряду с высокой популярностью она при этом осталась закрытым сообществом избранных высоких мастеров гоночного пилотирования, команд с заоблачными бюджетами и самое важное - истинных любителей автоспорта.

Надеемся, что данный материал поможет вам лучше понять этот мир высоких скоростей, новейших технологий и сверх модернизированных автомобилей, способных увлекать и бесконечно удивлять.

Фарида Расулова