Как выбрать себе первый шоссейный велосипед. Как правильно выбрать шоссейный велосипед Какой первый шоссейный велосипед выбрать

Хорошие марки велосипеда - это субъективный вопрос, ведь у каждого свои критерии выбора и параметры оценивания. Очень сложно выделить какой-то один лучший бренд велосипедов, каждый хорош по-своему. Но давайте усредним все возможные данные и сделаем выбор.

Данная подборка является личным мнением её автора и не претендует на объективность

В вопросе велосипеды каких марок лучше мы выделим горные модели, шоссейные и городские.

Горные велосипеды лучшие бренды

Велосипеды GT . История этих байков началась в далеком 1972 году в Америке. Сначала выпускались только рамы для BMX, а горные велосипеды поступили на рынок лишь в 1988 году, но это не помешало компании практически моментально завоевать любовь и доверие потребителей.

Преимущества: пожизненная гарантия на раму (алюминий/карбон), уникальная геометрия, которая несколько облегчает велосипед, сохраняя жесткость и прочность, уникальная система крепления каретки, выпускают разные типы велосипедов.

Велосипеды Cannondale . Если вам нужна марка хорошего горного велосипеда, то Cannondale - ваш выбор. Продукция этой американской компании немного дороже некоторых бюджетных брендов, но на то есть причины. Cannondale - инноватор в велосипедном мире, автор многих разработок и призер множества конкурсов.

Преимущества: пожизненная гарантия на раму (алюминий/карбон), собственные разработки (вилка Lefty, каретка BB30, шатуны Hollogram, технология S.A.V.E, OPI&SI и так далее), даже в бюджетных моделях используются технологии из более дорогих серий, выпускают разные типы велосипедов.

Велосипеды Trek . Еще один хороший велосипедный бренд. Основана компания в Америке в 1976 году, в то время рамы делались вручную, а штат состоял аж из пяти человек. Но прошли годы и теперь Trek занимает лидирующие позиции на рынке велосипедов. Линейка байков очень широкая, цены при этом можно назвать демократичными.

Преимущества: собственные технологии при изготовлении рам, направленные на снижение веса, как алюминиевых моделей, так и карбоновых, выпускают разные типы велосипедов, доступные цены.

Велосипеды Giant . Еще один производитель, претендующий на звание лучшая велосипедная фирма. Компания основана в 1972 году в Тайване. Первое время велосипеды собирались из комплектующих других брендов. У Giant была своя миссия - создать хороший велосипед и сделать его доступным. Можно смело сказать, что у них получилось.

Преимущества: для каждого типа велосипедов разрабатывается оптимальная геометрия, собственные технологии и методы создания алюминиевых и карбоновых рам, отличная система подвески Giant Maestro, стильный дизайн и широкий модельный ряд, как для мужчин, так и для женщин.

На этом мы заканчиваем изучать лучшие марки горных велосипедов, напоследок вот список брендов, с которыми тоже стоит познакомиться: Merida, Specialized, Cube, Felt, Author, Pride, Schwinn, Comanche, Stels.

Шоссейные велосипеды лучшие бренды

Производители, которых мы рассматривали в предыдущих абзацах, тоже занимаются выпуском шоссейников, однако мы познакомим вас с брендами, которые действительно лучшие в этом деле.

Велосипеды Colnago . Итальянская компания, основанная в 1954 году. Лучшая марка шоссейного велосипеда, на наш взгляд. На гоночных моделях Colnago установлены десятки рекордов и выиграны сотни гонок. Каждый год весь мир с нетерпением ждет релиза новинок этой компании.

Преимущества: идеальный сбалансированный велосипед во всех смыслах, высококачественные материалы, эксклюзивный метод окраски, прототипы и испытания перед серийным выпуском, инновационные технологии

Велосипеды Pinarello . Еще один хороший итальянский велосипедный бренд. Известны за счет своих шоссейников. Это максимальный уровень надежности и качества, ничего лишнего, все рассчитано идеально. Гонщики добиваются потрясающих результатов, используя велосипеды Pinarello.

Преимущества: передовые технологии при производстве рам, собственные методы разработки, легкий вес, потрясающий дизайн и многое другое

Итак мы рассмотрели несколько шоссейных брендов. Так какая же марка велосипеда лучше? Та, которая нравится вам. Давайте посмотрим что интересного есть в городских моделях.

Городские велосипеды лучшие бренды

Велосипеды Electra . Еще одна американская компания, которая выпускает хорошие велосипеды. История у нее богатая и очень интересная, но давайте лучше посмотрим, чем же так примечательны эти ситибайки и за что их так любят.

Преимущества: широкий модельный ряд, фирменная технология Flat Foot, отличная комплектация в стоке, яркий дизайн, модели для мужчин, женщин и детей.

Этот бренд безусловно заслуживает место в нашем рейтинге.

Велосипеды Strida . Хороший ли это бренд? Безусловно! Складные велосипеды в наше время очень популярны. Они легкие, компактные, обладают отличными ходовыми свойствами, не прихотливы в обслуживании. Компания относительно молодая, появилась в 1987 году, но заработать себе репутацию сумела очень быстро!

Преимущества: компактные, минимум обслуживания, легкие, стильные.

Можно еще долго рассматривать каждый бренд в индивидуальном порядке, но вместо этого мы предлагаем вам краткую характеристику компаний, после этого вопрос о том, какие марки велосипедов хорошие, решится сам собой. И не забывайте, что прежде чем выбирать бренд, нужно изучить .

Список хороших велосипедных брендов

Author - производство Чехия-Китай, по соотношению навесного оборудования и цены очень неплохи

Bergamont - немецкие велосипеды, особенно хороши у них городские модели, качество на высоте

Bianchi - итальянские горные и шоссейные велосипеды, качественно и дорого

Cannondale - американский бренд, дорогие, но качественные велосипеды

Colnago - топовые итальянские шоссейники

Coorater - немецкий бренд, хороши за свою цену

Cube - чистокровный немец, качество на высоте

Felt - США, производят кучу велосипедов разного уровня

Fort - бюджетные велосипеды, есть хорошие детские модели

Fuji - Японский бренд, в основном это неплохие горняки

Giant - хороший велосипеды по соотношению цена/качество

Gary Fisher - американские байки с легкими рамами и отличным накатом

GT - для тех, кто ищет простой и надежный велосипед за разумные деньги, США

Ghost - качество и безопасность

Haro - дорогой бренд, в основном делают упор на XC и Dirt

Jamis - известны своими горными моделями, компания американская, делаются на Тайване

Leader Fox - чесшкая компания, долговечные и простые байки

Kellys - словацкий бренд с большим выбором велосипедов, цены стартуют от демократичных

KHS - Америка, широкий модельный ряд разных типов байков

Kona - катит отлично, канадский бренд

Marin - отличный выбор для тех, кто ценит качество, Америка

Merida - среднячок, подходит любителям в качестве первого велосипеда, Азия

Mongoose - Америка, выпускают разные модели, качество хорошее

Norco - велосипедная элита из Канады, особенно известны своими двухподвесами

Rock Machine - Чехия, последнее время не так популярны, но велосипеды у них ок

Santa Cruz - достойный американский бренд

Scott - дорого, качественно, офигенно. Стоит переплатить, если есть возможность

Schwinn - компании больше ста лет, Америка, среднячек

Specialized - калифорнийская компания, делает хорошие велосипеды, особенно подвесы

Trek - американская компания, большой выбор по приемлемым ценам

Univega - бренд для тех, кто не готов тратить много денег на велосипед

Stels - российская компания, качеством не отличается, можно разочароваться в велосипедах в целом

Spelli - велосипеды для профи, выдерживают любые испытания

1 Высокое качество сборки. Надежные комплектующие
2 Эргономичность. Самый устойчивый
3 Скоростной. Лучшая аэродинамика
4 Лучшая цена
5 Широкий модельный ряд. Отличные эксплуатационные параметры

Шоссейный велосипед – это жесткая, спортивная машина, предназначенная для скоростных заездов по асфальтовому покрытию. Профессиональные модели в своей цене могут превосходить по стоимости отечественные автомобили, поэтому ничего нет удивительного, что покупка таких велосипедов отличается гораздо большей требовательностью к деталям и комплектующим. Стоимость обусловлена желанием максимально облегчить велосипед. Кевларовый обод, велосипедная рама из карбона, алюминиевого или титанового сплава – все это очень дорого стоит. Даже подседельный штырь и шатуны для шоссейной профессиональной машины выполнены из современных материалов. Чем меньше вес, выше качество оборудования, тем лучший результат покажет в заезде профессионал или новичок – любитель. Современные технологии позволили добиться разработчикам удивительных результатов – существуют полноценные модели общим весом менее 3,5 кг! Но принимать участия в соревнованиях по велоспорту на таких ультра легких (и дорогих) байках запрещено международным союзом велосипедистов UCI. Для участия в официальных заездах вес велосипеда не должен быть меньше 15 фунтов (6,8 кг.).

Циклокроссовый велосипед для гонок по пересеченной местности (велокросс) имеет такой же спортивный руль с изгибом Маеса, но немного отличается от шоссейного следующими особенностями:

  • толстая резина с глубоким протектором;
  • более прочная геометрия рамы;
  • установлены дисковые тормозные системы или ободные, V-brake.

Потребность рядовых потребителей иметь скоростной байк, привела к тому, что были созданы шоссейные гибриды. Они взяли лучшее от горных и шоссейных моделей. У них более широкая вилка спереди, покрышки с хорошим протектором, мощные тормоза. Отличает их от циклокроссовых моделей трансмиссионное оборудование любительского класса и руль, который, как правило, прямой. Если же у аппарата при покупке отсутствуют педали, и их надо приобретать дополнительно, это означает, что перед вами настоящий шоссейный велосипед.

Получается, что по своим техническим характеристикам и особенностям конструкции, шоссейники можно разделить на три категории, лучшие модели которых представлены в нашем обзорном рейтинге.

Лучшие гибридные шоссейные велосипеды

5 TREK Verve 2 (2019)

Самая доступная цена
Страна: США (производится в Китае)
Средняя цена: 35100 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Открывает ТОП-5 лучших шоссейных гибридов TREK Verve 2. Его нахождение в рейтинге более чем оправдано, т. к. соотношение качества и цены у этой модели – одно из самых привлекательных. Передняя вилка не имеет амортизаторов, однако это совершенно не влияет на комфортность езды. Диаметр колес в 28 дюймов и покрышки Bontrager H5 отлично ведут себя как на шоссе, так и на грунтовых дорогах. Алюминиевая рама, несмотря на легкий вес (12,59 кг), отличается высокой надежностью.

Судя по отзывам, навесное оборудование TREK Verve 2 демонстрирует оптимальные характеристики работы в разных режимах. Переключатели Shimano (Altus и Tourney) позволяют выбрать оптимальный скоростной режим (доступно24 передачи) с минимальными нагрузками. Вдобавок, ободные тормоза Tektro alloy linear-pull достаточно эффективны и предсказуемы, что позволяет считать TREK Verve 2 одним из самых надежных и безопасных шоссейных велосипедов.

4 Welt Horizon (2019)

Оптимальные характеристики для города
Страна: Австрия (производится в Китае)
Средняя цена: 35990 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

В этом году австрийский Welt продолжил выпуск популярной городской модели шоссейного гибрида. У Horizon есть много преимуществ, включая и привлекательную стоимость, чтобы считаться одним из лучших участников рейтинга. Комплектация и качество навески подобрана таким образом, что обеспечивает хорошую динамику в городском трафике. Несмотря на ригидную вилку (без амортизатора), велосипед достойно ведет себя и на грунте – парковые дорожки и лесные тропинки на Welt Horizon проезжать вполне комфортно.

Особого внимания заслуживают колеса шоссейного гибрида. Судя по отзывам, двойной обод и покрышки-полуслики (диаметр колес – 27,5 дюймов) обеспечивают отличный накат. Регулируя давление в шинах, можно достичь лучших условий комфорта на дорогах с любым покрытием. Дисковая тормозная система Shimano MT-200 с гидравлическим приводом демонстрирует высокую эффективность и предсказуемость в работе.

3 Giant Rapid 3

Лучший дизайн. Комфортный
Страна:
Средняя цена: 57900 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Любительский уровень трансмиссии и спортивные гидравлические тормозные системы Tektro HDC-M285 идеальны как для городских улиц, так и для участия в любительских соревнованиях. Благодаря раме из алюминиевого сплава, эта современная и стильная модель весит всего 10.9 кг. Прямой руль и полуспортивная посадка, наравне с удобным сиденьем Contact (Neutral), обеспечивают комфортную езду на длинные расстояния.

Особо выдающимися характеристиками новой модели обладает основной элемент этого шоссейного велосипеда – рама. Выполненный в футуристическом стиле, дизайн рамы сочетает в себе перетекание геометрических форм: круглая подседельная труба плавно переходит в прямоугольные, с округлыми углами, лучи, идущие к передней оси велосипеда с жесткой вилкой. Отличные характеристики и привлекательный вид велосипеда, безусловно, повысят рейтинг его владельца.

2 Silverback Scento Path (2019)

Высокое качество сборки
Страна: Германия
Средняя цена: 41300 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Второе место в данной категории рейтинга заслуженно принадлежит велосипеду немецкой марки Silverback. Основа этого шоссейного гибрида – легкая рама из алюминия, обладающая прочностью, мало чем уступающей стальным конструкциям. Созданный для дорог с асфальтовым покрытием, Scento Path отлично ведет себя на грунтовке и несложной пересеченной местности. Благодаря пружинно-масляному амортизатору передней вилки (его рабочий ход составляет 100 мм), велосипед отлично отрабатывает неровности покрытия, создавая самые комфортные условия для своего наездника.

В отзывах владельцев, отдавших свое предпочтение в пользу этой новой модели, нет и тени сомнения в правильности выборе. Лучшими характеристиками отличается тормозная система велосипеда. Дисковые Promax Mechanical Disc Brakes. работают четко и оперативно, предоставляя возможности активного маневрирования владельцу. Отмечается и надежность переключателя скоростей Shimano Altus (система привода велосипеда имеет 24 передачи). Колеса в 28 дюймов, удобное седло и прямой руль довершают положительный образ этой модели – качество узлов и сборки не вызывает нареканий даже у самых требовательных покупателей.

1 Cube Hyde (2018)

Самый надежный. Новинка
Страна: Германия.
Средняя цена: 45264 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Уже сам факт того, что этот шоссейный гибрид был разработан и создан в Баварии, наводит на мысль о надежности и качестве, которое мы все знаем как «немецкое». Продуманный до мелочей, велосипед Cube Hyde полностью собирается в Германии. Единственная деталь, которую по заказу компании делают в Китае – это рама байка. Но и её обрабатывают и красят (по технологии популярного баварского автозавода) уже на родине бренда.

Большие колеса (29 дюймов) молниеносно разгоняют модель и хорошо держат динамику. Задние и передние тормоза – гидравлические Shimano, дискового типа. От этого же бренда установлена вся трансмиссия (27 скоростей), включая кассеты и прогулочные каретки. Модель свежая, и отзывов о её эксплуатации пока нет. Известно лишь высокое качество и надежность Куба по предыдущим современным моделям, а выносливость оборудования Shimano знакома всем велосипедистам.

Лучшие циклокроссовые велосипеды

Созданные для велокросса, эти велосипеды имеют большой запас прочности, позволяющий проходить трудные участки грунтовых трасс на высокой скорости. Отобранные ниже модели являются лучшими в этом классе.

5 Format 2322 (2019)

Лучшая цена
Страна: Россия (производится в Китае)
Средняя цена: 58300 руб.
Рейтинг (2019): 4.4

Шоссейный велосипед для циклокросса, собранный отечественным производителем, можно смело считать одной из лучших моделей для начинающих велогонщиков. Кроме существенного преимущества в цене (в сравнении с участниками нашего рейтинга), Format 2322 порадует своего владельца и качеством оборудования. Велосипед оборудован тормозной системой фирмы Tektro (непрофессиональная, но довольно надежная и эффективная), переключателями Shimano Claris и кассетой Format CS-M3008 на 8 звезд.

Вдобавок к простой, но надежной трансмиссии, на шоссейный байк установлены обода Weinmann Impulse TL (28 дюймов). Укомплектованный покрышками Kenda Small Block Eight (китайский бюджетный сегмент), байк демонстрирует надежное сцепление, как на шоссе, так и грунтовке. В отзывах владельцев, выбравших для себя велосипед Format 2322, положительно оцениваются его возможности. К указанным выше преимуществам стоит добавить достаточно легкую алюминиевую раму (9,9 кг) с жесткой карбоновой вилкой высокого качества. Все это позволяет заниматься спортивным катанием и даже принимать участие в профессиональных гонках по велокроссу. Указанные выше преимущества – вполне достойная причина, чтобы занять место среди лучших моделей нашего рейтинга.

4 Specialized CruX E5 Sport (2019)

Высокое качество сборки
Страна: США
Средняя цена: 156490 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Рама из алюминиевого сплава делает этот велосипед для циклокросса одним из самых легких в своем классе. Она, безусловно, тяжелее сверхлегкой карбоновой, но по прочности ей нисколько не уступает. Колеса со спортивным двойным ободом (Axis) диаметром 28 дюймов укомплектованы покрышками Tracer Sport, которые позволяют максимально реализовать усилия велогонщика.

На велосипеде установлена полупрофессиональная трансмиссия SRAM Apex и кассета SunRace CSRS3 на 11 звезд, что обеспечивает высокую производительность и надежность в любых режимах работы. Дисковые гидравлические системы той же марки не менее эффективны. Судя по отзывам, модель Specialized CruX E5 Sport отлично подходит для того, чтобы участвовать в спортивных заездах профессионального уровня. Ключевым отличием от схожих моделей других марок является безупречное качество сборки, а также лучшая сбалансированность характеристик, позволяющих максимально реализовать способности велогонщика.

3 Scott Addict CX 20 Disc (2018)

Самый жесткий. Быстрый
Страна: Швейцария. (Производитель: Тайвань)
Средняя цена: 212740 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

На фоне других моделей для велокросса, Scott Addict выделяется рамой, изготовленной из углеволокна по передовой технологии IMP SL Carbon. Конструкция велосипеда имеет гоночную геометрию CX, жесткую переднюю вилку (тоже из углепластика) и надежную рулевую колонку с интегрированным картриджем. Благодаря таким особенностям, в рейтинге жесткости и устойчивости к ударным нагрузкам, велосипед находится в списке лучших байков этой категории.

Высокое качество торможения обеспечивает гидравлическая тормозная система Shimano BR-RS505, установленная на обе оси. Манетки и переключатели (также полупрофессионального класса) отличаются точностью и надежностью в работе. Интегрированный кареточный узел – спортивного класса и выдерживает большие нагрузки. Настроенный, и правильно отрегулированный, шоссейный велосипед Scott Addict CX 20 Disc способен только на одно – привести своего наездника к победе.

2 Merida Cyclo Cross 100 (2018)

Лучшее соотношение цена/качество. Практичный
Страна: Тайвань
Средняя цена: 50340 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Новинка этого года обладает современной полупрофессиональной трансмиссией Sunrace CSMS8 с 11 скоростями. Отсутствие спереди второй ведущей звезды значительно повышает надежность работы цепной передачи. Кроме того, широкие зубья на звездах чередуются с узкими, что позволяет удерживать цепь при экстремальных перегрузках и противостоять налипанию грязи, неизбежно сопровождающей гонки по велокроссу.

Владельцы в своих отзывах положительно оценивают дисковые механические тормоза SRAM Apex с диаметром тормозного диска 160 мм. Эта модель велосипеда имеет хороший рейтинг и идеальна как для тренировочных заездов, так и для участия в соревнованиях. Владельцы, использующие этот циклокроссовый шоссейник в любительских целях, отмечают высокую надежность, элегантный дизайн, а также доступную стоимость спортивной модели.

1 Giant TCX SLR 2 (2018)

Самый надежный
Страна: Нидерланды. (Производитель: Тайвань)
Средняя цена: 103900 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Производитель Giant в этом году выпустил обновленную модель для велокросса TCX SLR 2. Прежде всего изменения коснулись тормозной системы. Механические тормоза были полностью заменены на лучшие и более надежные – гидравлические системы Giant Conduct спортивного класса. Переключатели и манетки с двойным контролем Shimano 105отлично зарекомендовали себя надежностью в работе. Алюминиевый сплав жесткой рамы и такие же двойные обода обеспечили модели легкий вес и устойчивость при интенсивном педалировании.

Последнее время меня часто спрашивают, какой велосипед выбрать. Я обобщил все свои знания и начал писать статью. Мой товарищ – отличный веломастер Игорь Надеждин (его контакт [email protected]) ее полностью переписал, я немного отредактировал и у нас получился объединённый вариант. Я надеюсь, он поможет вам сделать правильный выбор велосипеда. Она не претендуют на полное знание и отражает только мнение авторов. Мне кажется, статья будет полезна и тем, у кого уже есть один и даже уже два велосипеда.

Самое важное, с чего надо начать – не с выбора материала или марки рамы, а с подбора правильного размера (ростовки). Для этого можно воспользоваться калькулятором .

Надо, однако, понимать, что подобный калькулятор даёт очень приблизительное соответствие, и размер выбираемой рамы может колебаться в ту или иную сторону. Хорошо бы воспользоваться рекомендациями опытного человека. Также нельзя забывать, что, учитывая реалии нашего родного бизнеса, в магазине вам могут продать велосипед, изначально не подходящий по росту, - просто потому, что продавцу необходимо что-то продать. Ещё один неприятный момент – отсутствие у рам разных производителей единого стандарта размера рам. При выборе велосипеда (рамы) неплохо зайти на сайт производителя и ознакомиться с геометрией рамы, где указаны все основные параметры. Не верный подбор рамы сведет на нет покупку даже самых дорогих компонентов.

Следующий момент – велосипед не нужно собирать по частям (это под силу лишь грамотному механику, так и предоставим это ему), его лучше купить в сборе – это проще. Совсем начинающий не ощутит абсолютно никакой разницы между аппаратом начального уровня и дорогущим навороченным велосипедом. Единственное, человеку, планирующему серьёзные тренировки и участие в гонках, необходимо озаботиться приобретением дополнительной пары хороших колёс, поскольку на бюджетных велосипедах, продаваемых в сборе, колёса, как правило, очень средние (либо совсем начального уровня). Сборка кастомного велосипеда в мастерской требует, как правило, совсем другого бюджета. Если начинающего велосипедиста не смущает цена в 150 – 200 тысяч рублей (а иногда и более), то можно подобрать все компоненты самому. Но как правило, за эти деньги уже можно купить весьма неплохой велосипед вполне профессионального уровня в сборе.

Теперь можно более подробно сделать некий обзор велосипедного оборудования (спасибо Федору Жерновому за подготовку картинки). ( **)

Рама** – главная часть велосипеда, к ней присоединяются все остальные части. От материала, из которого сделана рама, будут зависеть многие ходовые качества велосипеда. Рамы изготавливают из разных материалов, но здесь мы остановимся на трёх основных, которые встречаются на современных велосипедах.

Стальные рамы (иногда хром-молибден) – наиболее старый материал. Рамы достаточно тяжёлые, очень прочные, обеспечивают комфортную езду (как бы «пружинят»). Из минусов – изгибаются, «гуляют» в районе кареточного узла при больших нагрузках. В настоящий момент уходят в прошлое, на таких рамах собирают велосипеды самой дешёвой ценовой категории (в основном горные и детские). Исключение составляют, пожалуй, пара-тройка брендов, изготовляющие стальные рамы премиум-класса, по стоимости сравнимые с дорогими карбоновыми (к ним относятся Colnago и …).

Алюминиевые рамы – гораздо более жёсткие, чем стальные. Алюминий не подвержен коррозии, но прочность его ниже, потому в сравнении с почти бесконечным сроком службы стальной рамы, срок службы рамы из алюминиевого сплава гораздо меньше. Алюминиевая рама меньше «пружинит», но зато гораздо менее комфортна из-за бОльшей жёсткости. Алюминиевые рамы также отличает гораздо меньший вес по сравнению со стальной.

Карбоновые рамы – «последнее слово» в велосипедной технике, самый «модный» ныне материал. Несмотря на устоявшееся заблуждение, что все карбоновые рамы легче алюминиевых и стальных, многие из них нисколько не легче, а иногда и тяжелее. Преимущество карбона в другом – его можно «насторить» так, чтобы рама «пружинила» в одном направлении и была жёсткой в другом. Технология изготовления рам из карбона сложнее, чем из стали и алюминия, соответственно, гораздо выше и цена. Тем не менее, в последние годы велосипедный рынок наполнился огромным количеством недорогих карбоновых рам. Это связано с тем, что весь велокарбон (впрочем, как и вся велопродукция за небольшим исключением) производится в Китае и Тайване.

Приобретая велосипед с такой рамой, надо понимать, что в изготовлении карбоновых рам важнее всего дизайн (не внешний вид, а правильная «настройка» внутренних и поверхностных напряжений в волокнах) и соблюдение технологии. Рамы, не прошедшие соответствующий контроль качества и не имеющие сертификата производителя, приобретать нежелательно.

Кроме трёх основных вышеперечисленных материалов, из которых изготавливаются рамы, встречаются рамы из составных материалов – к примеру, алюминиевая (или реже стальная) рама с карбоновыми задними верхними перьями (или полностью карбоновым задним треугольником). Такие рамы относятся к классу алюминиевых (стальных), хотя и обладают (небесспорно) некоторыми свойствами карбоновых.

По своему типу (использованию) рамы делятся на рамы для групповых гонок по шоссе и гонок с раздельным стартом (также для триатлона). Последние несколько отличаются по конструкции (они жёстче и тяжелее, менее манёвренны), разнится также и навесное оборудование, применяемое на этом типе велосипедов. Для начала необходимо приобрести велосипед для групповых гонок. Позже, привыкнув к посадке, можно купить дополнительное оборудование (насадка на руль, называемая лежаком), которое позволит приблизить велосипед к «разделочнику» (или триатлонному). И только после этого, освоив езду с лежаком, можно подумать о приобретении полноценного велосипеда для гонки с раздельным стартом (их ещё называют ТТ-велосипед, от англ. Time Trial). На гонках с разрешенным драфтингом ТТ велосипеды запрещены.

Вилка является важным компонентом рамы, у многих производителей идёт в комплекте с рамой. В подавляющем большинстве случаев современные вилки изготавливается из карбона (иногда с алюминиевым или стальным штоком). В основном все вилки примерно одинаковы по своим характеристикам.

Среди известных производителей рам можно назвать Trek, Cannondale, Cervelo, Pinarello, Colnago, De Rosa, Bianchi, Giant, Merida, Wilier (эта марка особенно популярна в России), Cube, Focus, Orbea, Specialized, Scott.

Колёса – не менее важная (и потому не менее, а зачастую и более дорогая) часть велосипеда. Гоночные колёса подразделяются прежде всего на клинчерные и трубочные. Клинчерные имеют покрышку (клинчер), внутри которой находится камера. Обод колеса имеет специальную форму с бортами, которая позволяет клинчеру как бы «зацепляться» за него. Трубочные колёса не имеют бортов, трубка (в сечении круглая и сочетающая в себе и покрышку и камеру) приклеивается специальным клеем к ободу. Трубочные колёса из-за конструкции трубок имеют гораздо более гладкий ход, кроме того, трубка удерживает очень высокое давление (до 15 атм). Но поменять трубку в случае прокола гораздо сложнее, чем клинчер, она практически неремонтопригодна, в отличие от обыной камеры, и стоимость её несравненно выше стоимости клинчера. Трубки (и трубочные колёса) в основном используются профессиональными спортсменами в гонках, где есть машины технического сопровождения, везущие запасные колёса.

Трубки не подходят к клинчерным колёсам и наоборот – клинчера не подходят к трубочным.

Правда, в последнее время появились также колёса со специальными ободами под беcкамерные покрышки, но беcкамерки пока не очень распространены на шоссе. Также известный производитель Tufo выпускает особые клинчерные трубки, которые можно одеть на клинчерные обода. Но, например, они не подходят к колесам HED из-за слишком широкого обода.

Обода колёс также изготавливаются из разных материалов (в основном из алюминия и карбона), имеют разный профиль - низко-, средне- и высокопрофильные, т. н. аэроколёса, или колёса с аэродинамическим профилем (высота обода 40 – 80 мм). Последние применяются в основном в групповых гонках по равнине, гонках с раздельным стартом и триатлоне (наряду с такими колёсами в гонке с раздельным стартом и триатлоне в качестве заднего колеса используется диск). Диск дает преимущество на скорости больше 40 км. в час. Аэроколёса (и дисковые тоже) имеют особенность – из-за их высокой парусности при боковом ветре езда на них небезопасна и требует специального умения. На некоторых гонках, например, в Коне, они запрещены из-за сильного ветра.

Из известных производителей колёс можно назвать Mavic, Easton, Campagnolo, HED, Fulcrum, Zipp, Lightweight. Последние два производят одни из самых лучших (и дорогих) колёс, которые используют профессиональные гонщики и увлеченные любители.

Немного о покрышках (клинчерах). Они имеют ширину 20 – 23 мм, поддерживают давление 6 – 10 атмосфер (лучшие показатели вес – катимость – сцепление имеют Vittoria open corsa evo CX, Schwalbe Ultremo R.1 Evolution, Veloflex, Michelin Pro Race 3 или 4). Как правило, хорошая, лёгкая резина живёт на колёсах недолго, поэтому её ставят, в основном, на гонки. Клинчера «подубовее», пожёстче и соотв., потяжелее, будут «ходить» дольше.

Навесное оборудование – к нему относится система управления велосипедом и трансмиссия .

Руль, вынос, седло и подседельный штырь, тормоза – то, без чего мы не сможем управлять велосипедом. К системе управления относят также тормоза и педали. Руль и в особенности седло должны обеспечивать удобную посадку гонщика, поэтому к их выбору надо отнестись серьёзно. Наиболее известные производители сёдел – Fiz:k, Selle San Marco, Selle Italia, Selle SMP, Specialized. Поскольку вы проводите долгие часы в седле, не верный выбор седла может привести к геморрою и другим неприятностям. Вообще, о велосипедных сёдлах можно написать отдельную статью.

Подседельные штыри примерно все одинаковы. Отличаются размерами, весом, материалом изготовления (алюминий и карбон). К тормозам предъявляется одно требование – они должны тормозить. Тормозные колодки со временем изнашиваются и подлежат замене. Тормозные колодки, используемые для колёс с карбоновыми ободами, отличны от тех, что используют для алюминиевых. Современные педали называются «контактные» (англ. clipless), они удерживают туфлю с помощью замка и особого шипа, позволяя достичь эффекта «кругового педалирования» (когда можно не только «давить» на педаль вниз, но и как бы «подтягивать» её вверх).

Педали имеют разную конструкцию (зависит от производителя), и вес, но функционально весьма схожи. Шипы, прикреплённые к туфлям с нижней стороны, изнашиваются при ходьбе. Их можно прибрести отдельно. Самые известные производители – Look, Time, Shimano.

Говоря о контактных педалях, невозможно не сказать несколько слов о велосипедных туфлях, ибо без них использование контактных педалей, да и вообще тренировочно-гоночная езда, просто невозможна. Среди немалого числа разных производителей необходимо выбирать не бренд, а прежде всего удобную обувь. Надо понимать, что велотуфли предназначены не для ходьбы, а для езды на велосипеде (педалирования), поэтому термин «удобный» здесь приобретает специфическое значение: туфля не должна быть слишком свободной, она плотно обхватывает ногу, в то же время пальцы не упираются в мысок. В верхней части, как правило, находятся различные замки (липучки; зависит от конструкции и производителя), обеспечивающие затягивание-ослабление велотуфли. Среди известных производителей велотуфель можно назвать SIDI, DMT, Shimano, Diadora, Northwave , Gaerne, Bont.

Триатлонные туфли отличаются от обычных велотуфлей следующим:

  • липучка вместо креплений, чтобы можно было расстегнуть на ходу,
  • дырочка для стока воды в подошве,
  • петелька на конце, чтобы можно было привязать туфли к раме в первом транзите и быстро расстегнуть при подъезду ко второму транзиту

Несколько слов о шипах . Шипы выставляются по двум параметрам: по длине стопы (ушки шипов должны быть четко напротив основания большого пальца и по направлению переднего конца шипа. Можно сделать чтобы стопа была направлена внутрь, четко вперед или чуть носок наружу это очень сильно влияет на связки коленного сустава и очень индивидуально, но важно помнить что если при езде у вас болят колени и связки на 90 процентов от неправильной установки шипа.

По шипам Look. Есть три цвета красный, серый и черный. Отличаются по люфту. У красного самый большой, у черного вообще нет. Лучше для любителей серый со средним люфтом.

Тормозные ручки (шифтеры, STI, Ergopower) на современном велосипеде объединены с рычагами переключения передач, поэтому их вместе с передним и задним переключателями, системой (шатунами с ведущими звёздами), цепью и задними шестернями (кассетой) относят к трансмиссии (drivetrain).

Переключатели (передний и задний) – это несложные устройства, приводимые в действие ручками переключения с помощью тросов, они почти ничем не отличаются по принципу действия, поэтому на них мы останавливаться не будем.

Шатуны выпускаются нескольких размеров (под разную длину ног): 170 мм, 172.5, 175, 177.5, 180. Ведущих звезды две, встречающиеся комбинации – 53-39 зубьев (большая и малая звезда соотв.), 52-42, 55-42 (для гонок с раздельным стартом). В последнее время получила распространение система «компакт», где комбинация звёзд 50-34. Такую систему используют в основном любители, у профессиональных спортсменов встречаются только на гонках с крутыми подъёмами.

Кассета (ведомые шестерни, одевающиеся на специальный барабан заднего колеса) имеет 9-10 (у Campagnolo 10-11) звёзд. Кассеты имеют разный набор – 11-21 (самая маленькая и самая большая шестерня), 11-23, 12-25, и т. д. Кассеты можно менять, сняв лишь одно заднее колесо (требуется также спец. инструмент). Кассета с набором 11-27 имеет самый широкий передаточный диапазон, но для звезды 27 требуется особый задний переключатель с удлинённой задней «лапкой».

Цепь со временем изнашивается. При этом общая длина её несколько увеличивается, приводя к износу шестерён кассеты и системы. Чтобы не допустить этого, цепь необходимо заменить. Цепь также требует регулярной смазки. Как правило, делать это нужно через каждые 150 – 200 км пробега, при попадании под дождь вся смазка вымывается, поэтому необходимо промыть цепь (удобнее делать это с помощью специального устройства) и смазать. Лучшие смазки – это те, которые высыхают, оставляя плёнку – эти смазки не собирают грязь и не пачкают оборудование.

Производителей трансмиссии всего несколько. Самых крупных и известных – три. Это Shimano, Sram и Campagnolo. Каждый из них выпускает навеску разных уровней и, соответственно, цен. Вопреки распространённому заблуждению, работают все группы одного производителя одинаково, не отличаются по надёжности, и разнятся лишь по весу и наличию в верхних (более дорогих) группах деталей из титана или карбона и специальной обработке (полировке).

Все группы одного производителя совместимы между собой, но не совместимы с группами другого производителя. Между Shimano и Sram есть совместимость лишь по кассетам – можно поставить, к примеру, заднее колесо с кассетой Sram на велосипед, оборудованный навеской Shimano, и наоборот (при условии, что обе трансмиссии имеют одинаковое число звёзд на кассете). Существует также совместимость всех производителей по системам (шатунам), и это всё.

Начинающему стоит приглядеться к группам среднего уровня (у Shimano это 105 или Ultegra, Sram – Force, Campagnolo – Centaur либо Athena, Chorus), где есть компромисс цена – качество. Полную информацию можно почерпнуть на сайтах производителей.

Можно также добавить несколько слов о дополнительных устройствах, которые могут понадобиться гонщику для тренировок и гонок. Это велокомпьютеры, пульсометры, измерители мощности.

Тренировки и гонки с датчиком мощности (PowerMeter) кардинально отличаются по эффективности. Скорость и сердечный ритм не дают объективной картины по работе. При этом, любой PowerMeter добавляет от 1000 долл. к стоимости велосипеда.

Есть несколько видов датчиков измерения мощности.

Резюмируя всё вышеописанное, рекомендация могла бы быть такой: начинающему с ограниченным бюджетом стоит обратить внимание на велосипед с алюминиевой рамой (или недорогой карбоновой не от пафосного производителя – Merida, Focus, Trek, Scott) и карбоновой вилкой, навеской Shimano 105 – Ultegra, (Sram Force, либо Campagnolo Centaur – Athena), колёса Fulcrum Racing 5 или 3, Campagnolo Zonda, Mavic Ksyrium Elite.

Если бюджет побольше, то можно подумать о ещё одной паре колёс – Falcrum Racing 1, Campagnolo Eurus, Mavic Ksyrium SL.

Если бюджет не является решающим фактором, то можно выбрать велик с породистой карбоновой рамой (например, Cervelo, Colnago, Pinarello, Look), отличными колёсами (Zipp, верхние Mavic или Campagnolo, Fulcrum, Lightweight) и топовой навеской (Shimano Dura Ace, Sram Red, Campagnolo Record или Super Record).

Ну, а если средства позволяют, то можно и о кастомном велике подумать…

Теперь – от теории – к практике.

Велосипед можно купить и в зарубежных интернет-магазинах (типа http://www.chainreactioncycles.com, Библия велосипедиста](http://www.wiggle.co.uk)».

Шоссейный велосипед – легкий, быстрый и практичный байк для передвижения по ровным дорогам на высокой скорости. Среди своих «собратьев» шоссейник удерживает первое место по скоростным характеристикам, позволяет наиболее полно развивать все группы мышц, а также удобен в эксплуатации.

Большую популярность этот вид транспорта завоевал у любителей велокросса и здорового образа жизни. Сочетание привлекательных характеристик шоссейного велосипеда делает его все более востребованным в нашей стране. К сожалению, хорошими дорогами и трассами располагает далеко не каждый регион, что несколько ограничивает спрос на данный тип велосипедов в пользу МТБ или гибридов. Тем не менее шоссеры можно встретить часто, причем не только в период велосезона, а на протяжении всего года. Что же такого особенного скрывает в себе этот велосипед, а также, как правильно подойти к его выбору, подробно осветим в этой статье.

Характеристики шоссейного велосипеда

Отличительные параметры байка-шоссера, которые определяют его принадлежность к данному классу:

  • суперлегкая рама;
  • большой диаметр колес;
  • тонкие гладкие шины;
  • жесткая ;
  • изогнутый руль;
  • развитая трансмиссия;
  • облегченные тормоза.

Рама обеспечивает шоссейному велосипеду два основных показателя – легкость и высокую прочность. Эти два показателя напрямую определяют динамику передвижения и долговечность конструкции. У шоссеров они изготавливаются из алюминиевого сплава – металлические, или из углеродного волокна – карбоновые. Лучшими прочностными показателями обладают карбоновые рамы, однако по стоимости они значительно дороже алюминиевых.

Шоссейные байки оснащаются колесами большого диаметра – 28 дюймов. Точно такие же ставятся на некоторые модели сиглспидов, на и гибриды. Что дает большая площадь колеса? В первую очередь быстрый разгон, стабильную скорость и большой накат. Последний параметр особенно важен для шоссейников при маневрировании между препятствиями, когда велосипед движется за счет инерции колес.

Кроме этого, большие колеса амортизируют велосипед на небольших кочках и трещинах дороги. Правда, эффективность такой амортизации невелика.

Покрышки на таких больших колесах шоссейника практически незаметны, но они есть. Гоночный класс велосипедов снабжают гладкими узкими шинами с толщиной профиля 18-28 мм. Их накачивают до сверхвысокого давления, которое полностью устраняет динамические потери. Рисунок протектора выражен слабо.

Ходовая поверхность скоростной шины

Шоссейники снабжаются жесткими вилками, так как предназначены для езды по ровным трассам. Амортизационная вилка играла бы в этом случае роль «тормоза»: постоянно раскачивала бы велосипед в вертикальном направлении и не давала разогнаться.

Руль-баран – отличительная характеристика шоссера. Конструкция обладает низким сопротивлением воздуху, благодаря чему велосипед характеризуется отличной проходимостью даже в условиях сильного встречного ветра. Кроме того, изогнутая форма руля позволяет велосипедисту периодически менять положение рук на длительных перегонах.


Руль «бараньи рога» считается самым анатомичным

Шоссейный байк развивает высокую скорость на ровных участках, с легкостью преодолевает затяжные и кратковременные крутые подъемы, отлично входит в повороты и не боится сильного ветра. Немалую роль в этом играет система передач с широким спектром передаточных отношений. Классическая система – 3 Х 8 или 3 Х 9, с общим числом передаточных комбинаций до 27.

Шоссейные велосипеды оснащаются легкими клещевыми тормозами с высокой модуляцией. В сравнении с другими типами тормозов эти обладают наименьшим весом, что очень важно для разгона и скорости.

На новые модели не устанавливаются педали, что может сильно смутить при покупке велика в первый раз. Так повелось, что универсальными педалями шоссейники не снабжаются, а приобретать их надо отдельно с учетом размера и формы ног.

Динамика шоссер-байка:

  • средняя скорость на 2-3 км/час выше, чем у МТБ при одинаковых энергозатратах;
  • максимальная скорость на 7 км больше по сравнению с горным велосипедом, предельные значения в идеальных условиях могут достигать 50-60 км/час;
  • высокая устойчивость в активном движении;
  • низкая маневренность на небольшой скорости.

Седло на шоссейниках устанавливается выше уровня руля, за счет чего посадка занижается, а корпус приобретает горизонтальное положение или близкое к нему. Это сводит к нулю аэро-сопротивление, но ухудшает обзорность по сторонам и сзади.

Какие виды шоссеров встречаются в продаже

По типу конструкции шоссейные байки разделяются на три типа:

  • универсальные;
  • прогулочные;
  • гоночные.

Универсальные велосипеды чаще всего согласуются с обывательским понятием «шоссейник». Предназначены для поездок на большие расстояния: от 50 до 250 км за раз. Рекомендованная периодичность использования – несколько раз в неделю. Один-два раза в год можно выкатывать на групповые выезды протяженностью больше 250 км.

Геометрия рамы предусматривает полунаклонённое положение велосипедиста: угол наклона к горизонтальной плоскости в пределах 70 градусов.

Прогулочный вариант оснащен прямым МТБ-рулем и подходит для тех, кто принципиально не приемлет «руль-баран» и не любит катать в полусогнутом состоянии. В отличие от универсальных шоссер-байков, прогулочные обеспечивают более прямое положение тела и лучший обзор по сторонам. Подойдет также для поездок на невысокой скорости. Данный тип ШБ иногда относят к гибридам.


Эта модель сочетает комфорт управления прямым рулем и скорость шоссейника

Гоночный шоссейник – самый легкий и динамичный велосипед: карбоновая рама, «невесомые» и прочные колеса, высококачественное навесное оборудование. Этот байк предназначен для соревнований, марафонов и путешествий по автодорогам. Геометрия рамы «сгибает» велосипедиста, очень низкая посадка, соответственно, практически нулевое сопротивление воздуха даже в условиях встречного ветра. Стоимость в сравнении с универсалом и прогулочной моделью будет значительно выше. Правда, стоит помнить, что шоссейный велосипед не бывает дешевым.

Как выбрать шоссейный велосипед

Первое, чему должен соответствовать велосипед – это параметрам самого велосипедиста. В первую очередь внимание уделяется росту, так как по нему подбирается размер рамы.

Ростовка – показатель, по которому велосипед соответствует росту человека. Правильное соотношение обеспечит максимальный комфорт передвижения, исключит усталость ног, рук и спины, исключит риск травм во время езды.

Для ориентировки были разработаны специальные таблицы, где рост человека (в см) соотносится с длинами велосипеда.

Значения хоть и приблизительны, но для большинства покупателей подходят. Исключения составляют нестандартная комплекция человека или индивидуальные неудобства при посадке. В этом случае нужно «примерить» несколько велосипедов и определить, какой из них не доставляет дискофорта. Обкатка нового велосипеда – рекомендуемая процедура для всех новых байков, будь то дорожник, МТБ или шоссер. Поэтому по возможности не пренебрегаем возможностью опробовать велик на практике.

Таблица ростовок для шоссейных велосипедов:

Рост велосипедиста, см Размеры рам, см
155 – 165 48 – 51
165 – 170 51 – 53
175 – 180 53 – 55
180 – 185 55 – 58
185 – 190 58 – 61
190 – 195 61 – 63
195 – 200 63
свыше 200 65


Высота рамы по росту определяется расстоянием между концами подседельной трубы

Для подтверждения данных из таблицы воспользуемся вторым способом определения соответствия роста велосипедиста:

  1. Поставить велосипед в прямое положение, надежно придерживая его.
  2. Встать строго над верхней трубой рамы так, чтобы она оказалась между ног.
  3. Расстояние от паха до рамы должно быть не менее 6 см, оптимально – 10 см, или ладонь в вертикальном положении должна проходить в этот промежуток. Это и будет оптимальная ростовка.
  4. Если между ладонью и рамой (и ладонью и пахом) остаются большие свободные промежутки, подбираем велосипед побольше и наоборот.


Классический метод подбора велосипеда по росту

  1. Сесть на велосипед и посмотреть на втулку переднего колеса. Ее проекция должна находиться примерно посередине корпуса или немного дальше. В противном случае модель или не соответствует росту, или седло не отрегулировано правильно.
  2. Напрямую влияет на посадку высота седла. На выбранной модели оно должно регулироваться в тех пределах, в которых можно достичь «почти прямой ноги» на педали в нижнем положении. При этом обеспечивается оптимальное положение корпуса: для шоссейных велосипедов это близко к 90 градусам.
  3. Руки должны свободно лежать на руле и доставать до крайних точек рожков. Если пальцы едва дотягивают до тормозных ручек и манеток, то велосипед слишком «длинный» и следует поискать вариант поменьше.
  4. Ширина руля должна приблизительно соответствовать ширине плеч.

Шоссейные велосипеды разнятся по стоимости, которая определяется материалом рамы и качеством комплектующих: ободьев колес, тормозов, манеток, трещоток. Качеству навесов приписываются соответствующие уровни: начальный, средний и профессиональный. Последний делится на качественный любительский и гоночный.

Рассмотрим модели комплектующих трансмиссии от известных производителей запчастей: SRAM и Shimano:

Исходя из стоимости велосипеда и моделей комплектующих, можно прикинуть уровень использования и соотнести его с собственными требованиями. То есть, идти в обратном порядке. По материалу рамы можно сказать следующее: для комфортных и длительных поездок рекомендуется выбрать карбон, а «для себя» по городу – алюминий.

Дополнительные аксессуары

Езда на шоссейном велосипеде – специфичная дисциплина, и без дополнительных покупок здесь не обойтись.

Шлем обязателен для велосипедиста-шоссера. Поездки по дорогам сопряжены с опасностями, и здесь безопасности требуется больше, чем на лесной тропе или холмах.

Наколенники и налокотники дадут защиту рукам и ногам при падении, повысят уровень безопасности и бдительности.


А также можно приобрести и защиту на тело

Перчатки не дадут вылезти мозолям от постоянного трения о руль да и добавят мягкости рукам.

Рюкзак. Крепления багажника и корзины на шоссер-байке отсутствуют. Потому все личные вещи придется возить на спине. Впрочем, это гораздо удобнее в сравнении с багажником.

Велоодежда и специальная обувь. Часто именно шоссеры носят профессиональную одежду в поездках – велошорты, специальную куртку, майку, жилет, велокроссовки – все вместе или на выбор. Профессиональная одежка не мешает в движении, кроме того, она легкая, термоизоляционная и «дышащая», что крайне важно в длительных скоростных поездках.

Зеркало заднего вида немного увеличит вес байка, зато позволит лучше контролировать обстановку. Одно зеркало ставится с левой стороны, два – на оба конца руля.

Защиту от кражи в городе обеспечит , а в темноте путь осветит передняя фара. Задний мигающий катафот сделает велосипедиста заметным на дороге со стороны.

Набор инструментов: гаечные ключи, шестигранники, отвертки, съемники, монтажки – все, что может пригодиться в ремонте двухколесного коня. Дополнительные камеры и насос рекомендуется не только купить, но и брать с собой в дорогу.

Заключение

Шоссейный велосипед – это возможность в полной мере ощутить всю прелесть скоростного катания по трассам и городским дорогам. При правильном подходе к выбору и эксплуатации этот простой, долговечный и быстрый байк способен прокатать не одну тысячу миль, а дополнительные аксессуары сделают поездки безопасными и комфортными.