Хрящевые и костные рыбы. §31. Рыбы: общая характеристика и внешнее строение Все рыбы имеют обтекаемую форму тела

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Внешнее строение и особенности передвижения рыбы".

Цель работы : изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 31 учебника, выполните лабораторную работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.

3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.

4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.

Рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения :

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.

3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.

4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище - в хвост.

5. Хвост рыбы - та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.

7. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

8. Глаза у рыб не имеют век.

9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

Правильные утверждения : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

Задание 4. Заполните таблицу.

Задание 5. Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков; у камбалы - сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул - торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тел у рыб.

Из-за места обитания и передвижения.

Камбала имеет сплюснутую форму, потому что медленно плавает по дну.

Акула наоборот передвигаться быстро (тарпедовидная форма обеспечивает быстрое передвижение в открытой воде).

Тело у леща сплюснуто с боков, потому что он передвигается в водоемах с густой растительностью.

Страница 1

Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)

6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

7. Кровеносная система рыб незамкнутая.

8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.

10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

11. Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые. (+)

2. Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)

б – хрящевых рыб;

в – ланцетников.

3. К парным плавникам относятся:

а – только грудные;

б – только брюшные;

в – грудные и брюшные. (+)

4. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении;

б – защита от хищников;

в – то и другое. (+)

Биологические задачи

1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2. У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

3. Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?

I. Отметь правильные суждения

1. У всех рыб обтекаемая форма тела. (+)

2. Тело всех рыб покрыто костной чешуей.

3. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

4. Основной орган движения и «руль» рыбы – спинной плавник.

5. Органом слуха рыб является наружное ухо.

6. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

7. Выделительная система рыб представлена только почками и мочеточниками.

8. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

9. У рыб, впадающих в спячку, обмен веществ повышается.

10. Сердце у рыб всегда наполнено артериальной кровью.

11. Органы тела рыбы снабжаются смешанной кровью.

12. Оплодотворение у большинства рыб наружное: икра выметывается в воду. (+)

6.3 Контрольная работа «Хрящевые и костные рыбы»

Вариант 1

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

2. Хвост рыбы–та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

3. Глаза рыбы не имеют век.

4. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.

5. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке –артериальная.

7. Плавательный пузырь наполнен смесью газов.

8. Большинство рыб – раздельнополые животные.

9. Органы выделения рыб – туловищные почки.

10. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевые рыбы.

2. Выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые.

2. Тело покрыто костной чешуей:

а – только у хрящевых рыб;

б – только у костных рыб.

3. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – при движении;

б – защиты от хищников;

в – те и другие.

4. Рыба не может поворачивать голову, потому что:

а – череп неподвижно соединен с позвоночником;

б – этому мешают жаберные крышки; в – этому препятствует жаберная чешуя.

Материалы по педагогике:

Информационные технологии
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информацио...

Сущность и содержание понятия геоэкологического мышления
В начале XX. в. географическая наука вышла на качественно новый уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов, в осмыслении буд...

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о...

Везденева Надежда Владимировна

Учитель биологии МАОУ «СОШ № 101» г. Пермь

Тест по теме « Рыбы ».

Задачи: обобщить и систематизировать представления учащихся о многообразии рыб, их приспособленности к водной среде обитания; совершенствовать учения анализировать, сравнивать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.

Вариант I .

Выберите номера правильных суждений:

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.

3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.

4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост.

5. Хвост рыбы – та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.

7. У мирных рыб, например, у карпов, линей, спинной плавник, как правило, широкий и высокий.

8. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

9. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами.

10. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

11. Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой.

12. Рыбы не имеют органов слуха.

13. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.

14. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда.

15. Высушенная хорда осетровых рыб используется в пищу.

16. Тела позвонков имеют двояковогнутую форму.

17. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

18. Кровеносная система рыб незамкнутая.

19. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка.

20. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке – артериальная.

21. Спинной мозг находится в позвоночном канале.

22. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются ребра.

23. У рыб в течение жизни образуются различные условные рефлексы.

24. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

25. Плавательный пузырь наполнен смесью газов – кислорода, диоксида углерода.

26. При увеличении объема плавательного пузыря рыба становится легче.

27. Органы дыхания рыб – жабры.

28. Постоянный ток воды через рот, глотку, жаберные щели поддерживается глотательными движениями ротовых органов.

29. Органы выделения рыб – почки.

30. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.

31. У рыб обмен веществ происходит медленно.

32. Температура тела рыб низкая, но постоянная.

33. Рыбы – раздельнополые животные.

34. Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию огромного количества икринок.

35. Все рыбы нерестятся весной.

36. Сформировавшийся в и кринке зародыш превращается в личинку.

37. Вышедшие из икринок личинки рыб вначале питаются микроорганизмами, а затем дафниями и циклопами и более крупными беспозвоночными животными.

38. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевых рыб.

39. К хрящевым рыбам относятся палтусы, осетры, угри и многие другие рыбы.

40. У хрящевых рыб скелет состоит в основном из хряща, на голове имеются жаберные щели, кожа покрыта особой чешуей, имеющей конические или грибовидные зубцы, покрытые эмалью.

Вариант II .

Выберите правильный ответ:

1. Рыбы относятся к типу:

а) бесхордовых;

б) полухордовых;

в) хордовых.

2. Хорда – это:

а) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него спинных или хрящевых защитных образований;

б) плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;

в) эластичная трубка, в канале которой находится спинной мозг.

3. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:

а) хрящевых рыб (акулы, скаты);

б) костно-хрящевых рыб (осетры, белуги);

в) костистых рыб (окунь, плотва, щука).

4. Тело покрыто костной чешуей:

а) только у хрящевых рыб;

б) только у костных рыб;

в) у всех рыб, за редким исключением.

5. Большинство рыб относится к классу:

а) костных рыб;

б) хрящевых рыб;

в) ланцетников;

6. К парным плавникам относятся:

а) только грудные;

б) только брюшные;

в) грудные и брюшные.

7. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а) создания устойчивости тела при движении.

б) защиты от хищников.

в) те и другие.

8. Плавательный пузырь имеется:

а) у всех рыб;

б) у всех видов рыб, кроме хрящевых;

в) у всех видов рыб, кроме хрящевых и некоторых костных рыб.

9. Плавательный пузырь у рыб выполняет функции:

а) только гидростатические (увеличивает и уменьшает плотность тела);

б) гидростатические, а у некоторых видов рыб и дыхательные;

в) гидростатические, дыхательные (у некоторых видов рыб) и функции поддержания постоянного состава крови.

10. Органы боковой линии имеются:

а) у всех рыб;

б) у некоторых видов рыб.

11. Из икринок рыб выходят:

а) мальки;

б) личинки;

в) сформировавшиеся маленькие рыбки.

12. Кровеносная система рыб:

а) замкнутая;

б) незамкнутая;

в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных.

13. Сердце у рыб состоит из:

а) одной камеры;

б) двух камер;

в) трех камер.

14. Кровь у рыб приносит к органам:

а) питательные вещества;

б) кислород;

в) питательные вещества и кислород.

15. Через сердце рыб проходит кровь:

а) венозная;

б) артериальная;

в) смешанная.

16. Выделительная система у рыб не связана с органами размножения:

а) у всех видов рыб;

б) только у костистых рыб.

17. Забота о потомстве наиболее развита у рыб, которые откладывают:

а) огромное количество икры (десятки тысяч, миллионы);

б) небольшое число икринок в мантийную полость беззубок (горчак), в гнездо из травинок и т. п. и охраняют икру;

в) небольшое число икринок и вынашивают их в особой сумке на брюхе или в ротовой полости.

Правильные ответы:

Вариант 1 – 2,3,4,5,8,9,13,16,19,21,23,25,26,27,29,30,31,33,34,36,37,40.

Вариант 2 – 1в,2б,3а,4в,5а,6в,7в,8в,9в,10а,11б,12а,13б,14в,15в,16б,17в.

1. Выполните лабораторную работу.
Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Цель работы: изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 31 учебника, выполните лабораторную работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.

3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.

4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.
Вывод: рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

2. Заполните таблицу.

3. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения:
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост.
5. Хвост рыбы – та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.
6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.
7. Грудными плавниками рыба пи передвижении пользуется как веслами.
8. Глаза у рыб не имеют век.
9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
Правильные утверждения: 1,2,3,4,5,6,8,9.

4. Заполните таблицу.

5. Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков, у камбалы – сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул – торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тел у рыб.
Это вызвано средой обитания, типом воды, в которой они обитают, и способом добывания пищи.

Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)

6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

7. Кровеносная система рыб незамкнутая.

8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.

10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

11. Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

1 . Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые. (+)

2 . Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)

б – хрящевых рыб;

в – ланцетников.

3 . К парным плавникам относятся:

а – только грудные;

б – только брюшные;

в – грудные и брюшные. (+)

4 . Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении;

б – защита от хищников;

в – то и другое. (+)

Биологические задачи

1 . Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2 . У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

3 . Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?

I. Отметь правильные суждения

1. У всех рыб обтекаемая форма тела. (+)

2. Тело всех рыб покрыто костной чешуей.

3. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

4. Основной орган движения и «руль» рыбы – спинной плавник.

5. Органом слуха рыб является наружное ухо.

6. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

7. Выделительная система рыб представлена только почками и мочеточниками.

8. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

9. У рыб, впадающих в спячку, обмен веществ повышается.

10. Сердце у рыб всегда наполнено артериальной кровью.

11. Органы тела рыбы снабжаются смешанной кровью.

12. Оплодотворение у большинства рыб наружное: икра выметывается в воду. (+)

6.3 Контрольная работа «Хрящевые и костные рыбы»

Вариант 1

1.

1. Большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

2. Хвост рыбы–та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

3. Глаза рыбы не имеют век.

4. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.

5. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке –артериальная.

7. Плавательный пузырь наполнен смесью газов.

8. Большинство рыб – раздельнополые животные.

9. Органы выделения рыб – туловищные почки.

10. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевые рыбы.

2.

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые.

2. Тело покрыто костной чешуей:

а – только у хрящевых рыб;

б – только у костных рыб.

3. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – при движении;

б – защиты от хищников;

в – те и другие.

4. Рыба не может поворачивать голову, потому что:

а – череп неподвижно соединен с позвоночником;

б – этому мешают жаберные крышки; в – этому препятствует жаберная чешуя.

5. Из икринок рыб выходят:

а – мальки;

б – личинки;

в – маленькие рыбки.

3. Распределите рыб по отрядам:

а – Сельдеобразные;

б – Лососеобразные.

1 – пикша; 2 – горбуша; 3 – салака; 4 – сардина; 5 – семга; 6 – сазан; 7 – белуга; 8 – форель; 9 – хариус; 10 – щука; 11 – килька; 12 – анчоус; 13 – корюшка; 14 – налим; 15 – линь.

4. Объясните понятия.

1. Ихтиология.

2. Гомоцеркальный хвостовой плавник.

3. Хроматофоры.

4. Жаберные лепестки.

5. Нерест.

6. Тромбоциты.

7. Венозный синус.

Вариант 2

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.

2. На спинной стороне тела рыбы всегда имеется один спинной плавник.

3. Рыбы хорошо видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

4. У некоторых рыб в течение всей жизни сохраняется хорда.

5. Кровеносная система рыб – незамкнутая.

6. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются ребра.

7. При увеличении плавательного пузыря рыба становится легче.

8. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.

9. Большинство видов рыб в природе откладывают огромное количество икринок.

10. Карп – одомашненная рыба, происходящая от сазана.

2. Выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Хорда – это:

а – спинной мозг;

б – плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;

в – эластичная трубка, в канале которой находится спиной мозг.

2. К парным плавникам относятся:

а – только грудные;

б – только брюшные;

в – грудные и брюшные.

3. Органы слуха у рыб находятся справа и слева в:

а – костях черепа задней его части;

б –жаберных крышках;

в – жаберных дугах.

4. Оплодотворение у большинства рыб:

а – внутреннее;

б – наружное (после откладки икры);

в – наружное (при выведении личинок из икры).

5. Кровь у рыб приносит к внутренним органам:

а – питательные вещества;

б – кислород;

в – питательные вещества и кислород.

3. Распределите рыб по отрядам:

а – Карпообразные;

б – Трескообразные.

1 – скумбрия; 2 – вьюн; 3 – палтус; 4 – горчак; 5 – сазан; 6 – пикша; 7 – салака; 8 – горбуша; 9 – карась; 10 – линь; 11 – налим; 12 – голавль; 13 – плотва; 14 – сайда; 15 – минтай.

4. Объясните понятия.

1. Гетероцеркальный хвостовой плавник.

3. Жаберные тычинки.

4. Каракоид.

6. Молоки.

Вариант 3

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.